Спасский собор андроникова

Древнерусская архитектура. XV век, 1427-1429. Спасский собор в Спасо-Андрониковом монастыре.

Существуют источники («Книга степенная царского родословия», Пахомий Логофет), которые позволяют утверждать, что в росписи собора в начале XV века принимал участие Андрей Рублев. Житие преподобного Никона сообщает, что Андрей Рублев и Даниил Черный с их иконописной артелью отправились в Москву расписывать новый каменный собор Спас-Андроникова монастыря после того, как закончили в 1424 г. иконописные труды в соборе Троицкого монастыря. Можно считать, что в Андроников монастырь они отправились в 1425 г., а роспись закончили в 1427 г. (так по Буракову. По Вагнеру наоборот — из Спасо-Андроникова монастыря в 1425 г. они едут в Троицкий собор.) В 1427 г. Андрей Рублев скончался и был похоронен в Андрониевском монастыре. Так что участие в росписи Спасского собора было, по всей видимости, последней работой великого мастера. Росписи были уничтожены в конце XVIII века при реставрации, за исключением фрагментов растительного орнамента на откосах окон.
Во время реставрации 1763-1779 гг. к собору пристроили крытую паперть. В 1812 году от сильного пожара сгорел иконостас и обрушился барабан с главой. В 1846-1850 году собор был значительно переделан по проекту П.А. Герасимова: с юга к собору был пристроен придел Успения Божией Матери, с севера — святого Андроника. Закомары и кокошники убрали под четырехскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей.
После революции здания Андрониевского монастыря были переданы в ведение Чрезвычайной Комиссии. До 1922 года здесь содержались заключенные, в 1922-1928 гг. в монастыре располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода «Серп и Молот», в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930-1940-х годах там также располагались учреждения Наркомата обороны.
С 1959 года в монастыре располагается Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.
В 1950-1960 гг. собор был отреставрирован архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским и М.Д. Циперовичем. Громадная заслуга в сохранении ветшавшего памятника и превращении его в музей принадлежит П.Д. Барановскому и Г.Ф. Сенатову, большую роль в выявлении первоначальных форм собора сыграли работы П.Н. Максимова и Б.А. Огнева.
Зимой 1989 года собор Образа Спаса Нерукотворного передали в ведение Московской патриархии.

Спасский собор Андроникова монастыря

У этого термина существуют и другие значения, см. Спасский собор.

Православный собор

Спасский собор Андроникова монастыря

55°44′57″ с. ш. 37°40′15″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Москва

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Тип здания

Крестово-купольный Собор

Основатель

прп. Андроник Московский

Первое упоминание

1420-е гг.

Дата основания

1357 год

Строительство

1420—1425 годы

Реликвии и святыни

захоронения Андроника Московского и Саввы Московского

Статус

ОКН № 7731588011№ 7731588011

Состояние

действует

Спасский собор Андроникова монастыря на Викискладе

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря — православный храм, памятник раннемосковской архитектуры XV века. Является древнейшим частично сохранившимся православным храмом Москвы за пределами Московского Кремля.

По свидетельству агиографических источников, монастырь был основан в 1357 году. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, на его месте был выстроен Спасский собор из плинфы, фрагменты которой обнаружены в ходе раскопок 1993 года под научным руководством проф. О.Г. Ульянова . От Спасского собора из плинфы сохранились архаичные по своей стилистике и исполнению белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, входившие в первоначальную алтарную преграду. Между 1425 и 1427 годами Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени с каменной алтарной преградой под высокий иконостас, от которого уцелели пазы под тябла, сохранился до наших дней. Представляет собой однокупольный четырехстолпный трехапсидный храм. В росписи собора весной 1428 года участвовал Андрей Рублёв, для которого она стала, согласно агиографическим источникам, «конечным рукоделием» (от первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты растительного орнамента на откосах окон).

Опись 1763 года говорит о существовании в соборе паперти с ризничной в ней палатой, налево от западных дверей. В 1779 году архитектор Яковлев доносил о необходимости возобновления стенописи и поправки иконостаса в соборе, а также находил нужным пробить окно с западной стороны и два окна внизу между церковью и папертью и пристроить с северной стороны паперть, подобную той, которая уже окружала храм с южной и западной сторон.

