Завод муссон Севастополь

Экономику Крыма начнут возрождать с оборонных заводов

По поручению президента Владимира Путина создается государственная комиссия по социально-экономическому развитию Крыма. Как планируется, в группу войдут специалисты по промышленности, эксперты, экономисты, представители законодательной и исполнительной ветвей власти. Уже приглашенные участники комиссии успели провести первичный анализ ситуации и переговоры с председателем Совета министров Республики Крым Сергеем Аксеновым. В результате этих переговоров правительственные эксперты и представители полуострова определились с первыми стратегическими объектами, которые нуждаются в скорейшем возрождении.

Один из членов формирующейся государственной комиссии — зампред комитета Госдумы по промышленности Сергей Дорохин (КПРФ) рассказал, что на полуострове есть достаточно предприятий, которые в скором времени станут частью российского оборонно-промышленного комплекса.

— Нам обозначили главные задачи. В первую очередь мы займемся поддержкой предприятий ОПК, которые находятся там в плачевном состоянии. Это в интересах Черноморского флота и всей страны. Это, конечно же, Севастопольский морской завод (Севморзавод) — одна из крупнейших верфей в Черноморье и даже в Европе, которая оказалась заброшена и разворована, — рассказал парламентарий. — Мы уже провели совещание с главой Севастополя Алексеем Чалым и рассмотрели возможности развития завода.

По словам депутата, планируется, что Севморзавод станет основной ремонтной площадкой для кораблей Черноморского флота РФ, что позволит оптимизировать расходы по его содержанию.

— Вторая основная задача — развитие разработок систем навигации морского базирования, которыми в Севастополе занимались в КБ НПО «Муссон». Это предприятие инфраструктурно есть, но развалено, поэтому будет восстанавливаться, — сказал Дорохин. — При поддержке государства это предприятие сможет стать рентабельным и выполнять как гражданскую, так и военную миссию.

Сегодняшнее КБ НПО «Муссон» в советское время было военно-ориентированным радиозаводом им. В.Д. Калмыкова. До распада СССР радиозавод был крупнейшим предприятием города, выпускавшим радиоаппаратуру УКВ- и КВ-связи ВМФ. Был единственным заводом в Советском Союзе, на котором выпускались станции спутниковой связи «Волна», «Волна-М», «Айсберг». Кроме того, имел собственное конструкторское бюро. Сегодня значительные площади завода заняты коммерческими предприятиями, а общие позиции в радиоэлектронной промышленности значительно потеряны.

— Третий основной вопрос — это возрождение Севастопольского завода по ремонту вертолетов и вертолетных двигателей. Он абсолютно уникален, и вся инфраструктура на нем есть. Сейчас мы проводим анализ, что нужно для модернизации предприятия, — рассказал Дорохин. — В частности, по закупке нового оборудования. Этот завод сможет стать крупнейшим в Черноморском бассейне. Планы по его модернизации мы обсуждали непосредственно с главой правительства Крыма Сергеем Аксеновым.

Адмирал ВМФ России и командующий Черноморским флотом с 1996 по 1998 год Виктор Кравченко рассказал «Известиям», что ранее российский флот использовал заметные объемы продукции трех флагманов крымского ОПК.

— Всё это очень важно для Черноморского флота, потому что на радиозаводе Калмыкова не только ремонтировали радиоаппаратуру, но и производили новую технику. У Крыма раньше был очень высокоразвитый военно-промышленный комплекс. Много производилось радиоаппаратуры для Вооруженных сил, гидрокосмической аппаратуры, космической аппаратуры, — рассказал адмирал. — Сейчас эти заводы нуждаются в реанимации. Научный потенциал там достаточный, люди образованные, бывшие военнослужащие, которые остались там жить. Так что для них это было бы великолепным предложением по рабочим местам, а они смогут организовать отличный кадровый состав.

По словам Кравченко, возрождение заводов сможет значительно увеличить мощность и значимость российского Черноморского флота.

Член комитета Госдумы по обороне Игорь Зотов считает, что восстановление заводов ОПК напрямую повлияет на благосостояние местного населения.

