Катакомбы кобяково городище

Сокровища и жертвы великого Дракона.

На карте России можно отыскать немало мест, связанных со следами поклонения там Великому Ящеру. Но даже в их числе одним из наиболее мистических, таинственных и легендарных по праву является Кобяково городище, расположенное в Ростовской области. С ним по сей день связано множество странных фактов, не поддающихся объяснению.

История этих мест уходит корнями в глубь веков. В 3 веке до нашей эры в устье Дона, называемого греками Танаис, возник самый северный форпост эллинской цивилизации-крупный античный город с одноименным названием. Свободолюбие местных жителей-меотов, стремившихся добиться самостоятельности от Боспорского царства привело в итоге к разрушению Танаиса : царь Палемон во главе огромного войска уничтожил город. Сейчас от него остались лишь фрагменты жилых кварталов, остатки улиц и двориков, реконструируемые археологами.

Начало непосредственно Ростову-на-Дону положила императрица Елизавета Петровна, по приказанию которой на пограничном донском берегу сперва выросла Темерницкая таможня, а позднее-мощная крепость, названная в честь святого Дмитрия Ростовского.

Всего в нескольких километрах от Ростова-на-Дону расположен небольшой городок Аксай. Впервые он упоминается в датируемом 1570 годом письме посла И. Новосильцева к царю Ивану Грозному, в котором говорится о встрече с посланником турецкого султана на «Аксайском устье»(там же впервые встречается и словосочетание «Кобяково городище»).Здесь в 1720-1740-х годах находилась таможенная застава. В период Азовских походов Петра Первого и позже станица Аксайская служила сторожевым постом на подступах к Черкесску-столице Области войска Донского.

Вот как раз между Аксаем и Ростовом-на-Дону, на правом берегу Дона, к западу от устья Кобяковской балки, вблизи Аксайского автомобильного моста через Дон и находится мистическое Кобяково городище, представляющее собой огромный холм на берегу Дона. Археологами обнаружено здесь сразу несколько поселений различных народов и эпох. Самые древние из них датируются 10-8 веками до нашей эры. Здесь «отметились» сарматы, половцы, татары, славяне. По легенде, именно здесь в 1185 году в стане половецкого хана Кобяка томился в плену новгород-северский князь Игорь Святославич-герой знаменитого «Слова о полку Игореве». Спустя много лет на этом же месте проходила граница между Россией и Турцией, владевшей тогда крепостью Азов. Предположительно, у Кобякова городища в первой половине 16 и весь 17 век был крайний от турецких владений атаманский казачий стан, где разменивались послами и находили проводников.

Легенд и преданий, связанных с холмом, великое множество. Считается, что он пронизан уникальной сетью подземных ходов, рыть которые с некими ритуальными целями начали еще в первые годы нашей эры и с тех пор регулярно пополняли все новыми лабиринтами. В результате под землей образовался практически настоящий город. В конце 19 века археолог Хицунов отыскал, как рассказывают, подземный ход из центра древнего города в его портовую часть. Есть сведения, что во время Великой Отечественной войны местные жители скрывались в катакомбах от немцев. Позже подземелья разбомбили. Источник не уточняет, сделали это немцы, узнав про убежище, или наши-столкнувшись с его жуткими тайнами.

Кобяково городище словно бы притягивает к себе людей : как ученых и исследователей неведомого, так и банальных кладоискателей и «черных археологов». С ним связано несметное число преданий о богатых кладах. Причем нельзя утверждать, что это одни только легенды. Вполне возможно, что веками, если не тысячелетиями, люди скрывали здесь свои ценности, надеясь на то, что их защитит..кто? И не просчитались-обнаружена лишь ничтожно малая часть сокровищ. Самым богатым из известных найденных кладов стало найденное в 1987 году погребение сарматской царицы. Из него археологи извлекли золотую гривну, диадему с изображением оленя и множество других ювелирных изделий. К слову сказать, за последние годы на территории городища обнаружили еще 116 захоронений.

А клады все еще манят сюда авантюристов. Рассказывают, что именно в катакомбах Кобякова городища «осела» немаленькая казна Запорожской Сечи после упразднения ее императрицей Екатериной Второй. Спрятав в некоем «денежном ходу» 32 бочонка, доверху наполненные золотыми дукатами и венецианскими цехинами, казаки налегке ушли в Тамань. И нет данных о том, что за сокровищами потом возвращались.

Естественно, и здесь имеется легенда о кладе знаменитого атамана Степана Разина, который действительно мог останавливаться здесь с богатой добычей после походов в 1667-1669 годах на Волгу, Яик и в Персию. В архиве краеведческого музея Аксая есть запись, датируемая 1940 годом о том, как местный казак сообщил в городской отдел культуры, что, по рассказу его деда, в одном из холмов спрятаны сокровища атамана. Ранее катакомбы под Кобяковым городищем в народе так и называли «погребком Степана Разина».

Еще более таинственная история связана с золотым конем и основана также на историческом факте. В конце 17 века казаки внезапно напали на турецкую крепость и завладели многочисленными трофеями, включая статую коня из чистого золота весом по одним источникам 3 тонны, а по другим-и все 7 тонн. Султан на такую дерзость крайне разобиделся и приказал обложить казаков со всех сторон. Однако у Кобякова городища те в буквальном смысле слова исчезли из-под носа 30-тысячной турецкой армии. И появились спустя десять дней аж в Черкесске! По легенде, всю добычу, включая золотого коня, казаки спрятали в подземельях, а потом прокатили по катакомбам свои лодки с приделанными к ним колесами. Многие исследователи верят, что этот клад действительно существует.

В различные годы в недра Кобякова городища предания помещали и казну Золотой Орды, и тайники офицеров-корниловцев, и даже зарытый «общак» бандитов с Задонского почтового тракта. То есть сокровищ, по слухам, здесь так много, что самое время появиться их легендарному хранителю, в качестве которого в фольклоре зачастую выступает дракон. И тут мы подходим к самой главной тайне Кобякова городища.

Кроме всего прочего, местные жители уже на протяжении многих веков из уст в уста передают предание о сокровищах аланского царя Индиану. Узнав, что на него собираются напасть враги, царь под видом похорон одного их своих воинов, поместил свои драгоценности в глубокой могиле, над которой насыпали огромный курган. Якобы, именно эти сокровища и привели в 15 веке сюда загадочного венецианского купца Иосафато Барбаро. Впоследствии он опубликовал книгу о своем 16-летнем проживании в генуэзско-венецианской фактории Тана(ныне Азов), тогда-оживленном торговом перекрестке путей между Европой и Азией.

Вот только приехал Барбаро не торговать, а…копать. По слухам, которые достигли ушей местных жителей, купец точно знал, что сокровища царя Индиану скрыты в «кургане, названном «Контебе» в 60 милях от Таны». Историки склоняются ко мнению, что раскопки Барбаро вел именно на месте Кобякова городища. В 1437-1438 годах он снаряжал сюда две экспедиции, длившиеся по нескольку месяцев. Общее число нанятых венецианцем рабочих превышало 300 человек, которым тот весьма щедро платил золотом.

