Сызранский вознесенский мужской монастырь

kukmor

Много раз бывая в Сызрани, когда мы навещаем бабушку Ксюши aksanova, и проезжая мимо монастыря, всегда хотелось в нем побывать.
Наконец, недавно это удалось. Сам игумен проводил нам экскурсию и я смог узнать многое для себя о монастыре, об его истории, неразрывно связанной с историей города Сызрань. Впечатлили рассказы о том что там было при советской власти и о чудотворной иконе, а также о тех чудесах, которые она являла жителям Кашпира и Сызрани.

История Вознесенского мужского монастыря в Сызрани начинается с перевода солдат и сержантов из Симбирска, Казани, Тетюш в новостроящуюся крепость Сызран.

Жизнь людей того времени была неразрывно связана с православным храмом. В то время службе Отечеству военные отдавали 25 лет своей жизни.
3. Сайт монастыря — http://vozmon.ru/

Оставшись без родственников, без семьи многие солдаты уходили в монастыри. Как свидетельствуют хроники тех лет «…Многие из солдат «стары и дряхлы», собираются постричься в иноческий чин, а постричься им негде, монастыря у них нет, а другие города удалены, и помирают многие без пострижения …». Поэтому в мае 1685 г. по указу царей была дана грамота старцу Кириллу на постройку монастыря Вознесения Господня, Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила «против города Сызрана по другую сторону реки Крымзы на порожней земле, прозвище стрелка». Весной 1687 года старец Кирилл перенес монастырь в город Кашпир, который находился в 8 верстах от Сызрана.

Тайны Вознесенского монастыря от Сергея krumza
«однажды, попался мне на глаза один прелюбопытный документ конца XVIII века. В нём купец Кувшинов отчитывался перед магистратом за проводимый им ремонт мельницы на реке Сызран. В документе содержалась жалоба на то, что приходится нанимать очень много рабочих и при этом нет никакой возможности уследить за тем, нет ли среди них беглых и скрывающихся от закона преступников. Магистрат ещё по этой жалобе ввёл впервые в истории города процедуру регистрации работников, но это так, к слову.
Нас же с вами интересует тот факт, что речь идёт именно о бывшей мельнице Вознесенского монастыря, построенной ещё при основании обители. В 1764 году её конфисковали в казну и сдавали в аренду, а когда почти девяностолетние плотина и строения обветшали, потребовался капитальный ремонт. Вот я и обратил внимание на то, что мероприятие это оказалось весьма дорогостоящим, потребовавшим значительных усилий и почти двухлетнего срока. А как же тогда мельницу построили несколько монахов, терпевших при этом крайнюю нужду, да ещё в новопостроенном городе, где всего-то жило около 500 семей?
Первым делом я решил проверить, а о той ли самой мельнице идёт речь. Благо при передаче Вознесенской обители в 1695 году в архирейский дом была составлена подробная опись всего монастырского имущества. В ней значилась «мельница на реке Сызран три амбара, в них пять поставов жерновых каменьев да толчевых ступ, в которых толкут просяные и иные хлебные крупы, семь ступ с песты». Далее упоминаются находящиеся в тех амбарах «мельничных жерновых каменьев десять, пять веретен железных, пять порхлиц, пятеро круги шестеренних, пять подпядных железных со всякими тех мельниц железными и деревянными заводы». Сомнений быть не могло – это та самая мельница! Огромнейшее, сложнейшее по тем временам инженерно-техническое сооружение.
Одна плотина чего стоила. Перекрыть Сызранку – это вам не раз плюнуть. Забивали в дно мощнейшие брёвна, стягивали их полосовым железом, оплетали прутьями, а затем засыпали землёй. Сложнейшим мероприятием было перекрытие реки. Огромное количество людей бегом подносили мешки с песком, сбрасывая их в воду. Течение при этом ускорялось и начинало уносить возникавшее препятствие. Шло настоящее соревнование на скорость. На какие только ухищрения не пускались опытные мельники при перекрытии реки, даже приносили жертвы водяному.
На плотине воздвигли мельницу, располагавшуюся в трёх зданиях, да и всё это мельничное оборудование тогда стоило страшно дорого. И всё это построили старец Филарет с несколькими братьями, терпевшие при этом крайнюю нужду? Купец Кувшинов, один из богатейших людей Сызрани, державший у себя во дворе лебедей ради забавы, разорился только на ремонте этой мельницы.
Так кто же её построил?»
4. Очень понравилось на территории монастыря — там настоящий мини Версаль прямо!
😉

На прежнем месте при часовне остались только несколько человек под начальством старца Филарета. Благочестивые жители города Сызрани никак не хотели оставаться без святой обители. В 1691 г. оставшаяся братия и горожане попросили благословение у Патриарха Адриана на постройку обители в честь Вознесения Господня и от Кашпирского монастыря возвратить Сызранскому первоначально данную землю. Получив благословение, старец Филарет возобновил строительство монастыря. В 1691 году началось возведение деревянной Вознесенской церкви, на которую по просьбе старца Филарета была даже пожалована небольшая сумма денег от царского двора.
5.

