Резиденция великобритании в Москве

Усадьба П.И. Харитоненко

Усадьба на Софийской набережной была построена в 1891-1893 годах по заказу известного фабриканта, сахарозаводчика Павла Ивановича Харитоненко. Это владение принадлежало семье Харитоненко еще с 1870‑х годов, стоявшие здесь здания использовались под конторские и складские нужды. В начале 1890‑х годов Харитоненко решил построить здесь усадьбу для себя и своей семьи. В глубине участка, с небольшим отступом от красной линии, был выстроен новый двухэтажный дом, с двух сторон фланкированный флигелями, выходящими торцевыми фасадами на красную линию набережной.

Усадьба была спроектирована архитектором Василием Герасимовичем Залесским в ренессансно-барочном стиле. Строгий и в то же время нарядный фасад дома отделан рустом, окна оформлены классическими наличниками, замковые камни над окнами первого этажа украшены маскаронами. Центральная часть здания выделена ризалитом с балконом второго этажа, который покоится на четырех тосканских колоннах. Здесь находится вход в особняк, к которому ведут два изгибающихся пандуса.

Для оформления интерьеров дома П.И. Харитоненко пригласил молодого архитектора Федора Осиповича Шехтеля – это была одна из первых самостоятельных работ будущего мастера. Богато отделанные интерьеры главного дома, которые сохранились до наших дней практически в неизменном виде, были оформлены в разных стилях. Все помещения первого этажа (столовая, гостиная, кабинет с библиотекой), а также вестибюль, парадная лестница и две гостиных второго этажа выполнены в излюбленном тогда Шехтелем «готическом» стиле. Большой парадный зал на втором этаже отделан в классическом стиле с изящной позолоченной лепниной и наборным паркетом. Соседний рокайльный зал украшен потолочной росписью в стиле XVIII века, её автор – известный французский художник Франсуа Фламенг.

Семья фабрикантов Харитоненко была хорошо известна в дореволюционной России. Основателем купеческой династии был Иван Герасимович Харитоненко, родом из украинских крестьян. В 1860‑х годах он занялся выращиванием сахарной свеклы и основал в городе Сумы первый сахаро-рафинадный завод. К концу жизни он стал одним из крупнейших сахарозаводчиков в Российской Империи. Прославился как щедрый благотворитель: на его средства в Сумах были построены городская больница, духовное училище, детский приют, в Харькове – общежитие для студентов; также немало жертвовал он в пользу местных храмов. Семейное дело унаследовал и приумножил его единственный сын Павел Иванович, который прославился и как благотворитель, и как один из крупнейших коллекционеров живописи. Его собрание, большая часть которого хранилась в особняке на Софийской набережной, включало в себя западноевропейскую и русскую живопись, а также древнерусские иконы. Бо́льшая часть картин висела в рокайльном зале. В коллекции Харитоненко были работы художников Крамского, Нестерова, Айвазовского, Верещагина, Васнецова, Репина, Серова и других. Как и его отец, Павел Иванович не жалел денег на благотворительные цели – он построил в Сумах собор, кадетский корпус, приют, больницу, жертвовал на нужды церкви и Общества попечения о больных детях, выделил средства на создание памятника Богдану Хмельницкому в Киеве и на строительство московского Музея изящных искусств. За свои заслуги, в том числе и на ниве благотворительности, Павел Иванович Харитоненко в 1899 году был возведен в потомственное дворянское достоинство, на его гербе был начертан девиз «Трудом возвышаюсь».

В особняке Харитоненко часто устраивались приемы и концерты, на которых выступали Федор Иванович Шаляпин и Александр Николаевич Скрябин, а Иван Михайлович Москвин был режиссером домашних любительских спектаклей.

После 1917 года вся семья Харитоненко покинула Россию, а их особняк (как и все владения) был национализирован. Сначала здесь разместилась миссия датского Красного Креста, потом усадьба была передана в ведение Наркомата Иностранных дел. Здесь были устроены квартиры сотрудников НКИД, главный дом часто использовался для приемов иностранных гостей – так в 1920 году здесь останавливался писатель Герберт Уэллс, позже – писатель и журналист Артур Рэнсом, бизнесмен Арманд Хаммер, король Афганистана Аманулла; бывала здесь и знаменитая Айседора Дункан.

В 1931 году в усадьбе разместилось посольство Великобритании. В разные годы здесь останавливались многие английские политики и дипломаты – Уинстон Черчилль, Гарольд Макмиллан, Маргарет Тэтчер. В 1994 году во время своего официального визита в Россию здесь побывала королева Великобритании Елизавета II, в разные годы особняк посещали и другие члены британского королевского дома – принц Филипп герцог Эдинбургский, принцесса Анна, принц Эдвард, Диана принцесса Уэльская.

В настоящий момент здесь располагается резиденция посла Великобритании.

LiveInternetLiveInternet

Вторым пунктом моей культурно-просветительской программы 18 мая стало посещение великолепного особняка, расположенного на противоположной от Кремля стороне Москвы-реки, — городской усадьбы Харитоненко. Долгие годы здесь размещалось Британское посольство, а теперь роскошный дом является резиденцией английского посла и её семьи (если кто не в курсе, сейчас послом Великобритании в России является женщина, Энн Прингл).