Первая экспедиция осенью 1437 года ничего не дала, холода вынудили Барбаро приостановить раскопки. Однако он заявил, что «обнаружены признаки клада», и с наступлением весны работа закипела с новой силой. Очевидно, тогда копатели наткнулись на подземные катакомбы под холмом. Затем неожиданно венецианец свернул экспедицию, оставив на месте раскопок огромные ямы и два подземных хода в глубь кургана. По официальной версии, Барбаро не нашел никакого клада. Однако он вовсе не выглядел расстроенным. «Мы нашли все, как было предсказано. Поэтому мы еще больше уверовали в то, что нам говорилось»,-написал он в своем дневнике.

Сейчас можно с большой степенью уверенности предполагать, что искал Барбаро, вовсе не купец, а влиятельный политик и военачальник из старинного рода венецианских дворян, «сокровища» совсем особого рода. В те времена, когда постепенно сходила на нет активность святейшей инквизиции, в Европе появилось немало сект и возрожденных древних культов. Барбаро были связаны с «Церковью Кровавых святых», адепты которой рыскали по всему свету в поисках магических предметов и древних колдовских знаний. Сами Барбаро кровь не только с легкостью лили, но, как поговаривают, и пили в ритуальных целях. Один из основателей этого рода, адмирал Донато Барбаро, как-то во время боя отрубил руку мавру, сорвал с головы противника тюрбан, кровоточащим обрубком провел на нем триумфальный красный круг и поднял в качестве знамени на мачте корабля, а позже сделал этот знак родовым гербом.

Но это все лирика, чтобы объяснить, что личность, работавшая на раскопках кургана, была достаточно серьезной и одиозной. Куда интереснее тот факт, что Барбаро имел отношение к древнему культу, распространенному на берегах Венецианской Лагуны еще когда не было в помине и самого города. Отголоски почитания запредельно древнего Божества спустя многие века продолжали проявляться в человеческих жертвоприношениях некоему чудовищу, появлявшемуся в водах Лагуны и прозванного «ужасающий крокодил». Изображение этого существа по сей день украшает одну из колонн Дворца Дожей. В средние века в воды Лагуны бросали преступников. Документально засвидетельствовано, что с 1551 по 1604 год здесь было произведено 203 казни. Узника сперва посещал монах, а затем палач, живописавший ему способ казни. Следующей ночью обреченного, связанного и с кляпом во рту-везли в канал Сирот и бросали в темную стоячую воду. При этом палач старался как можно быстрее убраться прочь. Позже считалось, что чудовище обитает вблизи острова Сан-Микель, а в канале Сирот живут души принесенных в жертву «крокодилу».

Отголосок похожей легенды о принесении человеческих жертв некоему Дракону, периодически выползавшему из земных недр, имеется и в окрестностях Кобякова городища. Все они-звенья одной цепи, ведущей в глубь тысячелетий, к почитаемому на Евразийском континенте, известному под многими именами загадочному Богу Ящеру. Те места, где Бог часто являет Себя во плоти, пользовались особым поклонением. Не удивительным и уж никак не случайным при всем этом выглядит интерес Барбаро к древнему кургану. Но что же «купец» искал там-и нашел? Возможно, ответ на этот вопрос есть в бюллетенях № 1-6 за 1927 год Северо-Кавказского бюро краеведения Ростова-на-Дону : » В 1926 году последовала случайная находка земляной пещеры, обнаруженной на крайнем по направлению к устью Кобяковской балки холме городища. По мнению экспедиции, обследование найденной пещеры, обладавшей земляным сводом и пилестрами, позволяет определить ее как помещение подземной часовни». Искал ли Барбаро именно эту часовню? И КОМУ в ней поклонялись?

Кроме того, венецианец был не единственным, кто вел раскопки на городище. Еще до приезда Барбаро, в бытность консулом в Тане мессира Пьетро Ландо туда прибыл человек из Каира по имени Гульдебин, который тоже знал о «местонахождении клада» от некоей каирской татарки, в чьем роду тайна передавалась из поколения в поколение. Гульдебин обследовал курган целых два года. Там он и умер. Кто знает, возможно, свои поиски он вел не совсем ПРАВИЛЬНО…

Между тем свидетельств того, что в подземельях Кобякова городища КТО-ТО есть, имеется немало. Археологи, исследовавшие находки практически из всех культурных слоев, начиная с самых древних, с завидным постоянством находят здесь изображения какого-то загадочного зверя с огромными клыками. Ничего похожего на это больше не найдено ни в России, ни в мире в целом.

А в середине 20 века скрытыми от любопытных глаз лабиринтами городища заинтересовались военные. В этом районе, примерно там, где сейчас расположен ресторан «Океан», на границе Ростова-на-Дону и Аксая, планировалось построить командный центр Северо-Кавказского военного округа. Предусматривалось здесь и оборудование сети подземных канализаций. Разговоры местного населения о том, что в Кобяковских пещерах частенько пропадают люди и скот, в расчет военными не принимались. Исследовавшие катакомбы археологи Кокошин и Витков обнаружили, что они очень длинные и разветвленные. Проверить ходы командование направило двух основательно экипированных солдат, вооруженных аккумуляторными фонарями и телефоном с кабелем. Один из ходов солдаты проверили благополучно. А из следующего не вернулись. Сначала от них перестали поступать сигналы, а спустя некоторое время сослуживцы вытащили телефонный кабель с размочаленным, залитым кровью концом…

Снаряженная на следующий день экспедиция вернулась с телами своих товарищей, которые были буквально растерзаны. У одного не было головы, а с костей были сорваны мясо и кожа. У другого отсутствовала чуть ли не половина туловища. Создавалось впечатление, что на солдат напало какое-то чудовище. Вернувшиеся рассказали, что пещера очень длинная, с боковыми ответвлениями. На одном из перекрестков и были обнаружены тела погибших. Однажды солдатам померещились какие-то тени, и они открыли стрельбу.

После этого военные прекратили дальнейшие поиски, решив использовать под базу находящиеся неподалеку подземные лабиринты Мухиной балки. Тут начали проводить секретные испытания пороховых имитаторов ядерных взрывов. По рассказам свидетелей, такого рода эксперименты сопровождались оглушительным грохотом и двухсотметровым столбом пламени. При этом в ближайших дворах под землю уходили дома и сараи. По еще более невероятным сведениям, часть военной техники из-под земли вообще больше не возвращалась. Ходили слухи о том, что на нижних ярусах катакомб располагалась секретная лаборатория, где ставили эксперименты по…телепортации танков из Аксая в Подмосковье!

Разгадать жуткие тайны Кобякова городища пытались многие-и далеко не все из них остались в живых. Так, таинственной смертью погиб местный следопыт О. Бурлаков : его тело было найдено разорванным пополам, причем от верхней части остались одни лишь кости. А вот Вячеславу Запорожцеву удалось составить приблизительный план подземелья, в котором погибли солдаты. Вход в пещеру расположен со стороны нынешней автострады. Далее, пройдя под Кобяковым городищем и поворачивая несколько раз под прямым углом, Запорожцев вышел к небольшому подземному озеру, по берегу которого можно было пройти ко входу в другой тоннель. Однако здесь исследователя остановил страх…

Сведения о чудовище в окрестностях Аксая поступали и позже, самое последнее-едва ли не десятилетней давности. Во время обвала в подвале склада местного консервного завода открылся подземный лаз. Сторожа с собаками заглянули было туда, но злобный рык и чье-то огромное тело, быстро передвигающееся в темноте, заставили их бежать без оглядки. Люди рискнули вернуться только под утро, а собаки вообще не приближались к складу неделю. Проход этот от греха сразу замуровали.