6. Нас встретил сам игумен Марк

7. У него там, кстати, просто чудный розарий!

В 1694 году появилась деревянная церковь во имя Вознесения Господня. Из других настоятелей особо известен игумен Михаил. Он в 1711 году основал невдалеке от Сызрани Жадовскую пустынь. В 40-х годах ХVIII столетия здесь, в этой тихой обители, доживал свой век знаменитый архимандрит Иона (Саникеев). Он был некогда одним из 9 иерархов, подписавших проект петровского Духовного Регламента (Закона о церкви). При Екатерине II архимандрит Иона стал членом Святейшего Синода, но потом оступился на скользких тропах власти и был сослан в далекий Свято-Вознесенский Сызранский монастырь.
8. Экскурсия началась
По докладу Святейшего Синода Высочайшим Указом в 1832 году состоялось учреждение обособленной Симбирской епархии с отделением ее от Казанской митрополии. Первым управляющим самостоятельной Симбирской епархии стал архиепископ Симбирский и Сызранский Анатолий, который последние два года своей жизни провел в Сызранском Вознесенском монастыре на покое, где умер и похоронен.
9. Подробные сведения о настоятелях появились с 1834г., когда сюда наместником был переведен из Алатырского Троицкого монастыря архимандрит Герман, до пострижения Иоанн (Похвалинский). Он вел широкое капитальное монастырское строительство, начав с ограждения территории в границах жалованных земель. Возвел здание Сызранского духовного Правления, построил каменный двухэтажный богодельный дом с переходом к Феодоровскому храму.
10. Настоятель Вознесенского Сызранского мужского монастыря игумен Марк
11. Самый же большой вклад в развитие обители внес архимандрит Августин, который являлся настоятелем с 1848 года. В период его управления было построено большинство построек. В 1852 году был построен каменный холодный Вознесенский храм (на фото)
Именно при нем в 1855 году Сызранский Вознесенский монастырь был переведен из обители третьего класса в первый.
12. В эти же годы построен игуменский дом с домовой церковью, освященной в честь св. Петра и Павла, братский корпус, а в 1857 году каменная одноэтажная пекарня и каменная баня для братии. О том, как была построена теплая церковь во имя иконы Феодоровской Божией Матери, свидетельствует следующая история.
В деревянном храме Вознесения Господня хранилась главная сызранская святыня — икона Феодоровской Божией Матери, перенесенная сюда в середине ХУIII столетия из Кашпира. На тот ключ, где она явилась ежегодно шел крестный ход. Икону носили по домам, окрестным селам и деревням.
Вскоре по переносу иконы случилось чудо. Жил тогда в Сызрани отставной дворянин Иван Васильевич Борисов. Был он человеком в годах и страдал сильной болезнью глаз, из-за которой временами лишался зрения. Будучи глубоко верующим, несколько лет упорно молился о выздоровлении образу Феодоровской Божией Матери.
Вскоре он полностью излечился и в благодарность он дал обет выстроить вместо деревянного Вознесенского храма каменный, что и осуществил.
13. Позднее в 1825 году новая церковь была расписана крепостным художником Никифором Андреевичем Резниковым, а в 1855г. она получила свое нынешнее название: во имя иконы Феодоровской Божией Матери.
Во время советской власти здесь устраивали авто гараж для грузовиков. Над входом видна полоска — вырубили просто прямоугольный въезд для машин и всё…
14. Внутри идет реставроация, сюда пускают не всех
Продолжение про тайны:
«А, самое главное, кто дал огромные деньги на строительство? Никаких данных на этот счёт нет. Громадина мельница (она до конца XIX века оставалась крупнейшей в Симбирской губернии) появилась в 1695 году словно ниоткуда. Придётся строить версии. Благо, их немного.
Прежде всего, кто тот мастер, который соорудил это чудо техники XVII века? Инженерных школ тогда не было, мастерство передавалось из рук в руки, так что построить мельницу мог лишь тот, кто уже имел подобный опыт. Но, в том то и дело, что такие махины во всей России можно было пересчитать по пальцам. Особенно славился своими инженерными сооружениями Соловецкий монастырь.
А обитель эта была известна своими традиционными связями с казачеством. Там приняли постриг участники знаменитой обороны Азова, туда ездил с посольством молодой Степан Разин, там оказались многие участники восстания под предводительством этого знаменитого атамана. Незадолго до основания Вознесенского монастыря Соловецкий был разгромлен, многие его обитатели скрылись. Где было им лучше укрыться? Лучшего места, чем вольная Волга тогда не было. Тем более, что в середине 80-ых годов XVII века правительство начало прощать бывших участников разинского восстания и разрешило им вернуться в родные места. Вместе с амнистированными и с их помощью сюда легко могли перебраться и участники знаменитого соловецкого бунта, вызванного церковной реформой.
