Башня руина в царском

Башня-руина

еще фотографии →

Башня-руина – это памятник, посвященный Русско-турецкой войне 1768 – 1774 годов, символизирующий падение Османской империи. Монумент построен по проекту архитектора Юрия Фельтена и напоминает ушедшую в землю огромную дорическую колонну, наверху которой устроена большая квадратная площадка и круглый в плане павильон.

Высота Башни-руины составляет 21 метр, ее стены имеют зубчатый верх и прорезаны стрельчатыми арками, выполненными в готическом стиле. Памятник напоминает развалины старинного крепостного сооружения, интерес к которым в XVIII веке значительно возрос.

Для справки: зодчие того времени ценили красоту живописных развалин Греции и Италии и возводили искусственные руины в парках, создавая в них атмосферу меланхолии. Венчающая монумент беседка в Екатерининском парке стала одной из первых русских парковых построек, выполненных в готическом стиле.

Стены строения были расписаны художниками под руководством Алексея Бельского и искусственно «состарены» с помощью трещин, имитирующих естественные повреждения.

К башне примыкает каменная стена с огромной аркой, наверху которой встроен камень с надписью: «На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен 1768 году». В арке сделан вход в коридор, откуда начинается винтообразный пандус, ведущий к смотровой площадке, С нее открывается великолепный вид на пейзажную часть Екатерининского парка Царского Села.

У современников Башня-руина ассоциировалась с руинами античной Греции, на которую «уселась» Турция, символически представленная беседкой наверху, незначительной по размеру в сравнении с самой башней.

Историк архитектуры Дмитрий Швидковский писал, что Башня-руина, «представляющая собой как бы часть погребенных под землей античных развалин с маленькой турецкой надстройкой — аллегория дремлющей под османской властью великой Греции».

Во время войны внутри сооружения находился пороховой погреб, а беседка была наполовину разрушена. В 2009 году завершилась реставрация памятника и Башня-руина открылась для посетителей. Теперь, как и более двух веков назад, можно подняться на смотровую площадку и полюбоваться красотой парка.

Башня-руина стала первым по времени памятником парка, посвященным русско-турецкой войне. Монументальная и эффектная, она является одной из самых популярных достопримечательностей Царского Села, которую часто рисуют художники.

Особое место среди монументов Екатерининского парка, посвященных русским победам в русско-турецкой войне занимает Башня-руина. В этом памятнике увековечены такие события, как падение Оттоманской Порты, победа Российской империи в Русско-турецкой войне, в результате которой был подписан в 1768 году Кучук-Кайнаджирский мир.

История строительства Башни-руины

Башня-руина была построена по проекту известного зодчего Фельтена в 1771 году под контролем архтектора И. М. Ситникова .Башня использовалась как смотровая площадка, а символическая крепостная стена и ее насыпь использовались для катаний. В XVIII веке она стала одной из самых любимых посетителями постройкой.

Башня-руина открылась для посетителей после реставрационных работ 17 августа 2009 года. Впервые ее реставрировали еще в 1880-х годах. Сложность реставрации заключалась в том, чтобы устранить повреждения от войны и времени, но при этом сохранить первоначальную эстетику руин. Подъем на смотровую площадку так же, как и в XVIII веке, осуществляется по пандусу внутри башни.

Архитектурные особенности Башни-руины

Эта постройка представляет собой аллегорию погребенной под османской империей Греции, что и читается во внешнем виде этого памятника: античные развалины с турецкой надстройкой над ними. Эта символическая руина выглядит как частично ушедшая в недра земли тосканская колонна, верх которой завершается площадкой в форме квадрата. На этом квадратном перекрытии из камня стоит круглый павильон, стены которого прорезаны проемами со стрельчатыми завершениями. В 1773 году наружные стены Башни-руины были расписаны поверх штукатурки художником А. Бельским и его помощниками.

Также на поверхностях стен были сделаны искусственные повреждения, создающие иллюзию настоящих трещин. Все это делало похожей Башню-руину на развалины настоящей старинной крепости. Примыкающие к башне стены частично скрыты в насыпи земляной горы. В стене, смотрящей на парк, существует арка. Обрамление арочного проема сделано из пудостского камня, добываемого близ Петербурга в селе Пудость.

На замковом камне арочного проема оставлена соответствующая надпись, рассказывающая, какому событию посвящен памятник. Арка — это вход в коридор, в котором берет начало винтовой пандус, предназначенный для подъема на верхнюю площадку. Венчает башню смотровая площадка, с высоты 21 метр от земли открывается великолепная панорама парка.