Вполне возможно, что кобяковский «дракон» является даже не из-под земли, а из воды. По данным геологической разведки, на глубине около 40 метров под Аксаем находится подземное озеро, а на 250-метровой глубине вообще плещется целое море! Под руслом Дона, на берегу которого расположен Аксай, тоже течет еще одна река. Не случайно машины и прицепы, падавшие несколько раз со старого аксайского моста, исчезали бесследно. Вместо пропавшей техники водолазы обнаружили на дне реки воронку, куда вода с чудовищной силой затягивает свою добычу. Самих водолазов спас от гибели только стальной страховочный трос.

Кобяково городище хранит множество других тайн. Пока не сумели объяснить периодическое появление в катакомбах самых настоящих призраков. А чего стоит тайна 300 найденных здесь детских погребений! По одной из версий, во 2 веке нашей эры жители городища столкнулись с эпидемией неизвестной болезни. Однако почему она коснулась лишь детей? Другие ученые винят во всем враждовавших с местными меотами сарматов, которые могли препятствовать заниматься тем земледелием. В результате дети, как самая слабая часть населения, были обречены на голодную смерть. Однако и это лишь предположение.

Разгадают ли когда-нибудь люди здешние загадки? Или великий Дракон навсегда скроет истину во мгле таинственных катакомб?

~Евгений Вуковой~

Кобяково городище — мы нашли всё, как было предсказано…

Кобяково городище — огромный холм на берегу Дона недалеко от Ростова. По словам ученых это один из интереснейших археологических памятников юга России. Здесь обнаружено сразу несколько поселений разных народов и эпох. Здесь жили сарматы, половцы, татары и русские.

Самое ранее из поселений датируется IV веком до нашей эры. Несмотря на то, что культурные слои здесь, изучены достаточно подробно, исследователи считают Кобяково городище еще и одной из самых загадочных точек на археологической карте России. Ведь с ним связано множество легенд, народных поверий, а так же фактов не поддающихся объяснению.

Еще одна загадка — это странные археологические находки, которые сделаны исследователями практически во всех слоях городища, начиная с самых древних. На разных предметах встречается повторяющееся изображение загадочного зверя, то ли волка с большими клыками, то ли кабана — секача. Что это, персонаж какого древнего мифа или божество, исследователи сказать не могут, установлено лишь, что «зверь» встречается лишь на предметах обнаруженных только на Кобяковом городище и больше нигде в России и в мире.

Множество преданий о кладах связано с Кобяковым городищем.Так, одна легенда повествует о сечевой казне запорожских казаков, припрятанной где-то в районе Кобякова городища.

Как известно, в 1775 году Екатерина II прекратила существование Запорожской Сечи. Вольница была обречена давно и казаки, зная об этом, загодя готовилась к исходу за пределы Российской империи. Они собирались возродить вольную республику, выкупив кусок территории в одной из стран Востока. Но путь казаков проходил по донской земле, на которой запорожцы успели потерять много людей в стычках с верными государыне донскими казаками. Предполагается, что оставшиеся в живых припрятали свой золотой запас из 32 бочонков, доверху заполненных золотыми дукатами и венецианскими цехинами, в надежном месте, а сами ушли налегке на Тамань, к казакам-некрасовцам.

Но прошли столетия, а «денежный» обоз так до сих пор и не найден.

По преданию в этом городище в 1185 году в стане половецкого хана Кобяка томился плененный князь Игорь Святославович – герой легендарного «Слова о полку Игореве». Спустя столетия на этом месте проходила граница между Россией и Турцией, владевшей тогда городом-крепостью Азов. Ходят десятки историй о припрятанных здесь сокровищах монголо-татар и турков, схронах офицеров-корниловцев, «общаке» бандитов с Задонского почтового тракта и прочих тайниках.

Легенды о жутких подземных тварях здешних мест тоже имеют многовековую историю. Согласно древним источникам, еще жители Кобякова городища приносили человеческие жертвы некоему Дракону, периодически выползавшему из земных недр. Образ загадочного бога-ящера многократно встречается среди памятников культуры и археологии европейской части России. Академик Б.А.Рыбаков посвятил ему целую главу в своей книге «Язычество Древней Руси», где, в частности, приводит фрагмент рукописи, в которой сообщается о нападении «крокодилов» на людей: «В лето 7090 (1582)… изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиши Бога по всеи земли. И паки спряташася, а иних избиша». Ученый не сомневается в правдивости летописца, сетуя, что «современная зоология плохо помогает нам в поиске прообраза ящера».

Кобяково городище. Варварство и бездушние чиновников губят памятники

В 1450 году венецианский купец Иосафат Барбаро написал книгу о своем пребывании в генуэзско-венецианской фактории Тана (ныне Азов). В то время здесь, в устье Дона, находился оживлённый перекрёсток торговых путей между Европой и Азией. Барбаро провёл в Тане 16 лет, но удерживала его в этих местах не тяга к торговле…

Местные жители из уст в уста передавали легенду о сокровищах аланского царя Индиабу. Когда тот узнал, что на него идет войной татарский хан, то решил спрятать свои сокровища, но так, чтобы никто об этом не догадался. Под предлогом похорон одного из воинов царя, была выкопана могила, в которую сложили ценности, а сверху насыпали огромный курган.

Остаётся только гадать, каким путём донская легенда проникла в Италию. Однако Барбаро был не первым иностранцем, пытавшимся отыскать сокровища аланов: еще до приезда венецианца, в бытность мессира Пьетро Ландо консулом в Тане, туда прибыл человек из Каира по имени Гулдебин, который знал месторасположение клада. Приехав в Тану, Гульдебин принялся исследовать курган, переходя с одного места на другое, и продолжал эту работу в течение двух лет, до самого конца своей жизни. Приметы кургана под названием Контеббе, где якобы были захоронены сокровища Индиабу, ему указала каирская татарка, в чьём роду из поколения в поколение передавалась эта тайна.

Такое косвенное доказательство существования клада ещё больше укрепило Барбаро в намерении отыскать сокровища. Поздней осенью 1437 года с шестью товарищами венецианец приступил к раскопкам кургана, находящегося на берегу реки в шестидесяти милях от Таны. Для этого была нанята сотня рабочих, но вскоре поиски были приостановлены наступившими холодами. Весной следующего года, по заверениям Барбаро, были найдены известные признаки клада, после чего старания были удвоены. «Мы пустились таскать носилки с землей усерднее, чем те люди, которым мы платили, — пишет Барбаро в своих воспоминаниях, — и я как раз стал мастером по носилкам».