Миряне легко могли затеряться среди посадских новопостроенного города, а куда податься монаху, не желавшему нарушать свои обеты? В новопостроенный монастырь, конечно. Во всяком случае, версия, что мельницу на Сызранке, построил именно выходец из Соловецкого монастыря, мне представляется наиболее правдоподобной. Именно там находились лучшие в тогдашней России гидротехнические сооружения.
Но эта версия не даёт ответа на другой вопрос: откуда деньги? Мало уметь строить. Нужно приобрести дорогостоящее оборудование, нанять огромное количество работников, да ещё в малонаселённом пограничном крае. Людей, располагавших подобными средствами, не было не только в Сызране, но и в более крупном и развитом Симбирске.
Старательно отбросив все чересчур неправдоподобные версии, я обратил внимание, что монастырю оказывал явное покровительство казанский митрополит Маркел. Именно в его непосредственное владение отошла обитель сразу после завершения строительства, да к тому же владыка обладал необходимыми средствами для проведения работ.
Показался странным и ещё один факт.»
15.
16. Конец XIX начало XX века — это период расцвета монастыря. Владения его были немалыми — 35 тысяч десятин. Немногочисленная братия в количестве 30 человек умело управлялась с огромным хозяйством.
На территории размещалась самая крупная в губернии мельница, имевшая 27 поставов, находились хлебные амбары, скотный двор, квасоварня, пекарня и другие постройки.
Монастырскими средствами поддерживалось духовное училище Сызрани. Обитель имела свою библиотеку, насчитывающую около 300 томов, половина из которых была приобретена архимандритом Августином.
17.
18.
19.
20. Та самая чудотворная икона Фёдоровской Божьей Матери (фото с http://vozmon.ru/, так как была под пленкой во время нашего посещения)
21.
22. По постановлению Средне-Волжского облисполкома от 17 декабря 1928 года была закрыта Вознесенская церковь, а в начале 30-х- Феодоровская.
23. Внутри церкви Фёдоровской Божьей Матери
24. После тысячелетия празднования Крещения Руси вновь стали возрождаться из руин храмы и монастыри Русской Православной Церкви. Все возвращается на круги своя. 24 июня 1996 г. архиепископ Самарский и Сызранский Сергий вновь освятил соборный храм монастыря и совершил в нем Божественную Литургию.
В монастыре поселились монахи, послушники, трудники, которые стараются вернуть обители первоначальный облик и возродить в ней истинную монашескую жизнь.
25.
26. Открыт Вознесенский храм, где ежедневно проходят богослужения и Таинства церкви. Здесь совершают молебны перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша», для страдающих недугами пьянства и наркомании, а также покаянный молебен для женщин, совершивших грех детоубийства во чреве своем, читается «Неусыпаемый Псалтырь».
В 2002 году Священным Синодом на должность настоятеля монастыря утвержден иеромонах Марк (Алексеев), а в 2004 году архиепископом Самарским и Сызранским Сергием возведен в сан игумена. Именно игумен Марк начал активную деятельность по возрождению святыни Сызранского края – Вознесенского мужского монастыря. Он лично руководит всеми строительно-реставрационными работами. При монастыре действует православная библиотека. работают швейная и иконописная мастерские
Продолжение про тайны:
«Пожалование землёй (те самые 3500 десятин) состоялось в 1687 году, уже после того, как старец Кирилл перенёс монастырь в Кашпир. Некоторое время даже была неопределённость – кому всё же принадлежат эти пашни и покосы. Затем всё решилось в пользу сызранского.
Кстати, одного из жертвователей Вознесенского монастыря обнаружить всё же удалось. Им оказалась … царская семья. В документах сохранилось упоминание, что старец Филарет «просил и не тщетно царских пожертвований».