Екатерининский парк. Башня-руина

Фотоальбом Башня-руина

Гюбер Робер. Башня-руина в Царском Селе. 1783 (?). Холст, масло. Музей-заповедник «Царское Село»

В комплексе памятников русско-турецкой войны, возведенных в Екатерининском парке, важное место принадлежит монументальной и эффектнойБашне-руине, она была построена первой по времени постройки.

Башня-руина, построенная по проекту архитектора Ю. Фельтена в 1771 году, — своего рода символ падения Оттоманской Порты, русско-турецкой войны в 1762 году, увенчавшейся подписанием в 1768 году Кучук-Кайнарджийского мира. Эту «руину» надо рассматривать как символ. Победа России над турками поразила Европу и значительно увеличила ее международный престиж. Д. Швидковский сообщает, что Башня-руина, «представляющая собой как бы часть погребенных под землей античных развалин с маленькой турецкой надстройкой — аллегория дремлющей под османской властью великой Греции».

Иван Бельский. «Гатчинские ворота и Руина в Царском Селе». 1788.
Вольная копия картины Г.Робера.
Поступила в 1917, дар князя В.Н.Аргутинского-Долгорукова. ГРМ

Зодчие второй половины семнадцатого века понимали и ценили красоту живописных развалин античных и готических сооружений. Они возводили в пейзажных парках искусственные руины, придававшие парковым ландшафтам особую живописность. Фельтен создал для императрицы несколько вариантов проекта. Основной мотив — башня в виде гигантской колонны, ушедшей в землю, — был, вероятно, задан заказчицей. Детальная разработка отдавалась на волю архитектору.

Пять чертежей-проектов Башни-руины хранятся в Эрмитаже. На одном листе башня изображена в виде массивной дорической колонны с надписью на примыкающей стене, включающей год: 1771. Второй рисунок фиксирует башню с каннелюрами. Третий вариант показывает стрельчатые арки, перспективный портал, зубчатое завершение стены, а четвертый — башню в виде каннелированной колонны с беседкой в китайском вкусе наверху Предлагалось также сооружение изкаменных арок, образующих вздымающуюся вверх спираль.

Утвержденный проект Фельтена осуществил архитекторский помощники. И.М. Ситников. Работы производились в 1771-1773 годах. Монументальный «руинный столп» высотой 21 метр воспроизводит ушедшую глубоко в землю гигантскую дорическую колонну. Башня завершена обширной квадратной площадкой — абакой капители, увенчана круглым бельведером-павильоном со стенами, прорезанными «готическими» стрельчатыми арками, и зубчатым верхом.

Башня-руина напоминает развалины грандиозного древнего крепостного сооружения; внутри это впечатление усиливается. Арка служит входом в узкий коридор, где начинается винтообразный пандус, приводящий на верхнюю площадку.

Это сооружение ассоциировалось с величественными руинами колыбели европейской культуры — античной Греции, на которую «уселась» Турция, символически представленная незначительной по размерам беседкой наверху.

Летом 1773 года художник А. Бельский и помогавшие ему живописцы расписали альфреско наружные стены Башни-руины. Тогда же на поверхности штукатурки были высечены трещины, искусно имитировавшие естественные повреждения кладки стен, чтобы башня производила впечатление «разваливающейся». Благодаря этому башня и стены напоминали развалины крепостного сооружения, интерес к которым в архитектуре второй половины XVIII века был особенно велик.

Башня состоит как бы из двух столбов- внутреннего и внешнего. К башне примыкают каменные стены, частью открытые, частью скрытые в толще насыпной земляной горы, идущей от Чугунных ворот и полого поднимающейся ко второму ярусу Башни-руины.. Стена, обращенная в сторону парка, прорезана полуциркульной аркой. Ее архивольт вытесан из блоков пудостского камня. Стоимость этого памятника обошлась в 16 155 р. 13 1/4 коп.

На замыкающем арку гигантском камне высечена надпись:»На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен 1768 году».

Арка служит входом вузкий коридор, в правой части которого начинается винтообразный пандус, служащий для подъема на верхнюю площадку. Наверху башни находится смотровая площадка на высоте 21 метра от основания, отсюда открывается великолепный вид на пейзажный парк.

Исторически башня служила видовой площадкой, а крепостная стена с главным входом в виде арки-въезда и земляной насыпью использовалась для прогулок и увеселительных катаний. Башня-руина уже в XVIII веке стала одним из наиболее популярных сооружений царскосельских парков, которое неоднократноизображали художники.