В XIX веке собор подвергся значительным изменениям, начавшимся с частичного восстановления разрушений, происшедших в 1812 году, о которых тогдашний настоятель монастыря, архимандрит Феофан сообщал следующее:

«В соборном монастырском храме, созданном около 1360 года святителем Алексием митрополитом, по ограблении оного, зажжен иконостас и прочее; от чего своды с главою упали внутрь храма…».

В 1813 году под надзором архитектора Жукова в соборе были исправлены своды и устроена железная кровля, в 1818-1820 гг. — сделан новый иконостас; в 1837 году живописец Л. Жуков расписал собор внутри и снаружи, а в 1846-1850 гг., по проекту архитектора П. Герасимова, были перестроены паперти, устроены два придела с севера и юга от собора, устроен шатровый верх над ним и произведены значительные переделки внутри здания.

В 1934 году, в связи с предполагаемым сносом всего Спасо-Андроникова монастыря, памятник был обмерен, обследован архитектором П.Н. Максимовым и составлен проект реставрации. Опубликованная в 1940 году Академией архитектуры работа об этом памятнике дала наконец всем ясное представление об архитектурной ценности Спасского собора.

В 1959—1960 гг. здание собора было реконструировано в первоначальных формах по проекту Л.А. Давида и С.С. Подъяпольского. Однако спорной остаются реконструкция утраченных верхней части храма (количество кокошников у основания барабана, форма купола, пропорции барабана) и предпортальных лестниц.

С 1989 года ведутся археологические раскопки, в результате которых обнаружены в 1993 году древний престол Спасского собора и прямо под ним древнейшие захоронения, атрибутированные научным руководителем археологических исследований проф. О.Г. Ульяновым основателям Спасо-Андроникова монастыря — Андронику Московскому и Савве Московскому.

Существуют храмы (например, собор Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря в Москве), построенные по подобию Спасского собора Андроникова монастыря. Данные аналогии позволяют датировать Спасский собор периодом 1425-1427, на что косвенно указывает отсутствие упоминания о каменном строительстве в Житии Сергия Радонежского.

Литература

  • Начало Андроникова монастыря (по списку РГБ, ф. 304, собр. Троице-Сергиевой лавры, № 698)
  • Сергий (Спасский). Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. М. : В унив. тип. (Катков), 1865.
  • Максимов П. Н. Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве // Архитектурные памятники Москвы XV—XVII века. Новые исследования. М. 1947. С. 8-32.
  • Барановский П.Д. Памятники Андроникова монастыря, связанные с жизнью и творчеством Рублева. М., 1947
  • Ульянов О. Г. Вопросы реконструкции Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в свете археологических данных.
  • Ульянов О. Г. Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского» о начале Андроникова монастыря // «Памятники культуры. Новые открытия 1995 г.». М., 1996. С. 181—192.
  • Ульянов О. Г. Древнейшая история некрополя Спасо-Андроникова монастыря // Московский некрополь: история, археология, искусство, охрана. М., 1996. С. 25-27.
  • Ульянов О. Г. Андроников монастырь // Энциклопедия «Москва». М.: Большая Российская Энциклопедия, 1997. С. 73-74.
  • Ульянов О. Г. «Παραδείγματα» иконописца Андрея Рублева (к 600-летию первого летописного упоминания) // Вестник истории, литературы, искусства. Гл. ред. академик Г.М. Бонгард-Левин. Т. 3. М, 2006. С. 78-93.
  • Заграевский C. В. Некоторые вопросы архитектурной истории собора Спаса Нерукотворного Андроникова монастыря. М., 2008.

Андроников монастырь

Монастырь
Спасо-Андроников монастырь

Ансамбль Андроникова монастыря

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 771420966980006 (ЕГРОКН)
объект № 7710005000 (БД Викигида)
55°44′56″ с. ш. 37°40′15″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Местоположение Москва
Конфессия православная церковь
Тип мужской
Основатель Андроник Московский
Дата основания XIV век
Известные насельники Андроник (ученик Сергия Радонежского)
Андрей Рублев
Даниил Чёрный
Статус Охраняется государством
Андроников монастырь на Викискладе

Андро́ников монасты́рь (Спасо-Андроников, Андроников Нерукотворного Спаса) — комплекс зданий, где ранее располагался мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на левом берегу реки Яузы, близ одной из Поклонных гор.