Теперь цепочку событий далёкого XVII века можно восстановить следующим образом. Первого апреля старец Кирилл уходит на Кашпир, сразу после этого бразды берёт в свои руки Филарет. Сызранский монастырь получает огромные земельные и денежные пожалования, строит мельницу, церковь деревянную сосновую об одном престоле с крыльцом и клиросами, колокольню с шестью колоколами, четыре кельи с сенями. Кстати, на момент составления описи в 1695 году, огромные засызранские угодья ещё числились за кашпирским монастырём. Теперь остаётся лишь упоминание о Вознесении Господнем. Престолы во имя архангела Михаила и Богородицы Смоленской воздвигнуты не были, что может говорить о том, что обитель теперь не предназначалась для пострижения отставных воинов по обету.
Среди другого имущества обращают на себя внимание два предмета. Один – требник старой печати. Почему, дьяк обратил внимание именно на это обстоятельство и счёл нужным его отметить? Старой печати – изданный до Никона или что? Второй – кувшин персидской работы. Он как-то сразу выделяется из прочего имущества монастыря, всех этих потиров, риз, налоев, пелён и тому подобного.
В монастыре в 1695 году жило семь старцев: строитель Корнилий, Авраамий, Афиноген, Афанасий, Иов, Серапион и Феодосий. Иноческие имена надёжно укрыли их прошлое. Вряд ли мы узнаем, кто они, откуда и какие грехи замаливали в отдалённом пограничном монастыре.
Тем не менее, мне попалось упоминание о человеке, который дважды сменил своё имя – он был схимомонахом, то есть постригшимся уже из монахов в великую схиму. Но даже это не позволило ему уйти от своего прошлого. В библиотеке монастыря хранилась месячная минея за сентябрь, напечатанная в 1704 году. На ней надпись «… схимомонах Пахомий Казаков приложил сию книгу от своего усердия на помин души своей и своих сродников». Была и ещё одна минея (книга для ежедневного чтения), где Пахомий именует себя Гулюшевцем.
Зачем этот человек, отрёкшийся от мира, оставивший даже рядовую монашескую жизнь и судя по всему, уже стоявший ногой в могиле, так упорно записывал свои прозвища? А они не оставляют ни малейшего сомнения – Пахомий хотел подчеркнуть своё казачье прошлое. Книга была надписана в 1718 году, в глубокой старости. Какова была молодость? Можно только догадываться. Не здесь ли лежит разгадка того, как персидский кувшин оказался в монастырской ризнице. Не была ли тайна Вознесенского монастыря каким либо образом связана с восстанием Степана Разина? Тем более, что как раз в то время проклинаемый во всех церквях атаман вновь напомнил о себе.
В 1690 году в Нижний Новгород, а затем в столицу поступило известие, что сын Степана Разина Афанасий собрался в Москву и при этом заявил: «… с воровскими казаками и все крови отца своего отолью сего же лета». Оказалось, что потомок знаменитого атамана уже неоднократно отличался в военных походах, в 1684 году побывал в татарском плену и успел заработать на Дону немалый авторитет. Власти приняли меры и больше упоминания Разине-младшем не встречаются. Куда он делся? Не был казнён – это точно. А вот монастырь – самое надёжное место, чтобы удалить беспокойного человека из суетной мирской жизни.
Да и у самого Степана Тимофеевича были какие-то таинственные связи с митрополитом Астраханским Иосифом. Все знают, что владыка погиб от рук восставших, но при этом, как-то упускают из внимания, что это произошло лишь через месяц после пленения Разина. Пока же тот держал власть в руках, митрополита никто не смел тронуть. Он не только спокойно жил на своём подворье, но и поддерживал переписку с Москвой, при этом бесстрашно обличая и призывая к покаянию восставших, обещая им своё заступничество.
По всему видно, что Разин относился к Иосифу с почтением и оказывал покровительство.
Иностранный наёмник Фабрициус, человек весьма осведомлённый, оставивший воспоминания крестьянской войне в России, утверждал, что Разин утопил в реке свою любовницу, княжну, от которой имел сына. Об этом потом ещё сложили знаменитую песню. Ребёнка же отдал на воспитание митрополиту Иосифу, приложив изрядную сумму денег. Не отсюда ли тянется ниточка к монастырю, основанному через семнадцать лет после описываемых событий? Помните персидский кувшин в ризнице?
На той самой минее схимомонаха Пахомия есть упоминание, что она приложена с благословения митрополита Казанского и Свияжского Тихона. Зачем понадобилось разрешение самого владыки? За год до этого игумен монастыря Михаил тоже приложил прологи (церковные книги) без чьего бы то ни было благословения. Кстати, сам Михаил через несколько лет оказался замешанным в антиправительственных делах и был казнён в Петербурге…»
27. Вознесенский монастырь также являлся и местом первого некрополя города Сызрани. Существовал благочестивый обычай: погребать горожан на монастырском кладбище за вклады на помин души.