— Укрепление Черноморского флота — наша главная стратегическая задача. Это необходимо и для защиты наших границ, и для истории, и для промышленности страны, и для развития всего региона Крым, — сказал депутат. — Это же и повышение благосостояния жителей полуострова, ведь это новые рабочие места. Не зря Сергей Шойгу восстановил там военно-морское училище. Крым будет военно-морской базой для всей России.

Первый заместитель председателя Госсовета Крыма Григорий Иоффе подтвердил, что развитие ОПК в регионе даст жителям множество новых рабочих мест.

— Реанимация оборонной промышленности приведет к восстановлению исторического величия ЧФ и военной мощи всей страны. Кроме того, это даст жителям множество рабочих мест, — рассказал политик. — Одновременно с этим хочу сказать, что Крым не является убыточным или бедным регионом. У нас большой потенциал, много возможностей для инвестиций. Регион производит массу продукции на экспорт. Так что у России появился достойный новый регион, а не бедный родственник.

Работа всех государственных, министерских и прочих экспертных комиссий до середины этого года должна быть обобщена в правительстве. По итогам всестороннего анализа экономической ситуации в Крыму до 1 июля 2014 года, как заявил недавно премьер-министр Дмитрий Медведев, должна быть подготовлена ФЦП по развитию полуострова, в которую войдут детальный план развития и финансовый прогноз по затратам.

Севастополь в 50-80-е годы

В последующие годы Севастополь продолжал строиться, сохранив статус военно-морской базы Черноморского флота. Состав флота пополнился за счет новых кораблей и кораблей, полученных СССР по репарациям от Германии и Италии. В городе действовали два высших военно-морских училища, которые готовили морских офицеров.

В послевоенные годы интенсивно развивалась береговая инфраструктура главной базы Черноморского флота. С появлением ядерного оружия, под Севастополем начали строиться грандиозные подземные сооружения: бомбоубежища, командные пункты, узлы связи, хранилища боеприпасов (в т.ч. ядерных), подземные заводы, электростанции, холодильники, госпитали, укрытия для подводных лодок, ракетные пусковые установки, хранилища топлива. В Балаклаве в скале был пробит тоннель, в котором разместился завод по ремонту подводных лодок.

Все эти объекты окружала строгая секретность, поэтому неудивительно, что город долгое время был закрыт для свободного посещения и попасть в него можно было только по специальным пропускам.

Страшная трагедия потрясла Севастополь 29 октября 1955 года. В 1 час 30 минут ночи стоявший на бочках у Госпитальной стенки флагманский корабль Черноморского флота «Новороссийск» (бывший итальянский линкор «Юлий Цезарь», включенный в состав Черноморского флота в 1949 году по репарациям) был взорван.

Причина взрыва до сих пор не известна. Наиболее вероятной является версия, что «Новороссийск» был подорван итальянскими подводными диверсантами, которые тогда имели лучшую в мире школу подводной диверсионной работы. Трагедия «Императрицы Марии» и «Новороссийска» на одном и том же месте стала мистической и неразрешимой загадкой истории Севастополя.

Линейный корабль «Новороссийск» и его команда

В результате преступно бездарной спасательной операции, которой руководил командующий флотом вице-адмирал В.А. Пархоменко, линкор через 3 часа 45 минут после взрыва перевернулся. Внутри его осталось и впоследствии задохнулось около 200 человек. Несколько суток родственники и сослуживцы слышали их стук. Погибая, моряки пели «Варяга». Потом все стихло…

Общее число жертв трагедии, над которой несколько десятилетий висела завеса секретности, составило 611 человек. Их память была увековечена лишь годы спустя.

Подъем линейного корабля «Новороссийск»

Несмотря на усиливающуюся гонку вооружений, в начале шестидесятых годов Н.С. Хрущев начал частичную демилитаризацию страны. Ранее закрытый город Севастополь был открыт для соотечественников, и в нем начала развиваться гражданская промышленность.