Основан в 1357 году митрополитом Алексием как митрополичий монастырь, назван по имени первого игумена — Андроника, ученика Сергия Радонежского. В настоящее время монастырь находится в черте Москвы у Андроньевской площади.

Спасский собор монастыря — древнейший из сохранившихся московских храмов (церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле уцелела лишь до уровня хоров).

Монастырь в Средние века

Согласно агиографическим сведениям, в 1354 году митрополит Киевский и всея Руси Алексий по пути в Константинополь попал в шторм. Святитель дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет бухты Золотой Рог. День пришёлся на празднование Спасу Нерукотворному.

По версии Олега Ульянова, в 1356 году Алексий, будучи повторно в Константинополе, привёз в Москву икону Спаса Нерукотворного Образа (первая половина XIV века), которая была при освящении Спасского собора обители 16 августа 1357 года и стала особо почитаемой святыней Андроникова монастыря, поэтому датировка основания Андроникова монастыря митрополитом Алексием в Заяузье на великокняжеской земле приходится на 1357 год.

Один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о константинопольской бухте, где митрополита застала стихия; позднее одна из близлежащих московских улиц стала называться Золоторожским валом.

Спасский собор и Архангельский храм

Игуменом монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского — Андрони́к († 1373; память — 13 июня). В монастыре долгое время сохранялся колодец, считавшийся святым и, по легенде, ископанный им. На территории Андроникова монастыря находилась одна из древнейших в Москве скудельниц (братское захоронение).

По версии Георгия Вагнера и Олега Ульянова, после пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был построен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по стилистике и исполнению. В 1420—1427 годах Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней.

Николай Воронин полагал, что сохранившийся храм, который учёный датировал 1425—1427 годами, был первым каменным храмом монастыря. Сергей Заграевский следует позиции Воронина и доказывает, что гипотетического плинфяного храма, предшествующего существующему, не существовало.

В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок, выполненных около 1428 года Андреем Рублёвым, который был иноком Андроникова монастыря. Существует версия, что Андрей Рублёв скончался 17 октября (30 октября по н. ст.) 1428 года во время морового поветрия и был похоронен в монастыре (точное местонахождение могилы неизвестно).

В 1439 году в монастыре учреждена архимандрия. За стенами монастыря во второй половине XIV века сложилась монастырская слободка, где с 1475 года было налажено изготовление кирпича (в связи со строительством Кремля).

При игумене Митрофане, духовнике Ивана III, в Андрониковом монастыре построена одностолпная трапезная (третья по величине после Грановитой палаты и трапезной Иосифо-Волоцкого монастыря).

В XIV—XVII веках Андроников монастырь — один из центров переписки книг; рукописное собрание монастыря включало значительную часть сочинений Максима Грека.

В Средние века монастырь неоднократно подвергался разорениям (1571, 1611).

Вид монастыря в 1883 году. Фотография Николая НайдёноваАндроников монастырьСтены и башни монастыря Стены и башни монастыря

В августе 1653 года в монастыре содержался под стражей протопоп Аввакум.

По желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 году над трапезной монастыря надстроили храм, в третьем ярусе которого учредили церковь святого Алексея-митрополита. В среднем ярусе устроили церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и Павла, который был упразднён в 1819 году (затем на его месте освятили придел в честь иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи). Был также устроен ещё один придел — во имя святого Александра Команского. На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери.

В 1690 году около Святых ворот монастыря поставили настоятельский корпус; позже отстроили братские корпуса.

Монастырь в XVIII — начале XX веков

В 1747—1756 годах стены монастыря были отстроены в камне. По проекту архитектора Родиона Казакова на месте старой колокольни, над Святыми воротами, воздвигли новую высотой 73 м (по высоте уступала только колокольне Ивана Великого). В нижнем ярусе на средства купца С. П. Васильева была устроена церковь во имя святого Симеона Богоприимца.

Во время пожара 1748 года сильно пострадали библиотека и архив монастыря.

В XVIII веке стенопись Спасского собора была почти полностью счищена; с тех пор собор не расписывался. Во время реставрации 1763—1779 годов к собору пристроили крытую паперть.

В 1812 году монастырь был разорён французами. Пожар уничтожил архив монастыря. Сгорел иконостас и обрушились барабан и глава Спасского собора.

