Афонское подворье в СПб

Старо-Афонское подворье в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге на углу Дегтярной и 5-й Рождественской улиц стоит Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, которая представляла в столице Российской империи Святую Гору Афон — Старо-Афонское подворье в Петербурге. Этот участок подарила Андреевскому скиту на Афоне купчиха г. Павловска Анна Ульяновна Джамусова 25 Июля 1879 г. Строительство подворья и храма Благовещения стало возможным после пожертвования, сделанного знаменитым предпринимателем и меценатом И.И. Сибиряковым, тогда еще молодым человеком и будущим монахом Андреевского скита. Пожертвование выражалось фантастической цифрой в 2.400.000 рублей. Часть этих денег была истрачена настоятелем подворья о. Давидом на строительство самого подворья, а половина этой суммы была передана на Афон для строительства знаменитого Андреевского собора.

8 сентября 1889 года митрополит Исидор (Никольский) совершил чин закладки храма, а 22 декабря 1892 митрополит Палладий (Раев) освятил трехпрестольный храм Старо-Афонского подворья. Иконы для иконостаса были написаны афонскими монахами.

После революции, при митрополите Серафиме (Чичагове), монахи в 1929 году были изгнаны из подворья, а в 1933 году арестованы, храм был закрыт в том же году. После перестройки подворье было занято Центральным архивом научно-технической документации, располагающимся в нем и поныне. В 2007 году подворье посетили монахи с Афона, привозившие в Санкт-Петербург честную главу св. Пантелеймона. Святогорцы внимательно и благоговейно осмотрели помещения подворья, внутренний дворик, поражаясь как умело на малой площади были размещены монастырские постройки и в центре Петербурга создан настоящий афонский скит.

Одесские Афонские подворья

Афонское Пантелеймоновское подворье, было основано в Одессе в 1876 году рядом с железнодорожным вокзалом.

Уже через несколько лет слава о Пантелеймоновском подворье разнеслась по всей губернии, а затем и по всей России. Начал возрастать поток паломников. Иногда, после прибытия в Одессу, им приходилось ждать отправки морем по несколько месяцев…

Небольшого здания не хватало, и, поэтому, были открыты еще два подворья, читай — гостиницы, Афонское-Ильинское и Афонское-Андреевское.

Своего пика паломничество русских в Афон, Константинополь (Стамбул), Иерусалим достигло в последней четверти XIX столетия. Благодаря пожертвованиям одесских граждан Пантелеймоновское подворье продолжало разрастаться.

Так, владелец крупнейшего в те времена на юге России канатного завода, Яков Александрович Новиков, подарил церковной гостинице свой участок земли со следующей дарственной надписью:

«…для устройства церкви и служб, в которых начальствующим монастыря встретится надобность в видах доставления паломникам, путешествующим к Святым местам, приюта и душевного упокоения…»

В 1893 году, на средства Афонского Пантелеймоновского монастыря, в Одессе, опять-таки на землях подворья, был заложен большой храм. 9 мая 1893 года «Одесский вестник» сообщал:

«Все сооружение строится таким образом, чтобы два нижние этажа по фасаду были заняты жилым помещением; церковь расположится над жильем, будет высока и в состоянии вместить в себе до 5000 богомольцев».

Жилое помещение новой церкви могло принимать до 600 постояльцев, но и эту помощь богомольцам хозяева подворья сочли недостаточной. Скоро они предприняли попытку выстроить собственный корабль для перевозки паломников. Эти благородные деяния были прерваны начавшейся Первой Мировой войной…

До революции 1917 г. в Одессе было три подворья русских афонских обителей, и паломники, отправлявшиеся в Святую землю, могли остановитья и отдохнуть от долгого путешествия. Несколько тысяч человек из России ежегодно посещали Палестину. Названия только некоторых пароходов, перевозивших русских богомольцев: «Владимир», «Лазарев», «Олег», «Одесса», «Константин», «Паллада», «Таврида», «Царь», «Цесаревич», «Чихачев» и др.

Московское Афонское подворье

Подворье афонского Свято-Пантелеймоновского монастыря в Москве ведет своё начало с сентября 1879 года, когда известная благотворительница Акилина Алексеевна Смирнова.подарила монастырю под размещение подворья небольшую городскую усадьбу. на Большой Полянке.