Последним настоятелем монастыря был архимандрит Александр, в миру Вахатов Сергей Флегонтович. Согласно архивным данным именно он в 1923 году подписал акт о роспуске монастыря. 19 февраля 1938 года в городе Куйбышеве архимандрит Александр был расстрелян.

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36. Рядом с нашей группой блогеров появилась другая, то ли туристов, то ли паломников.
37.
38.
Дополнительной информацией меня снабдил Зацаринный Сергей krumza, он же и организовал эту интересную экскурсию
Справка:
Год основания монастыря:1685
Адрес: Россия, Самарская область, г. Сызрань, ул. Монастырская, д. 2
Проезд:На выезде в сторону Саратова
Координаты:53.14808, 48.43849
Tags: kukmor, блог-туры, блогеры, искусство, история, память, поддержка, путешествия, религия, фотографии Subscribe to kukmor

Вознесенский Сызранский мужской монастырь, Самарская область

8 июня 2016 года

С отданием Пасхи! Этот год в нашей обители юбилейный, 20 лет с момента возрождения монашеской жизни в монастыре. По этому поводу хотелось бы с вами поделиться радостью о Господе!

Вознесенская обитель Сызрани: 20 лет новой жизни.

Сызранский Вознесенский мужской монастырь — самый древний на Самарской земле. В 2015 году обитель отметила 330 лет со дня основания. В эти три с лишним века его история запечатлела немало светлых, радостных, печальных и подчас трагических событий.

Начало всех исторических событий — основание в мае 1685 года старцем Кириллом по указу царей Петра и Иоанна Алексеевичей мужского монастыря Вознесения Господня, Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила «против города Сызрана по другую сторону реки Крымзы на порожней земле, прозвище Стрелка». Это и перенесение в обитель в первой половине 18 века чудотворного образа Божией Матери «Феодоровская», явленного на источнике близ Кашпира. И строительство в 1738 году первого каменного храма дворянином Иваном Борисовым — как исполнение обета, данного Пресвятой Богородице за чудо исцеления своих глаз… Это и угасание монастырской жизни во время секуляризации церковных земель Екатериной II, и новая жизнь, когда при архимандрите Августине (Шеленговском) в середине 19 века был создан единый архитектурный монастырский комплекс, а обитель приобрела статус первоклассного монастыря… Это и закрытие обители в 1923 году, и расстрел в феврале 1938 года в городе Куйбышеве последнего наместника — архимандрита Александра (Вахатова). И при всем разорении святой обители, явленная Божия милость — сохранение всех храмов и основных корпусов монастыря в годы сталинского лихолетья… И вот уже два десятилетия насчитывает новейшая история Вознесенского монастыря Сызрани, начавшаяся 24 июня 1996 года освящением соборного храма возрожденного монастыря и первой Литургией, совершенные епископом (ныне — митрополитом) Самарским и Сызранским Сергием.

Чем живет сегодня обитель? Прежде всего, монастырь — это Божий храм, это уставное ежедневное богослужение. Место, куда с каждым годом приходит все больше и больше людей за исцелением собственных, исковерканных грехами, душ. А еще, это — огромная социально-просветительская работа, которую неустанно ведет братия монастыря. Плоды этой работы известны не только в Сызрани, но и далеко за ее пределами. Впрочем, главной оценкой этого кропотливого труда работы является не популяризация себя, не внешняя показуха, а радость детей, увлеченность подростков, заинтересованность молодежи и отрада взрослых. Вознесенский монастырь является начинателем многих добрых дел, полезных акций, конкурсов, направленных на духовно-нравственное развитие человека.

Многолетняя работа в образовательных учреждениях не дает сиюминутных плодов. Приходится работать не только со школьниками, но и с их родителями, учителями. И вот сейчас, спустя полтора десятилетия, более 90 процентов учащихся выбрали для изучения в качестве элективного курса Основ религиозных культур и светской этики предмет «Основы православной культуры». Это — самый высокий результат по Самарской области.