А. Кучумов в письме своей жене от 23 июля 1944 года: «… Идем к Фельтеновской Руине… беседка наверху наполовину разрушена, что придало большую живописность и естественность; внутри был устроен пороховой погреб… Насыпь, ведущая на Руину, лишилась всей растительности, все деревья срублены на блиндажи…»

Реставрация Башни-руины

17 августа 2009 года впервые после реставрации Башня-руина открылась для посетителей. Основной целью реставрации, завершенной в 2006 году, стало устранение повреждений, нанесенных войной и временем, но при условии сохранения первоначального колорита постройки – «руин». Подняться на смотровую площадку, увенчанную круглым павильоном, можно по винтообразному пандусу, что делает обзор Екатерининского парка более доступным для царскоселов и гостей нашего города.

Башня-руина за время своего существования была реставрирована дважды.

Впервые – в 1880-х годах. Работы того периода не отличались особой основательностью, в результате чего в последующие сто лет шедевр зодчества существенно обветшал.

В конце 90-х годов ХХ века Башня-Руина вновь оказалась в центре внимания реставраторов, однако серьезные работы по ее восстановлению развернулись лишь в2004-2005годах. «К сожалению, Руина попала в разряд долгостроев, этого нельзя отрицать, — рассказала руководитель пресс-службы ГМЗ Татьяна Зиновьевна Жаркова, — но основной причиной долгостроя явился недостаток денег на проведение работ. В начале 90-х годов государство выделило на реставрацию башни мизерные суммы, нам приходилось изыскивать собственные средства, а их, конечно, не хватало. Благодаря активной позиции Ивана Петровича Саутова и его умению работать с партнерами в последние десять лет нам удалось наверстать упущенное время и выполнить колоссальную работу».

О сложности проведения реставрации говорил и сам директор ГМЗ И.Саутов : «За время работы я утвердился во мнении, что не имеет смысла всецело полагаться на финансовую помощь со стороны государства. Вялость в ее оказании может привести и порой приводит, к сожалению, к стагнации любого проекта, даже самого перспективного. Мы ощутили это на примере Башни-Руины, но, изыскав недостающие средства, довели все-таки работу до конца. По своей архитектуре, масштабам и размерам, по техническому состоянию Башня-Руина представляла собой проблемный объект, восстановление которого просто нельзя было откладывать на завтрашний день. Подрядчикам пришлось начинать реставрацию фактически с нуля. Сначала восстановили фундамент, применив при этом практику археологических раскопок и обнажив исторический массив основания Башни. Затем провели дренажные работы, воссоздали систему стока вод.

Восстановление стен Башни потребовало особой предусмотрительности. Необходимо было принять во внимание совместимость исторических и новейших материалов, учесть тот факт, что стены насыщены водой. Все это было сделано. Более того, мною лично, мною лично были предусмотрены специальные цепи и желоба, обеспечивающие контролируемый сток воды с крыши Башни. Были проведены также работы по благоустройству прилегающей парковой территории, реставрации лестницы, мостов-плотин на канале, разрушенных в годы Великой Отечественной войны. Они приобрели свой первозданный вид, зафиксированный в архивных материалах XVII века. Аллеи украсили новые каменные скамейки».
Генеральный директор ООО «Лензеленстрой»А.М. Кучменко, присутствовавший при сдачи объекта, заметил, что несмотря на несовпадающие иногда взгляды на претворение в жизнь проекта реконструкции Башни и на то, что администрация ГМЗ не всегда могла вовремя рассчитаться с подрядчиками за проделанную работу, взаимопонимание никогда не оставляло партнеров. Его слова поддержали Саутов и Жаркова. По их мнению, партнеры объединились в стремлении воссоздать былую красоту архитектурного творения, подарить ее жителям и гостям Царского Села и не допустить, чтобы денежная проблема стала камнем преткновения на этом пути.

Работы по реставрации Башни-Руины проводились при участии нескольких фирм подрядчиков: польской, объединений «Крант», «Ратонда», «РестСтрой», «Лензеленстрой» и других.

Осенью 2011 года у Башни-руины усановили одну из самых мрачных композиций проекта Paragone или Спор искусств. Живопись в 3D версии

  • И.Яковкин «Описание Села Царского», 1825
  • С.Н.Вильчковский «Царское Село», 1911
  • Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  • Г.Семенова «Царское Село: знакомое и незнакомое», 2009
  • И. Степаненко. Фельтен. Сборник: Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. — СПб.: Аврора, 2010. — 303 с.
  • Письма А. Кучумова

Оставьте комментарий