Аристоклий (в миру Алексий Михайлович Амвросиев, 1846—1908) — схимомонах, старец)

С 1891 по 1894 настоятелем подворья был Преподобный Аристоклий, старец Афонский и Московский чудотворец (в миру — Алексей Алексеевич Амвросиев, 1838—1918 гг.). Еще в 1887 году отец Аристоклий привозил в Москву масличную ветвь с места усечения св. вмч. Пантелеимона Целителя. Несколько лет отец Аристоклий возглавлял подворье и был настоятелем афонской часовни святого великомученика и целителя Пантелеимона в Китай-городе на ул. Никольской. Первоначально часовня Пантелеймоновского монастыря была построена при Богоявленском монастыре, на том месте, где на Никольскую улицу выходил монастырский участок (современный дом № 6), в 1873 г. по проекту П. П. Зыкова. Часовня была совсем небольшой, а молящихся в ней всегда было множество. В 1880 г. потомственный почетный гражданин И. И. Сушкин, чей брат, архимандрит Макарий, был настоятелем Русского Афонского Пантелеймоновского монастыря, пожертвовал монастырю участок земли в конце Никольской улицы у Владимирской башни, и там в 1881 г. началось строительство грандиозного сооружения — новой часовни св. Пантелеймона. Автор проекта, архитектор А. С. Каминский, задумал создать новую высотную доминанту в архитектуре Москвы, отмечавшую выход Никольской к Лубянской площади и перекликавшуюся с целой системой вертикалей Китай-города. Причем А. С. Каминский полностью перенес фасад старой Пантелеймоновской часовни на фасад своего здания.

Старец Аристоклий обладал даром исцеления и прозорливости и принимал ежедневно сотни людей, нуждающихся в помощи.

Стараниями отца Аристоклия с 1888 года на подворье начал издаваться журнал «Душеполезный Собеседник», который рассказывал о жизни русских монахов на Святой Горе, знакомил с жизнеописаниями афонских подвижников, с письмами старцев к своим духовным чадам. Благодаря изданию журнала русские монастыри на Афоне стали пополняться новыми послушниками, на щедрые пожертвования россиян восстанавливались пострадавшие от пожаров монастырские постройки, возводились новые храмы. В 1894 году после ложного доноса старцу пришлось покинуть Москву и вернуться на Афон.

Через пять лет собор духовников Свято-Пантелеимонова монастыря вновь назначил старца Аристоклия настоятелем Афонского подворья, и с 29 ноября 1909 года старец пребывает в Москве. По возвращению старца тысячи людей вновь стали приходить на подворье.

С 1909 по 1918 на подворье были построены два трехэтажных здания. В одном из них разместилась библиотека. Другое было отдано под богоугодные заведения, а на третьем этаже, в одной из угловых комнат, батюшка устроил домовую церковь в честь особо почитаемой и любимой им иконы Божией Матери «Скоропослушница». Храм был освящен уже после смерти старца — 30 сентября 1918 года чин освящения совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон.

24 августа/6 сентября 1918 старец почил о Господе. Первоначально он был похоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья, в 1923 году духовные чада старца перезахоронили его на Даниловском кладбище Москвы. 6 сентября 2004 года Аристоклий был прославлен в лике местночтимых святых Москвы и Московской епархии.

После революции, когда все монастырские владения подлежали национализации, а домовые церкви — ликвидации, на подворье начались обыски, аресты, конфискации. В январе 1919 года был арестован настоятель Пантелеимоновой часовни иеромонах Макарий.. В зданиях бывшего подворья ныне находится жилой дом, а вместо часовни св. Пантелеймона — чахлый сквер.

Храм Никиты Мученика на Швивой горке за Яузой (Афонское подворье) — православный храм Покровского благочиния Московской епархии с 1992 года стал подворьем Афонского Пантелеймонова монастыря. В 2004 году на подворье были перенесены мощи св. Аристоклия.