В 1846—1850 годах собор был значительно переделан по проекту Петра Герасимова: с юга к собору был пристроен придел Успения Божией Матери, с севера — святого Андроника. Закомары и кокошники убрали под четырёхскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей.

В XIX веке при Андрониковом монастыре действовали духовное училище и библиотека. К 1917 году в монастыре находились 17 монахов и один послушник.

Монастырь в XX веке

Монастырь был закрыт советской властью в 1918 году. На его территории, наряду с Ивановским и Новоспасским монастырями, располагался до 1922 года один из первых концентрационных лагерей ВЧК для офицеров и политических противников новой власти, в лагере проводились массовые расстрелы. В 1922—1928 годах в монастыре располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода «Серп и Молот», в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930—1940-х годах там располагались также учреждения наркомата обороны.

В 1929—1932 годах уничтожена колокольня монастыря, вторая по высоте в Москве после Колокольни Ивана Великого, 13 сентября 1927 года — некрополь Андроникова монастыря, где были похоронены Андрей Рублёв, воины, погибшие во время Северной войны 1700—1721 годов и Отечественной войны 1812 года, основатель русского театра Фёдор Волков, меценат Павел Демидов, представители многих дворянских родов: Лопухины, Толстые, Барятинские, Волконские, Аладьины, Щербатовы.

Громадная заслуга в сохранении ветшавшего памятника и превращении его в музей принадлежит Петру Барановскому и Г. Ф. Сенатову, большую роль в выявлении первоначальных форм собора сыграли работы Петра Максимова и Бориса Огнева.

Спасский собор

Исследованиями Барановского и Максимова было впервые установлено, что после многочисленных переделок сохранился белокаменный Спасский собор Андроникова монастыря XV века.

Возрождение монастыря началось после Великой Отечественной войны, когда выяснилось, что собор монастыря — самое древнее сохранившееся здание Москвы (церковь Рождества Богородицы (Воскрешения Лазаря) в Кремле уцелела лишь до уровня хор). В 1947 году (в год 800-летия Москвы) инициативная группа во главе с академиком Игорем Грабарём обратилась к правительству с просьбой о создании на территории монастыря Музея древнерусской живописи. 10 декабря 1947 года председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин подписал постановление № 3974 о создании в Андрониковом монастыре историко-архитектурного заповедника имени Андрея Рублёва. Но в «хрущёвскую оттепель» работы по созданию музея-заповедника были заморожены, что вынудило авторитетных специалистов по древнерусской культуре Михаила Алпатова, Николая Воронина, Варвару Адрианову-Перетц, Дмитрия Лихачёва выступить с открытым письмом в газете «Правда» (№ 300, 26.10.1956).

В 1959—1960 годах произведена реставрация первоначальных форм Спасского собора, в том числе вызывающее споры восстановление формы утраченной главы и кокошников.

Спас из Гавшинки — самый древний экспонат Музея имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре.

После повторного письма академиков Алпатова и Сергея Герасимова Никита Хрущёв был вынужден разрешить официальное открытие Музея Андрея Рублёва в 1960 году, который был объявлен ЮНЕСКО «годом русского иконописца Андрея Рублёва» в связи с 600-летием со дня его рождения. С 1985 года музей носит современное название — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (ЦМиАР). В собрании музея находятся произведения иконописцев круга Дионисия и Андрея Рублёва и другие шедевры, в числе которых икона «Спас Вседержитель» первой половины XIII века.

В 1989 году Спасский собор был освящён, возобновлены богослужения. Позже вместо снесённой колокольни на территории упразднённого монастыря сооружена небольшая деревянная звонница.

В 1993 году под престолом Спасского собора обнаружено неизвестное захоронение, которое пока не идентифицировано. По утверждению Сергея Никитина, два из них с высокой долей вероятности принадлежат преподобным Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному.

Ансамбль в XXI веке

В феврале 2013 года Генеральная прокуратура РФ внесла в Министерство культуры следующее представление:

Объекты и земельный участок ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» неправомерно используются коммерческой структурой, руководителем которой является сын директора музея. На территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Андроникова монастыря» самовольно возведено здание ресторана. В церкви Архангела Михаила (XVII века постройки) проводятся бизнес-встречи и конференции.