Вознесенский мужской монастырь окормляет Сызранский филиал «Детского епархиального образовательного центра». По данным на 2016 год, дополнительное образование получают около 1,5 тысячи детей при школах № 4, 5, 7, 34, при Георгиевском и Ильинском храмах, в детском доме и самом монастыре по направлениям: художественное, социально-педагогическое, техническое, физкультурно-спортивное. Причем ребята могут заниматься кроме традиционных творческих кружков, в совершенно уникальных: иконописи и колокольного звона. 46 педагогов ведут занятия по 25 учебным программам, утвержденным Министерством образования Самарской области.

Окружной конкурс творческих работ воспитанников и учащихся «Русь моя родная» в нынешнем году будет проводиться четырнадцатый раз! Он собирает по 500—800 конкурсантов от 5 до 18 лет из Сызрани и Октябрьска, Сызранского и Шигонского районов. В шестой раз на Светлой седмице соберет участников и многочисленных зрителей зональный фестиваль вокального творчества детей и молодежи «Поющие ангелы» и во второй раз — ежегодный фестиваль православной культуры и творчества «Наше наследие». И везде учредителем выступает Вознесенский монастырь.

Пятого декабря 2014 года был дан старт подростково-молодежному движению «Добровольцы милосердия» при Сызранском Вознесенском мужском монастыре. В настоящее время число его участников — более трех тысяч школьников. Благополучателями акций «Пасхальная открытка своими руками», «Дети детям — рождественский подарок», «Подари книгу детям», «Чистый город», «Город без снега» и многих других являются ветераны, пожилые люди, многодетные семьи, ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию. А чистую, светлую радость от взаимного общения обретают и те, кто получает подарки, и те, кто дарит их от чистого сердца.

Еще одно уникальное событие — единственное в Самарской губернии! — проходит не первый год на праздник Сретения Господня. Это — Детская миссионерская Божественная Литургия. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, этот праздник является Днем православной молодежи. Дети и подростки исполняют различные послушания в храме: смиренно следят за подсвечниками, помогают ставить свечи, поданные прихожанами, записывают требы, принимают записки, алтарничают, читают Часы и Апостола, а также поют в хоре всю службу целиком. Многие в этот день исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн. Во время праздничной службы ребятам кратко, но емко и доступным языком, разъясняется то, что будет происходить на службе в ближайшее время, смысл последующих действий и молитв священников, диаконов, хора. Надо ли говорить, что подобное действо благодатно и полезно не только для детей, но и для взрослых? А после завершения службы традиционно проходит торжественный Крестный ход вокруг Вознесенского храма, где иконы, хоругви, кресты также несут дети. Все завершается совместным чаепитием.

По благословению Митрополита Самарского и Сызранского Сергия Вознесенский мужской монастырь выпускает ежемесячную религиозно-общественную газету «Вознесенский вестник». На ее страницах жители города могут ознакомиться с новостями обители, узнать расписание служб на предстоящий месяц; действует обратная связь с читателями. Также уже 12 лет на местном телеканале выходит по воскресеньям православная передача «Верую». В ней рассказывается об основах православной веры, дается толкование Евангельскому тексту, происходит знакомство с житиями святых и церковными праздниками. Кстати, согласно рекомендации Синодального отдела по монастырям и монашеству Вознесенский монастырь создал собственный сайт, где представлена многогранная жизнь обители и где гости сайта могут задать интересующие их вопросы и получить компетентные ответы священнослужителя.

Вознесенский мужской монастырь находится в самом центре города Сызрань с его бурной, суетной жизнью, и насельники обители вместе с помощниками помогают многим найти спасительный путь, обрести истинные ориентиры. Православные монастыри всегда были местом, где можно было не только найти утешение и поддержку, но и получить образцы удивительного смирения и трудолюбия, которых так не хватает в современной жизни. Поэтому восстановление монастырей на русской земле чрезвычайно важно и дает надежду на духовное возрождение всего общества, поскольку, по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к монашествующим: «Монастыри всегда являлись источником духовного просвещения; какие бы соблазны не представлял вам мир, помните и знайте: все это тлен и суета. Старайтесь жить добродетельно, сохраняйте духовность, чтобы стать «светом миру и солью земли» и помочь другим прийти к спасению. Тогда вокруг вас спасутся тысячи».