По официальной версии, клада в донской дельте Барбаро так и не нашел. Итальянцы уезжали, оставив на месте раскопок огромные ямы и два подземных хода, ведущих вглубь кургана. Словно в насмешку, единственной добычей кладоискателей оказалась часть серебряного сосуда, ручка которого была выполнена в виде змейки. Жало змеи устрашающе направлялось к тому, кто тянулся к серебру. Несмотря на это некоторых исследователей смущают слова в дневнике венецианца: «Мы нашли всё, как было предсказано…» Так и осталось тайной, что же именно нашли кладоискатели…

Опубликовано: 29.10.09 | Просмотров: 7833 | |Печать

Кобяково городище расположено на высоком мысу между р. Доном и балкой Кобяковой, в расстоянии около версты от крайних хат ст. Аксайской и верстах в двух от станции железной дороги „Аксай”.

Городище это впервые упоминается в 1570 г. Посол Ивана Грозного к турецкому султану Селиму, Иван Новосельцев от 7 июля 1570 г. писал царю, что „азовский Диздарь Сефер прислал навстречу на Оксайское устье под Кобяково городище Агу Закафею”. В январе месяце от г. Рыльска посла провожал казачий атаман Михайла Черкашенин и „с ним атаманы и казаки”. Послу был дан наказ „А из Рыльска итти не мешкая не часу, чтоб ему (Новосельцеву) в Азов дойти зимою. А как он близко Азова будет в ближайших зимовищах атаманских, и ему Мишиных товарищов казаков двух или трех послати азовскому доздарзеферю про себя сказати, что он от великого государя царя всея Руссии идет к брату его и другу к Селим Султану, и он бы прислал пристава и людей, чтоб ему до Азова дойти здорово”…

Михайла Черкашин проводил посла до Кобякова городища, где был его атаманский стан; далее, на запад, шли уже турецкие владения, послов принимала уже турецкая стража и провожала до Азова.

Следовательно, у Кобякова в первой половине ХVІ в. и даже весь ХVІІ в. был крайний от турецких владений казачий стан и именно стан атаманский. Там разменивались послами и переменяли проводников. На карте Иссака Массы 1633 г. на месте Кобякова городища отмечено: „Jebos seu Atamanskoi” городок. В том же ХVІІ в. упоминается городок Нижние Раздоры, как крайний пункт от турецких владений. Он мог быть только у Кобякова, т.к. должен быть в защищенном от внезапных нападений месте, служить наблюдательным пунктом за движением турок и татар и на случай опасности подавать тревогу огневыми сигналами в г. Черкасск. Мыс, на котором расположено Кобяково городище, как увидим ниже, вполне удовлетворяет всем этим требованиям и следы позднейшего там казачьего укрепления довольно заметны.

В ХVІІІ в. на месте этого городища был казачий стан под названием Роговской или на Роговых, т.к. мыс по казачьему говору назывался рогом. В 1777 г. стан на Роговых переименован в ст. Сретенскую, в которой в том же году была построена деревянная Сретенская церковь. Выше его был стан Усть-Оксайский, переименованный в 1791 г. в ст. Аксайскую. Ниже Сретенской станицы в 1777 г. из азовского казачьего полка населена ст. Александровская. Сретенская станица упразднена в половине прошлого столетия и юрт ее распределен между станицами Аксайской и Александровской1). В конце ХVІІ века на Дону в одном из низовых городков был казак Василий Кобяков, выкрещенный из татар. Он обошел все Закавказье, Персию и Туркестан. Петр І-й во время „Азовских походов” 1695 и 1696 г. приказал со слов Кобякова составить сказку „о Туркестанских делах”. Вот вся, так сказать, историческая сторона Кобякова городища. Обратимся теперь к стороне более древней, до-исторической, по указаниям предметов, добытых на том месте раскопками.

Городище имеет вид удлиненного прямоугольника с востока на запад: длина до 70 саж..(150 м – К.П.), ширина — до 40 (85 м) – К.П.). Часть городища обрушилась в течение веков в Дон, обнажив толщи культурных слоев до нескольких метров. С юго, от Дона, и с востока оно имеет крутые обрывы, с севера — балка Кобякова, а с запада — глубокий ров, вырытый или возобновленный впоследствии, в казачий период.

На верхней площади явно заметны холмы, впадины, валы — остатки укреплений, башен казачьего атаманского стана. Ниже под этим слоем от обрыва к Дону А.А.Миллером в 1925-1928 г.г. открыты фундаменты строений, кладенных из неотесанного камня-известняка на глине. Там же найдена им в 1925 г. печать для просфор, хорошо вырезанная из камня, точно такая же, какие и теперь употребляются в бедных сельских церквях, деревянные или медные. В южном обрыве и по северному склону посетителя поражает обилие черепков хорошо обожженой глиняной посуды, амфор и др. Эта посуда была привозная греческого изделия.

В балке Кобяковой живущими там казаками при рытье погребов были найдены и целые амфоры, переданные в Донской музей. Амфоры (в виде кувшина) с узким горлом и узким дном, по бокам две ручки. Есть много толстых черепков от большой посуды, чрезвычайно крепкие, серо-желтого и синеватого цветов. В овраге к балке Кобяковой, по северному склону городища, дождевой водой размыто целое кладбище — погребение христианское, найдено много крестиков медных и серебряных. Это кладбище бывшего Роговского стана и Сретенской станицы.

Городище это было обследовано еще раньше в 1901 г. командированным для этого В.В.Богачевым, ныне профессором-геологом. В обрыве к Дону идут слои из пепла, ила, песка, в которых, в их плоскости, лежат скелеты крупной рыбы — осетров, сомов, сазанов, судаков и др., часто в совершенно целом виде, вместе с костями млекопитающих животных. Кости рыб преобладают в нижних слоях, содержащих грубой работы и плохо обожженую посуду черной глины. Кости млекопитающих — чаще в верхних слоях, где уже обильно попадаются черепки хорошей посуды из красной глины.

Культурный слой по обрыву Дона идет и далее на запад на протяжении до 170 саж. (363 м – К.П.) и в степь до 150 саж. (320 м – К.П.). В юго-восточном углу городища В.В.Богачевым найдено целое кладбище из 17 скелетов, в южном вале найдено три скелета.

Кобяково городище — кровавая легенда

Из этих скелетов один принадлежал ребенку, другой, несомненно, женщине. Лоб ее был высок, но узок, вокруг головы была повязана шелковая, прошитая золотыми нитями лента. Тут же лежал огромный мужской скелет, близ шеи которого найдена маленькая медная пуговка. Череп и другие кости сильно истлели и их нельзя было вынуть целиком.

Скелеты очень близко лежали один к другому, сверху были прикрыты досками. Тут же много лежало лошадиных костей. Никаких металлических вещей, кроме пуговки, не найдено. Черепа у некоторых удлиненные спереди назад (долихоцефальные), но чаще — круглые (брахицефалы), лоб низок, мал, челюсти и скуловые дуги развиты. Бедра у многих представляют странное явление: они сильно выгнуты впереди. Близ одного скелета была найдена тарелка из черной глины, близ другого, с пробитым черепом, у самого черепа — каменный топор, из песчанника. Все скелеты лежали на спине, с вытянутыми вдоль тела руками. Определенного, относительно стран света, положения нет.