Массивный, эффектный особняк, который, на мой взгляд, выглядит гораздо выигрышнее жёлтого дворца на противоположной стороне реки, построен в 90-е годы позапрошлого столетия, в 1891-1893 годах по проектам архитекторов В.Г. Залесского и Ф.О. Шехтеля по заказу одного из крупнейших промышленников той поры (бизнесменов, как мы бы с вами сейчас сказали) — известного мецената Павла Ивановича Харитоненко. Залесскому принадлежит общая планировка и оформление фасадов, Шехтелю — интерьеры.

Фасады главного дома усадьбы выполнены в традиционном для второй половины XIX столетия ренессансно-барочном стиле и богато декорированы лепными узорами, придающими монументальному особняку лёгкость и очарование. Ну и, конечно, не обошлось без масок с разными рожицами.

Обратите внимание, что каждая рожица имеет свою собственную, индивидуальную мимику…

Внешний вид особняка очень контрастирует с его внутренними интерьерами. Парадный вестибюль выполнен уже Фёдором Шехтелем в неоготическом стиле. Вообще же этот дом предшествовал не менее великолепному особняку на Спиридоновке, известному как дом Приёмов МИД. О нём я писала в прошлом году здесь: http://www.liveinternet.ru/users/polina_ukhanova/post162701109/
Безусловным украшением вестибюля является парадная лестница с прекрасным деревянным декором и годом постройки особняка на панелях слева.
На стенах вдоль лестницы размещаются великолепные гобелены, которые долгое время считались работой XVII века — настолько они хороши! Тем не менее, при последней реставрации, инициированной и оплаченной Великобританией, выполненной на высочайшем профессиональном уровне, исследователи выяснили, что гобелены были выполнены в конце XIX века в тех же французских мастерских, которые занимались изготовлением гобеленов с XVI столетия…
Готическая гостиная расположена на первом этаже дома Харитоненко, в ней стоит невероятный по-красоте камин и подходящая по стилю мебель.
В столовой, также отделанной деревом, очень эффектный камин и декор стен и потолка.
Прекрасный резной буфет столовой отделан зелёным камнем, перекликающимся с каменными же подоконниками и отделкой камина.
Совершенно замечательна и библиотека!
На верхнем марше парадной лестницы начинаются наиболее нарядные интерьеры особняка, задуманные Фёдором Шехтелем в разных стилях. Сначала интерьеры продолжаются в том же неоготическом стиле всё с теми же эффектными деревянными декоративными элементами…
Ну а в рокайльном зале поражает воображение изысканный расписной плафон, ставший своеобразной визитной карточкой усадьбы Харитоненко.
Дальше идёт белый зал — весь в золоте, с прекрасным паркетом…

Настоящими жемчужинами особняка являются голубая и средневековые гостиные посла — последние помещения во втором этаже усадьбы, куда пускают гостей, т.к. остальные интерьеры относятся к приватной жизни дипломатов. Но, надо сказать, британцы пускают в наиболее выдающиеся залы, так что никаких претензий к ним нет и быть не может. Более того, они ещё и разрешают фотографировать всё что угодно, в отличие, например, от того же дома Приёмов МИД.
После октябрьской революции 1917-го года музейные работники хотели отдать особняк Харитоненко в музейный фонд, чтобы разместить в нём какую-нибудь экспозицию, однако комиссия, собранная специально для решения этого вопроса, нашла что особняк не представляет исторической и художественной ценности… Возможно, это к лучшему, потому что далеко не все музейные здания находятся в столь великолепном состоянии и так грамотно и тонко реставрируются, сохраняя аутентичные материалы и интерьеры. Так что можно с уверенность сказать, что особняку П.И. Харитоненко на Софийской набережной повезло, а нам повезло, что он сохранился до наших дней, позволяя время от времени видеть красоту, созданную выдающимися гениями зодчества конца XIX — начала XX веков.
P.S. Прошу прощения за такое обилие фотографий. Но остановиться было просто невозможно, хотелось показать побольше, чтобы и вы смогли увидеть и насладиться этой потрясающей, уникальной, неповторимой красотой…
P.S.S. Попасть в этот особняк всегда было крайне сложно, и я счастлива, что в этом году мне, НАКОНЕЦ-то, это удалось. Спасибо Ирочке, с которой мы неоднократно сотрудничали над проектами Департамента культурного наследия!!!

Повезло мне тут несказанно в начале декабря. Пригласили в небольшой компании посетить резиденцию английского посла — бывший особняк Павла Ивановича Харитоненко на Софийской набережной.