Настоятель Вознесенского мужского монастыря г. Сызрань игумен Марк

Вознесенский мужской монастырь г. СызраньСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Самарская митрополия, Самарская епархия, Монастырское благочиние

Контактная информация

vozmon@mail.ru +7 (8464) 98-30-52 http://vozmon.ru/ Адрес: г. Сызрань, ул. Монастырская, 2

  • Тип монастыря:мужской
  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко):7.00 Полунощница.
    7.45 Часы, Божественная литургия, панихида.
    16.00 Вечерня и утреня.
  • Наместник:игумен Марк (Алексеев)
  • Деятельность:Монашествующие совершают молебны перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша», просят о спасении душ людей, страдающих недугом пьянства и наркомании. При монастыре действует православная библиотека, фонд которой насчитывает более двух тысяч книг. Священнослужители монастыря посещают больных в центральной городской больнице и больнице №2, где расположена молитвенная комната. В реабилитационном отделении городского наркологического диспансера каждый болящий тяжелым недугом наркомании, может пригласить священника из монастыря, исповедаться, причаститься, получить духовное наставление. Здесь также освящена молельная комната в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша».
    Монахи обители проводят духовно-попечительскую работу в специальном коррекционном детском доме, где открыта молельная комната и идут постоянные занятия по предмету «Основы православной культуры». Этот факультатив они также проводят в школах №7, №34, частной школе «Кристалл», реабилитационном отделении для детей с ограниченными возможностями. Свято-Вознесенский мужской монастырь является учредителем ежегодного окружного творческого конкурса «Русь моя родная». Награждение победителей традиционно проходит 4 декабря в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
  • Краткая историческая справка:Сызрань. Небольшой городок, расположенный в местечке, где впадают в Волгу реки Сызран и Крымза. Основан он был в 1683г. по указу царей Петра и Иоанна Алексеевичей, Сибирским и Казанским воеводой Г.А. Козловским и являлся одним из тех русских городов-крепостей, которые охраняли волжский речной путь и новые земли Поволжья от набегов кочевников с Востока.
    Первые жители крепости, в основном солдаты и сержанты, приехавшие сюда из Казани, Чебоксар, Симбирска и других мест, придерживались в подавляющем своем большинстве православного вероисповедания. Поэтому почти сразу внутри крепости появилась, первая соборная церковь, во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
    В мае 1685 г. по указу царей была дана грамота старцу Кириллу на постройку монастыря Вознесения Господня, Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила «против города Сызрана по другую сторону реки Крымзы на порожней земле, прозвище стрелка». Весной 1687 года старец Кирилл перенес монастырь в город Кашпир, который находился в 8 верстах от Сызрана. Он был построен в 1686 году для охраны подходов по реке со стороны Царицына, Астрахани.
    В 1695 году симбирскими чиновниками была составлена первая опись Сызранского Вознесенского мужского монастыря, в котором к тому времени проживало семь монахов. Только в 1696 году появилась деревянная церковь во имя Вознесения Господня. Первым настоятелем монастыря, вероятно, и был его устроитель старец Кирилл, вторым — Филарет. След последующих настоятелей трудно найти в истории. Известно только, что в 1711 г. игумен Михаил основал невдалеке от Сызрани Жадовскую пустынь, но потом спутался со знаменитым еретиком Варлаамом Левиным, личным врагом самого Петра 1, прятал его у себя и попал в Петербург в качестве узника Тайной Канцелярии, где и сложил голову на плахе.
    В 40-х годах 17-го столетия здесь, в этой тихой обители, доживал свой век знаменитый архимандрит Иона (Саникеев). Он был некогда одним из девяти иерархов, подписавших проект петровского Духовного Регламента (Закона о Церкви). При Екатерине Второй архимандрит Иона стал членом Синода, но потом оступился на крутых тропах власти и удалился на покой.
    В 1799 г. в России началось формирование епархий, церковно-административных территориальных единиц. В 1832 году была утверждена самостоятельная Симбирская епархия. Первым ее руководителем стал Архиепископ Симбирский и Сызранский Анатолий, который последние два года своей жизни провел в Сызранском Вознесенском монастыре, где умер и похоронен.