В январе 2019 года Русская православная церковь обратилась к Росимуществу с просьбой передать РПЦ для использования согласно её уставу объекты по адресу Андроньевская площадь, 10 и 11: сохранившиеся части стен и башен, здание бывшего духовного училища, настоятельские палаты, Спасский собор, братский корпус, трапезную палату, церковь Михаила Архангела и усыпальницу бояр Лопухиных. Все эти здания ранее принадлежали Андроникову монастырю. Также патриархия создала «движение за возрождение Спасо-Андроникова монастыря».

Директор Музея древнерусской культуры против передачи РПЦ всего комплекса монастыря, так как в этом случае музей окажется без помещений.

Примечания

  1. 1 2 Ульянов О. Г. Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского» о начале Андроникова монастыря. // Памятники культуры. Новые открытия. 1995. — М., 1996. — С. 183—184.
  2. Вагнер Г. К. От символа к реальности. — М., 1980. — С. 187.
  3. Ульянов О. Г. Цикл миниатюр… — С. 183—184.
  4. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. — Т. 2. — М., 1962. — С. 325—337.
  5. Заграевский C. В. Некоторые вопросы архитектурной истории собора Спаса Нерукотворного Андроникова монастыря. — М., 2008. — С. 13—21.
  6. Иоанно-Предтеченский женский монастырь.
  7. Зинде Э. Уничтоженные посмертно // Московское наследие : журнал. — М.: Департамент культурного наследия города Москвы, 2011. — № 17. — С. 24—25.
  8. Заграевский C. В. Некоторые вопросы архитектурной истории. — С. 3—9.
  9. Мокеев Г. Я. Кому нужен ажиотаж вокруг могилы преп. Андрея Рублёва.
  10. Генпрокуратура внесла представление Минкультуры: в церкви XVII века проводят бизнес-встречи — Газета.Ru | Новости. Общество. Проверено 23 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
  11. Патриарх попросил передать РПЦ Музей Рублева и старейший храм Москвы. РосБизнесКонсалтинг (15.3.2019). Проверено 15 марта 2019.
  12. 1 2 Солдатов А. Мощь патриарха // Новая газета. — 2019. — № 29. — С. 6—7.
  • Баталов А. Л., Беляев Л. А., Турилов А. А. Андроников в честь Нерукотворного Образа Спасителя мужской монастырь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. II. — С. 424-427. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  • Барановский П. Д. О времени и месте погребения Андрея Рублёва // Труды, воспоминания современников. / Сост. Ю. А. Бычков. — М., 1996.
  • Вагнер Г. К., Куклес А. С., Тихомирова Г. К. Спасо-Андроников монастырь. — М.: Музей-заповедник имени Андрея Рублёва, 1972.
  • Григорий, архим. Список настоятелей Московского Спасо-Андроникова второклассного монастыря и судьбы их. — М., 1891.
  • Заграевский C. В. Некоторые вопросы архитектурной истории собора Спаса Нерукотворного Андроникова монастыря. — М., 2008.
  • Иванчин-Писарев Н. Спасо-Андроников (монастырь). — М., 1842.
  • Красовский И. С. Архитектура Спасо-Андроникова монастыря XVIII века // Хоругвь. — № 4. — 1998.
  • Красовский И. С. Архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря. — М., 2005.
  • Максимов П. Н. Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве // Архитектурные памятники Москвы XV—XVII века. Новые исследования. — М., 1947. — С. 8—32.
  • Сергий (Спасский). Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. — М.: В унив. тип. (Катков), 1865.
  • Ульянов О. Г. Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского» о начале Андроникова монастыря // Памятники культуры. Новые открытия 1995 г. — М., 1996. — С. 181—192.
  • Ульянов О. Г. Древнейшая история некрополя Спасо-Андроникова монастыря // Московский некрополь: история, археология, искусство, охрана. — М., 1996. — C. 24—27.
  • Ульянов О. Г. Погребение преп. Андрея Рублёва в свете новейших исследований // Макарьевские чтения: Монастыри России. Материалы VII Рос. науч. конф., посвященной памяти святителя Макария. — Вып. 7. — Можайск, 2000. (недоступная ссылка)
  • Спасо-Андроников монастырь на сайте Православие.Ru
  • Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Действующие
мужские женские

  • Андроников
  • Крутицкое
  • Никольский (единоверческий)

Недействующие
сохранившиеся частично
сохранившиеся
Несохранившиеся

Инославные
католические старообряческие

Оставьте комментарий