Кроме топора никакого оружия не найдено 1). В балке Кобяковой в наносных слоях найден кремневый нож, осколки кремней и проч.

Из этих беглых обследований видно, что при „Аксайской переправе” (не татар) на защищенном от внезапных нападений мысу были стоянки человека с самых древнейших времен, начиная с каменного века. Тут должны быть и скифско-сарматские поселения времен греческой и римской культур, как вообще при всех переправах, и гунско-хазарские и, наконец, казачий стан и станица. К какому веку относится найденная А.Миллером печать для просфор? На этот вопрос ответить трудно. Она могла быть и хазарская, т.к. хазары нижнего и среднего Дона были христиане (Х-ХІ в н.э.), могла быть и от казачьей Сретенской церкви, снесенной в начале прошлого века. Церковь это была деревянная и, по всей вероятности, на каменном фундаменте, кладенном на глине, как вообще строят сельские церкви.

Найденный А.Миллером фундамент каких-то строений, видимо, стен укреплений или большой башни, не характерный для хазарских построек. Хазары возводили свои постройки из тесанного камня или кирпича с квадратными поверхностями и клали на извести, хорошо приготовленной. Они были опытные строители. Кладку на глине они не знали. Это отмечено всеми исследователями хазарских построек. Но что следы их при этой переправе должны быть — это несомненно. Такие переправы они оберегали, и укрепление их там должно быть. Нужно снять весь верхний слой площади городища и там их следы под казачьими постройками окажутся. Кладка на глине из нетесанного камня — это постройка танаитов сарматского периода І-ІV в. н.э. Все глиняные изделия — привозные. Печать найдена среди мусора фундамента какого-то небольшого круглого строения в юго-восточном углу, как говорил А.Миллер собравшимся любителям археологии в сентября 1925 г. на месте Кобякова городища. В этом углу и стояла Сретенская церковь. Фундамент строения был очень близко к обрыву. Но сто лет тому назад обрыв к Дону был сажень на 20 дальше к югу и подошел к этому месту только теперь. Сто лет тому назад полковник Мартынов в своих записках отмечал, что Дон страшно подмывает городище и скоро оно сползет совсем. И оно сползло сажень на 15-20. Следовательно тогда церковь стояла далеко от обрыва.

Что хазары этой переправой интересовались и ее охраняли, на это указывает их высокий сторожевой курган, расположенный верстах в двух западней городища по дороге в г. Нахичевань. Курган стоит на самой высокой точке и, видимо, казаками в ХVІ веке надсыпан. Это хорошо заметно. Вокруг вершины его идет уступ для ходьбы наблюдателя-часового. С кургана этого открывается вся долина Дона до станицы Елизаветовской и Азова, вся долина Темерника и далеко в степь на север. Курган этот слывет у местных жителей под названием „Маяк” и это верно, на нем стоял когда-то маяк, столб с пуком сена для огневых сигналов, а также под именем Гиреевской могилы, и это отчасти верно, только не могила, а Гиреев сторожевой курган.

В Крыму царствовали Гиреи. Казаки сторожили с него Гиреев, т.е. крымских татар, наблюдали за их движением. Это не могильник, а сторожевой курган. Близ него есть другой сторожевой курган, но уже сползший, широкий и низкий. На нем удобно поставить батарею, и, видимо, в казачий период там и могла стоять батарея, вестовая пушка. Вокруг этих курганов на пространстве одной квадратной версты расположено до 30 курганов, средних и малых; иные едва заметны. Это уже могильники разных эпох.

На острове против ст. Аксайской также найдены культурные слои с средневековой посудой. Эта стоянка должна иметь связь с укреплением на Кобяковом и являлась, видимо, станом его рыболовов.

Опубликовано: 29.10.09 | Просмотров: 5393 | |Печать

Кобя́ково городище— археологический памятник в Ростовской области. Находится на правом берегу Дона, к западу от устья Кобяковской балки, вблизи Аксайского автомобильного моста через реку Дон.

По Кобякову городищу проходит граница между городами Ростовом-на-Дону и Аксаем.

Прямая или косвенная связь Кобякова городища и Танаиса существует со времен Древнего Рима и Боспорского государства (находившегося с 63 года дон.э. в зависимости от Рима). В историко-археологической литературе приводится мнение, что кубанские племена меотов переселяются на нижне-донские земли по приказу боспорского царя. Переселение это было постепенным. Сначала в округе Танаиса возникают Подазовское и Крепостное городища. Чуть позже возникает Нижне-Гниловское городище, затем Кобяковское.

С. Маханьков, во-первых, презюмирует тесные взаимосвязи между Танаисом и меотскими городищами римского времени (в числе которых Кобяковское городище), во-вторых, дает их жителям общее название «танаиты», в-третьих, называет их жителями «древнего Ростова», в-четвертых, предлагает считать 23 год нашей эры (как самую раннюю и точно зафиксированную надежным эпиграфическим памятником дату, когда упоминаются «танаиты») отправной точкой двухтысячелетней истории г. Ростова-на-Дону. Такая историческая концепция хотя и является дискуссионной, но заслуживает внимания.

Существует мнение, что Кобяково городище являлось резиденцией половецких ханов, названо по имени половецкого хана Кобяка. Флаг Аксайского района включает в качестве одного из символов детали шлема. Шлем-ерихонка использован как элемент символики флага в память о князе Игоре, герое «Слова о полку Игореве», находившемся в этом месте в плену у половцев.

Достопримечательности и истории Кобякова городища

Впервые словосочетание «Кобяково городище» встречается в письме от 7 июля 1570 года посла Ивана Новосельцева к царю Ивану Грозному. Предположительно, у Кобякова городища в первой половине ХVІ в. и даже весь ХVІІ в. был крайний от турецких владений атаманский казачий стан, где разменивались послами и переменяли проводников.

В качестве историко-географического объекта Кобяково городище не имеет однозначных границ. Представляется, что границы Кобякова городища как памятника археологии республиканского значения подлежат уточнению и детализации.

Кобяково городище включает возвышенность на берегу реки Дон, и в качестве туристического объекта фактически является смотровой площадкой, с которой открываются изумительные виды на реку Дон, Задонье, левый берег Дона, Аксайский автомобильный мост.

Как археологический объект Кобяково городище стало местом работы первой археологической экспедиции на Юге России в 1824 году. Первые поселения существовали здесь в 10-8 веках до нашей эры. Заметные археологические находки датированы 1-3 веками нашей эры. В настоящее время на Кобяковом городище видны остатки сооружений, следы раскопок.

Низкий уровень антропогенной нагрузки в наиболее высокой точке городища, примыкающей к Дону, способствует сохранению и обитанию в этом месте куропаток.