В городе развивались предприятия рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей промышленности, приборостроения и др. В течение 60-70-х годов в Камышовой бухте был основан рыбный порт, создавалась крупнейшая база океанического рыболовства. Рыболовецкие траулеры СПО «Атлантика» можно было встретить во всех морях и океанах.

Морской завод им. С. Орджоникидзе строил и ремонтировал не только военные корабли, но и гражданские суда. Приборостроительный завод «Муссон» выпускал различные навигационные приборы и радиоаппаратуру преимущественно для ВПК. Кадры для предприятий, выпускающих сложную аппаратуру, готовил специально созданный Севастопольский приборостроительный институт (сейчас он преобразован в Севастопольский национальный технический университет).

Cевастопольский приборостроительный институт

Между Севастополем и Балаклавой началась разработка месторождения крымского полумрамора, который использовался на металлургических заводах Украины при выплавке некоторых видов стали.

В пригородной зоне Севастополя располагались винодельческие совхозы. Они являлись основными поставщиками виноматериала на Инкерманский и Севастопольский винзаводы, которые славятся своими сухими винами и замечательным шампанским.

В послевоенные годы территория городской застройки значительно расширилась: до 1941 года городской окраиной была нынешняя площадь Восставших, в следующей за ней Загородной балке уже находились дачи и хутора. За полвека, прошедшие после войны, на берегах Карантинной, Песочной, Стрелецкой, Круглой и Камышовой бухт вырос огромный городской район, превышающий по населению довоенный Севастополь, а по площади — превосходящий его в несколько раз.

Площадь им. 50-летия СССР — своеобразные ворота Гагаринского района

Кроме западного направления, город застраивался и в южном: на месте бывшего военного аэродрома возник микрорайон проспекта Острякова, на склонах Воронцовой горы — Проспект Победы, а через балку — улица Горпищенко.

К сожалению, начиная с конца 50-х годов, архитектурный облик города начал меняться в худшую сторону: за редчайшими исключениями новые районы застраивались безликими типовыми домами, унылое однообразие которых очень трудно будет когда-либо изменить или приукрасить. Это была общая для страны тенденция, и Севастополь не стал исключением.

За послевоенный период возрожденный Севастополь стал не только крупнейшей военно-морской базой и промышленным центром, но и средоточием науки и культуры.

В городе основывается ряд академических и отраслевых НИИ: Институт биологии южных морей (на базе Морской биологической станции), Морской гидрофизический институт, Севастопольское отделение государственного института океанологии и океанографии, Черноморский филиал НИИ технологии судостроения и ряд других.

Гидрофиз. Конец 1960-х годов

Появляются в Севастополе и вузы: Севастопольский приборостроительный институт, быстро вставший в ряд крупнейших политехнических вузов страны, и два высших военно-морских училища: Черноморское им. П.С. Нахимова (ЧВВМУ) в Стрелецкой балке и Севастопольское инженерное в бухте Голландия (СВВМИУ).

Грандиозное здание СВВМИУ, до сих пор являющееся самым длинным в Европе (около 500 м), построено на основе проекта и на фундаменте здания Севастопольского морского кадетского корпуса, который был основан в 1916 году и выведен в Бизерту при эвакуации Белой армии в 1920 году.

Главное здание учебного корпуса СВВМИУ

Для основанных еще до войны севастопольских театров — им. А.В. Луначарского и флотского им. Б.А. Лавренева в 50-е годы были построены замечательные здания, ставшие гордостью и украшением Севастополя.

К концу 80-х годов население Севастополя перевалило за 400 тысяч человек, и он стал самым крупным городом Крыма.

Город рос и развивался, строил планы на будущее. Но история распорядилась иначе.

Гармаш П.Е. Город-герой Севастополь. Путеводитель. — Симферополь: «СОНАТ», 2004.

Золотарев М.И., Хапаев В.В. Легендарный Севастополь: увлекательный путеводитель. — Севастополь, 2002.

Севастополь: путеводитель. — Севастополь: «Библекс», 2009.

Знакомьтесь — Крым удивительный! Путеводитель по городам и окрестностям. — Симферополь: «РуБин», ЧП Бинькин, ЧП Литвинова, 2006.

Оставьте комментарий