подробно историю его я, наверно, писать не буду. Иначе до завтра не напишу)
Возьму текст с сайта «Узнай Москву» Маши Подъяпольской.
Усадьба на Софийской набережной была построена в 1891-1893 годах по заказу известного фабриканта, сахарозаводчика Павла Ивановича Харитоненко. Это владение принадлежало семье Харитоненко еще с 1870‑х годов, стоявшие здесь здания использовались под конторские и складские нужды. В начале 1890‑х годов Харитоненко решил построить здесь усадьбу для себя и своей семьи. В глубине участка, с небольшим отступом от красной линии, был выстроен новый двухэтажный дом, с двух сторон фланкированный флигелями, выходящими торцевыми фасадами на красную линию набережной.

Особняк строил архитектор Василий Герасимович Залесский, а интерьеры делал Федор Шехтель.
Почему вдруг Харитоненко не доверил Залесскому интерьеры для меня загадка.
Может быть Залесский имеющий право производства работ просто подписывал чертежи Шехтеля… сие теперь не узнаем.

в тот день, когда мы туда попали там были «Дни английского дизайна в Москве».
Они нам очень мешали смотреть интерьеры.
На фасаде справа и слева в верхней части боковых ризалитов над окнами два бюста


многие гадают чей это портрет.
А я вот думаю самого Харитоненко


первый этаж оформлен весь в готическом стиле.
Особняк еще сохранил классическую планировку. Парадная лестница и холл, находятся посередине. Вправо и влево отходят гостиные и комнаты для прислуги.
Холл от лестницы отделен аркой, концы которой заканчиваются вот такими головками

кто был в особняке Саввы Морозова вспомнят, что там в «гостиной Врубеля» очень похожие..
холл украшают готические диваны завершенные вот такими пинаклями
над ними можно увидеть решетку вентиляции и отопления.
влево идет зеленая гостиная. В стиле ренессанса. Но из-за того, что там тоже много деревянной отделки она очень гармонирует с готическим холлом. Кажется что весь первый этаж в едином стиле сделан.
В каждой комнате Шехтель сделал огромный камин.
Вообще впечатления у меня такие, что он там так развернулся, что декор прямо через край.
буфет по рисунку Шехтеля. Вся мебель и деревянная отделка сделаны на фабрике Шмита.
высоченный камин до потолка
выключатели, как видите родные. Электрическое освещение тут было уже в 1893 году.
Привет Гиляровскому написавшему, что первым особняком с электрическим освещением был особняк Бергов в Денежном переулке 1898 года постройки. Все таки не надо ему верить — он журналист, что заказали то и напишет)
очень мне понравились решетки отопления и вентиляции)
библиотека
у Харитоненко было очень много книг. Самые ценные находились на антресолях.
кессонированный потолок
с другой стороны от холла малиновая гостиная тоже с большим камином
поднимаемся на второй этаж.
на лестнице нас встретит грозный орел
и
дракон
холл второго этажа тоже готический. Вместо зеркала все поднимающиеся упираются в огромный камин
над сдвоенными окнами лестницы на стене под пинаклями живописное панно
стены затянуты гобеленами или шпалерами
на которые искусно наложены стрельчатые наличники дверей
Первая комната в парадной анфиладе второго этажа — рокайльная картинная галерея.
Сейчас это столовая. Но когда мы там были стол был убран.
здесь по стенам висели картины из собрания Харитоненко. В том числе «Незнакомка» Крамского.
рокайльный интерьер получился у Шехтеля очень стильным. Тут все в меру.
плафон и десюдепорты расписывал Франсуа Флеминг (не хухры мухры. Специально приезжал)
теперь в картинной галерее висит один портрет — копия портрета королевы Виктории кисти Винтерхальтера
а когда то висел вот этот портрет хозяйки Веры Андреевны кисти Франсуа Флеминга
пастушки а-ля Буше и Ватто
плафон
комната в общем небольшая, а плафон для нее очень велик. Такое буйство красоты, фигур, неба, колонн на всем потолке
следующий — большой белый парадный, бальный зал.
Он сделан в стиле «буйного» классицизма
лепнина совершенно фантастическая
в простенках между окон зеркала завершающиеся символами благотворительности — пеликанами
смотрите тут какие решеточки — я когда такое вижу, вспоминаю «спальню царя Алексея Михайловича» в Коломенском, с лужковскими диффузорами и розетками(
на полу под люстрой вот такая розетка маркетри многих пород дерева.
И даже бахилы не потребовали надеть. Каблуками такую красоту портим
Королева Елизавета II на коронационном портрете со всеми регалиями
а в окна смотрит Кремль и БКД
ручка
следующая угловая гостиная сделана в стиле итальянской готики из светлого дуба
она хорошо гармонирует с «истальянским Кремлем», башнями и стеной, которые видны из окна.
каждый портал — совершенное произведение мастера. А это его первая большая архитектурная работа в Москве.
камин с дикобразом и алигатором
выставка английского фарфора — как накрыть рождественский стол
В общем — один из лучших интерьеров, что я видела. Шехтель велик, тут ничего не поделаешь)))
как попасть в посольство не спрашивайте.
Сложно. надо дружить с послом))) или дружить с другом ближайшего друга посла…
Ах тут же еще бывал Валентин Серов. Тут висел портрет, которого сейчас нет на выставке
портрет дочери хозяина Елены Павловны Олив

Оставьте комментарий