Кобяково городище — мистическое место

в зависимости от Рима). В историко-археологической литературе приводится мнение, что Кубанские племена меотов переселяются на нижнее-донские земли по приказу боспорского царя. Переселение это было постепенным. Сначала в округе Танаиса возникают Подазовское и Крепостное городища. Чуть позже возникает Нижне-Гниловское городище, затем Кобяковское. С.Маханьков, во-первых, презюмирует тесные взаимосвязи между Танаисом и меотскими городищами римского времени (в числе которых Кобяковское городище), во-вторых, дает их жителям общее название «танаиты», в-третьих, называет их жителями «древнего Ростова», в-четвертых, предлагает считать 23 год нашей эры (как самую раннюю и точно зафиксированную надежным эпиграфическим памятником дату, когда упоминаются «танаиты») отправной точкой двухтысячелетней истории г. Ростова-на-Дону. Такая историческая концепция хотя и является дискуссионной, но заслуживает внимания. Существует мнение, что Кобяково городище являлось резиденцией половецких ханов, названо по имени половецкого хана Кобяка. Флаг Аксайского района включает в качестве одного из символов детали шлема. Шлем-ерихонка использован как элемент символики флага в память о князе Игоре, герое «Слова о полку Игореве», находившемся в этом месте в плену у половцев. Впервые словосочетание «Кобяково городище» встречается в письме от 7 июля 1570 года посла Ивана Новосельцева к царю Ивану Грозному. Предположительно, у Кобякова городища в первой половине ХVІ в. и даже весь ХVІІ в. был крайний от турецких владений атаманский казачий стан, где разменивались послами и переменяли проводников. В качестве историко-географического объекта Кобяково городище не имеет однозначных границ. Представляется, что границы Кобякова городища как памятника археологии республиканского значения подлежат уточнению и детализации. Кобяково городище включает возвышенность на берегу реки Дон, и в качестве туристического объекта фактически является смотровой площадкой, с которой открываются изумительные виды на реку Дон, Задонье, левый берег Дона, Аксайский автомобильный мост. Как археологический объект Кобяково городище стало местом работы первой археологической экспедиции на Юге России в 1824 году. Первые поселения существовали здесь в 10-8 веках до нашей эры. Заметные археологические находки датированы 1-3 веками нашей эры. В настоящее время на Кобяковом городище видны остатки сооружений, следы раскопок. Низкий уровень антропогенной нагрузки в наиболее высокой точке городища, примыкающей к Дону, способствует сохранению и обитанию в этом месте куропаток.

См. также

Елизаветовское городище

Фильмы

«Back 3000. Река Дон, Кобяково городище. За два с… … (Русский)

В 1949 году при обследовании военными подземных пещер и ходов на Кобяковском городище произошла трагедия. Обследование проводилось с целью создания сети подземных коммуникаций для обслуживания планировавшегося в тех местах центра управления войсками Северо-Кавказского военного округа. Тогда в том районе автотрассы еще не было, ее только собирались строить, поэтому, предвидя возможные повреждения объектов исторического заповедника, археологические работы в нем ускорили. Во время раскопок, проводимых археологами Кокошкиным и Витковым, были обнаружены неизвестные ранее подземные сооружения, а одна из пещер была особенно разветвленной и длинной. Как стало известно, местные жители об этих пещерах знали, у них они пользовались дурной славой: в разное время там бесследно исчезали люди, пропадала или задиралась скотина. В эти пещеры местное командование направило двух солдат, чтобы они все разведали и составили общий план. Снабдили солдат основательно: полный запас продуктов, аккумуляторные фонари, а для связи с базой использовался телефонный кабель. Вот только оружия им не выдали — посчитали, что незачем. В первый раз солдаты недалеко ушли под землю и вернулись. Пошли во второй раз — и пропали. Когда от них перестали поступать условные сигналы, наверху забеспокоились, а когда, выждав какое-то время, вытащили телефонный кабель, то удивились и испугались: конец кабеля был размочален и залит кровью. Пока о происшествии доложили по инстанциям да обсудили — прошло время, и спасательную группу снарядили только на следующий день. На этот раз всех вооружили автоматами. Сколько времени спасатели пробыли под землей — неизвестно, но вернулись все и принесли трупы своих менее удачливых товарищей. Очевидцы рассказывали, что тела погибших были сильно изувечены, можно сказать растерзаны: у одного не было головы, во многих местах с костей было сорвано мясо и кожа, а у другого вообще отсутствовала чуть ли не половина туловища. Солдаты спасательной группы рассказали, что пещера действительно длинная и имеет боковые ответвления. На одном из таких перекрестков и были обнаружены тела погибших. Продвигавшимся по подземному сооружению солдатам в одном месте почудилось впереди в темноте какое-то движение, и они открыли стрельбу. Всю пещеру до конца спасатели тоже не прошли. Забрав изуродованные тела своих товарищей, они повернули назад. Что там им почудилось в темноте, никто толком сказать не мог, однако вскоре пошли разговоры о каком-то чудовище, живущем под землей в этих пещерах. Впоследствии исследователь В. Запорожцев изучил часть этих пещер и составил их приблизительный план. Вход в печально известную пещеру располагался со стороны теперешней автострады, а далее шел ход под Кобяковским городищем, и, поворачивая несколько раз под прямым углом, он выходил к подземному озеру. По словам исследователя, по берегу можно было пройти ко входу в другой тоннель, уходящий в сторону, но это направление до конца не изучили. Главный тоннель имел боковые ходы, некоторые из которых, по мнению Запорожцева, были очень интересными. Осталось невыясненным, искусственные эти ходы или нет.

Кобяково городище лишилось древнего холма

Озеро было невелико и вполне могло оказаться наполненным водой колодцем. Не исключено, что именно оттуда, как из норы, и вылезла тварь, что убила двух солдат. Как рассказывает исследователь, чувствовал он себя под землей некомфортно, так как знал от местных жителей о дурной славе пещер. Отсюда, видимо, и берёт начало поверхностность и краткость его исследований.

Мистика подземных лабиринтов Кобякова городища

Отличительной чертой Кобякова городища, вызывающей мистический страх у местного населения, является уникальная система подземных ходов. Первые катакомбы были вырыты древними поселенцами в культовых целях еще в начале нашей эры. Последующие поколения с усердием опутывали курганы сетью новых лабиринтов.

В результате под современным Аксакаем раскинулся настоящий подземный город, который полон мистических тайн. В конце XIX столетия археолог Хицунов открыл подземный ход из центра древнего города в его портовую часть. Есть сведения, что во время Великой Отечественной войны местные жители скрывались тут от немцев. Потом пещеры разбомбили.

И теперь подземелья и катакомбы скрывают свои тайны. Множество легенд будоражат умы «черных археологов» и охотников за сокровищами. Одна из них повествует о сечевой казне запорожских казаков, которые после упразднения Екатериной II Запорожской Сечи припрятали здесь свой золотой запас. Он состоял из 32 бочонков, доверху наполненных золотыми дукатами и венецианскими цехинами. Казаки налегке ушли в Тамань. Прошло больше двух веков, а «денежный ход» так до сих пор и не обнаружен.

Но самая таинственная и мистическая история связана с «золотым конем». По легенде, где-то глубоко-глубоко под землей лежит конь из чистого золота весом от 3 до 7 тонн. Основана она на историческом факте: в конце XVII столетия казаки внезапно напали на турецкую крепость и завладели многочисленным добром, среди которого оказался и «золотой конь». Турки отправились за ними в погоню. По всему берегу Дона была выставлена тридцатитысячная армия, а на реке — флот султана.