    Подробные сведения о настоятелях появились с 1834 г., когда сюда наместником был переведен из Алатырского Троицкого монастыря архимандрит Герман, до пострижения Иоанн Похвалинский. Подробных сведений о жизни и деятельности архимандрита Германа не сохранились. Известно, что он вел широкое капитальное монастырское строительство, начав с ограждения территории в границах жалованных земель. Возвел здание Сызранского Духовного Управления, построил каменный двухэтажный богадельный дом с переходом к Феодоровскому храму. Был награжден орденами св. Анны второй и третьей степеней. Самый же большой вклад в развитие обители внес архимандрит Августин, который являлся настоятелем с 1848 года. Именно при нем в 1855 году Сызранский Вознесенский монастырь был переведен из обители третьего класса в первый. В период его управления было создано большинство построек, а именно: холодный Вознесенский храм (1852 г.), архиерейский дом с домовой церковью, братский корпус и многое другое. О том, как была перестроена теплая церковь во имя Феодоровской иконы Божией Матери, свидетельствует следующая история.
    В деревянном храме Вознесения Господня хранилась главная сызранская святыня — икона Феодоровской Божией Матери, перенесенная сюда в середине ХУIII столетия из Кашпира. На тот ключ, где она явилась, ежегодно шел Крестный ход. Икону носили по домам, окрестным селам и деревням. Вскоре после переноса иконы случилось чудо. Жил тогда в Сызрани отставной дворянин Иван Васильевич Боржов. Был он человеком в годах и страдал сильной болезнью глаз, из-за которой временами лишался зрения. Будучи глубоко верующим, несколько лет упорно молился о выздоровлении образу Феодоровской Божией Матери. Вскоре он полностью излечился и в благодарность дал обет выстроить вместо деревянного Вознесенского храма каменный, что и осуществил. Нужно заметить, что благочестивый жертвователь сильно рисковал. В России тогда действовал введенный еще Петром Первым запрет на сооружение каменных зданий за пределами Петербурга, а время было суровое — «бироновщина». Позднее в 1825 году новая церковь была расписана крепостным художником помещика Нечаева Никифором Андреевичем Резниковым, а в 1855 г. она получила свое нынешнее название: во имя Феодоровской иконы Божией Матери. В 1859 году отец Августин определен Благочинным Сызранского Сретенского девичьего монастыря — именно он его полностью возвел, обустроил и украсил. Начальство, уважая его высокое благочестие и примерную жизнь, а также ценя его труды за 16 лет управления монастырем, являл к нему знаки своего благоволения и доверия. В 1849 году он был удостоен наперстного креста, а в 1862 году получил орден св. Анны второй степени.
    В 1885 году наместником монастыря был назначен иеромонах Антоний (Никольский). В 1891 году ему был пожалован сан игумена, а в 1895 году — архимандрита. В 1897 году жители города Сызрани чествовали архимандрита Антония по поводу 35-летия служения в священническом сане. От лица городского духовенства и по резолюции Преосвященнейшего Никандра Епископа Симбирского и Сызранского отцу Антонию был преподнесен юбилейный адрес и большой наперстный крест. За время настоятельства отца Антония монастырская служба и строения были приведены в образцовое состояние.
    В XIX веке в Вознесенской обители процветало собственное монастырское хозяйство. Самая крупная в губернии водяная мельница, имевшая 27 поставов, принадлежала монастырю. На территории хозяйственной части обители размещались хлебные амбары, скотный двор, квасоварка, пекарня и другие постройки. Монастырскими средствами поддерживались духовные училища Сызрани и Симбирска.
    Последним настоятелем монастыря был архимандрит Александр, в миру Сергей Флегонтович Вахатов. Согласно архивным данным именно он в 1919 году подписал акт о роспуске монастыря. Все здания и владения монастыря вне его стен: духовное училище, мельницы, торговые лавки и подворья, леса, земельные угодья были национализированы и отошли городу. В распоряжение церковно-приходской общины оставался единственный Вознесенский храм. Вся деятельность общины контролировалась горсоветом и чекистами. Из анализа сохранившихся документов видно, что церковный причт в то время терпел ощутимые жизненные затруднения и фактически оставлен был без денег, питания, работы и под надзором органов ОГПУ.
    Судьба монастыря после революции была такой же, как и у многих других святых обителей необъятной России. По постановлению Средне-Волжского облисполкома от 17 декабря 1928 года была закрыта Вознесенская церковь, а в начале 30-х и Феодоровская. В 1933 году Сызранский завод пищевых концентратов взял в аренду у местных властей два храма Вознесенского монастыря. В Вознесенской церкви несколько десятилетий находился заводской гараж, а с 70-х годов склад. Монастырское кладбище было разорено и закатано под асфальт. Здесь построили автодорогу, соединяющую центр города с юго-западным районом.
    Но милостью Божией после празднования тысячелетия Крещения Руси вновь стали возрождаться из руин храмы и монастыри Русской Православной Церкви. В 1993 году по обращению благочинного Сызранского округа протоиерея Григория Коберника, администрация города Сызрани приняла решение о передаче сохранившихся зданий монастырского комплекса Самарской епархии Русской Православной Церкви.
    24 июня 1996г Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий вновь освятил соборный храм монастыря и совершил в нем Божественную Литургию.

Оставьте комментарий