Из Кобякова городища вышли 120 казаков и неожиданно исчезли вместе с награбленным. А спустя 10 дней казачья дружина также внезапно появилась в Черкесске. Легенда гласит, что казаки спрятали свою добычу в подземельях Кобякова городища, а потом приделали к лодкам колеса и прокатили их по пещерам. Многие ученые считают, что «золотой конь» в действительности существует. Вот только отыскать его до сих пор не посчастливилось никому.

Не обошла эти места и легенда о кладе Стеньки Разина. В архиве краеведческого музея Аксая есть даже запись, датированная 1940 годом о том, как местный казак сообщил в городской отдел культуры, что, по рассказу его деда, в одном из холмов спрятаны сокровища атамана. А директор музея В.Еладченко утверждает, что ранее эти подвалы назывались «погребком Степана Разина» и название это, как видно, не случайное, так как атаман останавливался здесь с богатой добычей после походов в 1667–1669 годах на Волгу, Яик и в Персию.

Есть и множество других историй: о спрятанных в катакомбах сокровищах монголо-татар и турков, тайниках офицеров-корниловцев и даже зарытом «общаке» бандитов с Задонского почтового тракта. Между тем, самые ценные на сегодняшний день «ископаемые» были найдены в этих местах в 1987 г. В одном из курганов Кобяковского некрополя обнаружили погребение сарматской царицы. Археологи извлекли оттуда золотую гривну, диадему с изображением оленя и множество других ювелирных изделий. В последние годы на территории городища нашли еще 116 захоронений, но большая их часть, к сожалению, была разграблена черными археологами.

Но древний Аксай не перестает преподносить очередные загадки. Например, археологи ежедневно находят странные детские погребения. Объясняют они это по-разному. По одной версии, во II столетии н. э. жители городища столкнулись с эпидемией неизвестной болезни. Однако по какой причине она коснулась лишь детей? Другая версия более правдоподобная: сарматы, враждовавшие с жившими на этой территории миотами, могли запретить им возделывать земельные участки или уничтожали их посевы. В результате чего дети, как самая слабая часть населения, были обречены на голодную смерть. Однако это лишь предположения, и тайна 300 детских захоронений пока остается без ответа.

В 1950-х гг. скрытыми от любопытных глаз лабиринтами городища заинтересовались военные. 1949 год – там планировалось разместить подземный штаб СКВО (Северо-Кавказского военного округа). Но последующие трагические события вынудили командование отказаться от этого плана. Первоначально под землей была обнаружена пещера и ряд разветвленных ходов. И вдруг пропал солдат. На его розыски военными была отправлена поисковая команда, но она так и не нашла пропавшего. Больше того, теперь исчезли уже два солдата.

Поиски продолжали и они завершились жуткой находкой: расчлененными телами двоих солдат. Они были перерезаны чем-то необычно острым (будто гигантской бритвой) на уровне груди. Под странный нож попали и рации. Когда их разобрали, то не увидели в микросхемах ни единой трещинки — до такой степени аккуратным был срез. Дальнейшие поиски были прекращены. Выводы комиссии о причинах гибели военнослужащих были засекречены, а опасный вход в мистические катакомбы взорван и наглухо замурован. Что произошло в подземелье в действительности, так и осталось тайной.

После этого военные решили использовать находящиеся недалеко подземные лабиринты Мухиной балки. Тут начали проводить секретные испытания пороховых имитаторов ядерных взрывов. По рассказам свидетелей, такого рода эксперименты сопровождались оглушительным грохотом и двухсотметровым столбом пламени. При этом в ближайших дворах под землю уходили дома и сараи. Еще более невероятное говорят о военной технике, которая вообще не возвращалась из-под земли. Есть версия, что на нижних ярусах катакомб располагалась сверхсекретная лаборатория. В ее задачу входило проведение экспериментов… по телепортации танков из Аксая в Подмосковье. Впрочем, это скорей всего просто домыслы.

Еще одной тайной остаются легенды о подземных тварях, обитающих в лабиринтах городища. По историческим источникам, древние жители этих мест приносили человеческие жертвы некоему Дракону, время от времени выползавшему из земляных недр. Подтверждением тому служат уникальные археологические находки, которые случаются во всех слоях городища. На различных предметах есть повторяющееся изображение таинственного зверя — то ли волка с большими клыками, то ли кабана-секача.

Странно, что оно встречается лишь на предметах, найденных в Кобяковом городище. Нигде в России, а тем более в мире, таких изображений нет. Разгадать эту загадку пытаются многие исследователи Аксайских подземелий, но часто их поиски оканчиваются трагически. Так, таинственной смертью погиб местный следопыт О.Бурлаков: его тело также было найдено перерезанным пополам, но от верхней части остались почему-то лишь кости.

Странный случай произошел в Аксае, в подвале местного консервного завода произошел обвал, в результате которого обнаружился неизвестный подземный ход. Сторожа с собаками пытались туда проникнуть, но чей-то злобный рык и огромное быстро передвигающееся тело заставили их бежать без оглядки. Еще на протяжении нескольких дней сотрудники завода боялись приблизиться к лазу, а собаки вообще не подходили к этому помещению более недели. Подземный ход, конечно же, вскоре замуровали.

В том, что прогулки по подземным лабиринтам Кобякова городища небезопасны, убедились и приезжие диггеры (копатели). Пробираясь по одной из пещер с собакой, они были вынуждены резко остановиться, потому что на одном из поворотов пес внезапно жалобно заскулил и кинулся назад. Невероятное зрелище предстало перед ними: стены прохода на том месте, где только что они стояли, вдруг стали быстро сходиться, а после разошлись обратно. В другой раз исследователи едва успели отскочить от проваливающегося пола, который тут же принял первоначальное положение.

Как видно, в подземельях городища действует целая система древних ловушек. Стоит наступить на какую-либо невидимую задвижку — и стена отодвинется или закроется вход в пещеру. Кто строил эти ловушки и кого они должны резать, давить и кромсать остается тайной. Не исключено, что их установили те, кто хотел закрыть доступ к спрятанным сокровищам. А возможно, это были священнослужители — ведь все церкви Акая связаны между собой подземными ходами.

Многое о тайнах подземелий Кобякова городища знает хранитель фондов местного музея-крепости «Таможенная застава XVIII века», историк и краевед Вячеслав Запорожцев. Вот что он говорит: «Как-то раз смотрю, а из подвального окошка музея-крепости пробивается свет. Я — в полном недоумении. Помню же: несколько минут назад своими руками выключал в подвале электричество. Открываю подвальную дверь, заглядываю вниз… Кот, увязавшийся за мной следом, вздыбил шерсть и с диким воем выскочил из подвала».

В.Запорожцев спустился в мрачное подземелье и глазам своим не поверил… женщины, которая бродила по обходной галерее, быть там просто не могло — кроме хранителя в крепости никто не оставался. И все-же, странная особа бесшумно проскользнула мимо, едва не задев остолбеневшего музейщика.

За распущенными черными волосами скрывалось лицо незнакомки, но одежду Вячеслав Борисович хорошо смог рассмотреть. Это было белое платье с широким длинным подолом и изящный корсет. Профессиональному историку не составило труда узнать наряд, в котором щеголяли модницы середины XIX столетия. Женщина вошла в стену и исчезла… Когда хранитель музея выскочил из подвала, свет там погас сам собою.

Вячеслав утверждает, что сталкивался с «женщиной в белом» не один раз и всегда в той же галерее. Кроме этого, частенько из-под стен музея слышится таинственный стук. Возможно, в его подземелье поселилась чья-то неупокоенная или невинно убиенная душа?

Различными аномалиями наполнены не только подземные лабиринты городища. Геологическая разведка показала, что под Аксаем, на глубине 40 метров есть подземное озеро, а на 250-ти метровой глубине плещется море! Под руслом Дона также течет еще одна река. Возможно, потому падавшие с аксайского моста машины и прицепы исчезали бесследно? Водолазы обследовали этот участок реки и обнаружили в русле Дона бездонную воронку, куда вода затягивала свою добычу с чудовищной силой. Только стальной страховочный трос спас подводников от неминуемой смерти.

Еще одно загадочное явление этих мест изучал научный эксперт ассоциации «Экология непознанного» А.Ольховатов. Оказывается, частыми гостями аксайского неба являются НЛО. Специалисты-геофизики утверждают, что для Кобякова городища это обычное явление. Разница состоит только в том, что здесь встречаются не обычные «летающие тарелки», а неопознанные подземные объекты, которые лишь на короткое время взмывают в небо.

Впрочем, появление в катакомбах городища «женщины в белом» и мистическую гибель отчаянных исследователей подземелий никакие современные научные теории объяснить не могут. Потому ученым остается лишь глубокомысленно помалкивать и держать паузу.

История Кобякова городища

Донская земля по сей день хранит память тысячелетий. Кажется, что и в наше время в степном воздухе слышится ржание скифских коней, свист сарматских стрел, звон хазарских мечей и протяжные песни славянских витязей… В России существует немного мест, где было бы столько исторических памятников.

И есть на этой древней земле и действительно мистическое место — Кобяково городище. На российской археологической карте исследователи отдают ему пальму первенства среди загадок и тайн природы и истории. С Кобяковым городищем связано большое количество легенд, народных поверий, а также странных фактов, не поддающихся объяснению.

В наши дни трудно себе представить, что некогда на территории современного Ростова-на-Дону была периферия греко-римской цивилизации. В дельте Танаиса (так в древности назывался Дон) находился крупный античный центр с одноименным названием. Город Танаис — один из самых древних на территории России. Основали его в III столетии до н. э. он был самой северной греческой колонией. Тут переплелись цивилизации эллинов и степных кочевников.

Город населяли древние меоты. Есть версия, что Танаис хотел стать самостоятельным городом-государством. Но Боспорское царство жестоко покарало его жителей за это. Царь Палемон разрушил город и входившие в него меотские поселения. К нашему времени сохранились фрагменты жилых кварталов, остатки улиц и двориков. Реконструированы оборонительные стены и башни. Входя в античные ворота, можно подобрать осколок амфоры, которая была разбита две тысячи лет назад.

Начало Ростову-на-Дону положила дочь Петра 1 императрица Елизавета. На пограничном донском берегу была основана Темерницкая таможня, а в скором времени на этом месте выросла мощная крепость, названная в честь Святого Дмитрия Ростовского.

Всего в нескольких километрах от Ростова-на-Дону расположен небольшой городок Аксай с богатым историческим прошлым. Первые документальные свидетельства о существовании казачьего поселения в пределах нынешнего города относятся к 1570 году. В государственном архиве есть письма посла И.Новосильцева к Ивану Грозному, в которых говорится о встрече с посланником турецкого султана на «Аксайском устье». Там в 1720 — 1740-х гг. находилась вначале царская, а после таможенная застава. В период Азовских походов Петра 1 и позже станица Аксайская служила сторожевым постом на подступах к Черкесску — столице Области войска Донского.

Между Аксаем и Ростовом-на-Дону находится мистическое Кобяково городище. Оно представляет из себя огромный холм на берегу Дона. Во время археологических раскопок там найдено сразу несколько поселений различных народов и эпох. Самое раннее из них датируется IV столетием до н. э. На территории городища жили сарматы, половцы, татары и русы. По преданию, там в 1185 г. в стане половецкого хана Кобяка томился плененный новгородский князь Игорь Святославич — герой легендарного «Слова о полку Игореве». Через сто лет на этом месте проходила граница между Россией и Турцией, владевшей тогда городом-крепостью Азов.

Легенд и поверий, которые связаны с Кобяковым городищем, множество. Существует и немало мистических фактов, отдельные из которых по сей день не нашли разумного объяснения. Местное население из уст в уста передает легенду о сокровищах аланского царя Индиану. Когда он узнал, что на него идет войной татарский хан, то захотел спрятать сокровища подальше от людских глаз. Под видом похорон одного из воинов выкопали глубокую могилу, куда и поместили драгоценности. После на этом месте был насыпан огромный курган.

Через несколько веков эта история получила необычное продолжение. И связано оно с именем таинственного итальянца — Иосифа Бальбао (Исафат Барбаро). 1450 год — этот венецианский купец написал книгу о своем 16-ти летнем пребывании в генуезско-венецианской фактории Тана (ныне Азов). Впоследствии окажется, что итальянец в действительности был политиком и военачальником. Оживленный перекресток торговых путей между Европой и Азией находился как раз в этих местах, в устье Дона.

Одновременно с Бальбао в Тану прибыл человек из Каира по имени Гульдебин. Его миссию вполне можно называть секретной. Приметы кургана Контеббе (Кобяково городище) ему якобы указала каирская татарка, в чьем роду из поколения в поколение передавалась легенда о тайне клада аланского царя.

Эти сведения еще больше укрепили Бальбао в намерении найти сокровища. 1437 год, осень — он появился в этих местах с целым отрядом наемных рабочих, которые приступили к раскопкам кургана. Но из-за наступления холодов работы пришлось приостановить. Весной следующего года Бальбао заявил, что «обнаружены признаки клада». Работа закипела с удвоенной силой. Как видно, тогда рабочие и наткнулись на подземные катакомбы, которые существуют под Кобяковым городищем по сей день. Когда они появились и являются природными или искусственными образованиями, неизвестно.

В скором времени итальянцы уехали, оставив на месте раскопок огромные ямы и два подземных хода, ведущих в глубь кургана. По официальной версии, Бальбао клад не нашел. Но запись в дневнике венецианца говорит об обратном: «Мы нашли все, как было предсказано…» По другой версии, загадочный итальянец искал там сокровища совершенно другого рода. В XVI столетии в Европе параллельно с христианством существовало много тайных сект, поклонявшихся древним азиатским и африканским богам: Душаре, Озирису, Мардуку.

А Бальбао относился к одной из них — «Церкви крови». 1926 год — экспедиция археологов в одной из пещер Кобякова городища обнаружила таинственное помещение с земляным сводом и пилястрами. Ученые считают, что это византийская крипта — подземная часовня. Может быть, с этим и были связаны раскопки венецианского оккультиста. Загадкой остался и истинный «объект» его поисков.

Оставьте комментарий