Старо-Афонское подворье в Санкт-Петербурге

Моя старая статья об Афонском подворье http://leushino.ru/arch/l14_3.html

На углу Дегтярного переулка и 5-й Рождественской улицы (ныне пока еще — Советской) стоит храм, который представлял в столице Российской Империи Святую Гору Афон — Старо-Афонское подворье в Петербурге. Афонские монахи, привезшие в этом году в Петербург честную главу св.Пантелеимона, заинтересовались судьбой Афонского подворья и нашли время посетить и осмотреть его. История подворья в Петербурге связана со строительством Андреевского скита на Афоне. В 1841 г. иноки русского Пантелеимонова монастыря приобрели на Афоне келью св. патриарха Афанасия, которую вскоре при содействии известного духовного писателя А.Н.Муравьева обратили в Скит Св. Первозванного Апостола Андрея. К началу ХХ века этот Скит стал крупнейшим монастырем на Святой Горе Афон, насчитывая десять храмов и около 600 насельников.
В 1860-е годы в Скиту было начато строительство грандиозного собора Андрея Первозванного по проекту архитектора М.А.Щурупова. Для сбора средств в Россию в 1861 году был привезен чтимый образ Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение». Тогда же возникла мысль о создании в столице Российской Империи афонского подворья. В 1875 году благочестивая купчиха А.У.Джамусова пожертвовала афонским монахам участок земли на Песках с каменным домом и в мае 1889 года на этом месте была начата постройка подворского храма в память о спасении Царской Семье под станцией Борки — по проекту архитектора Н.Н.Никонова (проектировавшего также Леушинское подворье).
8 сентября 1889 года митрополит Исидор совершил чин закладки храма, а 22 декабря 1892 митрополит Палладий освятил трехпрестольный храм Старо-Афонского подворья. Иконы для иконостаса были написаны афонскими монахами. Главной святыней подворья стала чтимая икона «В скорбях и печалях Утешение».
Во многом благодаря именно пожертвованиям собранным на подворье в Санкт-Петербурге на Афоне был построен величественный Андреевский собор, ставший самым большим храмом не только на Святой Горе, но во всей Греции (остающийся таковым и доныне). Величие собора должно было прославить и саму Россию, хранительницу вселенского Православия. Так на брегах Невы появилась частица Святого Афона, а на Афоне появился «петербургский» храм, приношение Святой Горе от града Святого Петра.

Действительно, Афонское подворье стало связующим звеном между Святой Горой Афон и столицей Российской Империи. Те, кто не мог побывать на Афоне, могли на хотя бы на подворье ощутить дух Афона, соприкоснуться с афонскими традициями. Служба на подворье совершалась по афонским правилам. С Афона были привезены частицы мощей двенадцати мучеников и частица Животворящего Древа Господня. (После закрытия подворья афонский мощевик был перенесен в Никольский собор). С Афона к Вербному воскресению в Петербург доставлялись освященные лавровые ветви, которые раздавались богомольцам.
После революции монахи в 1929 году были изгнаны из подворья, а в 1933 году арестованы, храм был закрыт в том же году. После перестройки подворье было занято Центральным архивом научно-технической документации, располагающимся в нем и поныне. Летом 2000 года через семьдесят лет после закрытия подворья в него вошли три афонских монаха: о.Кирион, о.Анфим, о.Харалампий. Сотрудники встретили их неожиданными словами: «А мы вас ждали!»-«Как же вы могли нас ждать!?» -«Мы были уверены, что вы придете сюда». У монахов был один вопрос: возможность возвращения подворья. Заместитель директора сразу ответила на этот еще не заданный вопрос: «Мы понимаем, в каком помещении мы находимся и были бы рады освободить его и видеть этот храм открытым. Естественно, это возможно, если Архиву будет предоставлено другое помещение». Так что решение вопроса находится всецело в руках городских властей. Святогорцы внимательно и благоговейно осмотрели помещения подворья, внутренний дворик, поражаясь как умело на малой площади были размещены монастырские постройки и центре Петербурга создан настоящий афонский скит.

Афонские монахи с сотрудниками архива у здания подворья

Монахи пригласили сотрудников приложиться к мощам Великомученика Пантелеимона и тут же повезли их на машине в Александро-Невскую лавру. Каким великим духовным приобретением стало бы Афонское подворье в современном Петербурге, какое благословение и благодать принесло бы оно со Святой горы Афон на брега Невы! Может быть, молитвами Великомученика Пантелеимона и мы сподобимся посетить Петербургский Афон.

Протоиерей Геннадий Беловолов

Храмовый комплекс Старо-Афонского подворья Свято-Андреевского мужского скита был построен по проекту Н.Н.Никонова в 1889 – 1893 гг. на углу Дегтярной и 5-й Рождественской улиц. В себя он включал три здания: церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (литера А), причтовый дом с домовой церковью на втором этаже (литера Б) и сторожку у ворот (литера В).

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы располагается вдоль улицы 5-й Рождественской (Советской) и имеет номер 33-31 литера А. Архитектура церкви представляет собой удачный образец сооружения в “русском стиле”. Двухэтажная церковь в лучших традициях Московского и Ярославского зодчества XVII века. Постройку венчала пятиглавая разновысокая купольная система, с шатровым главным барабаном и высокая шатровая колокольня с двумя боковыми главками над притвором. Стены, главы и апсида были богато украшены орнаментальными поясами, колоннами, кокошниками. Автор-архитектор Николай Никитич Никонов предпочел не менять стиль и внутри. Церковь имела два иконостаса: дубовый в нижнем храме и золоченый в верхнем. Автором иконостаса также являлся лично Н.Н.Никонов: “… Иконостас очень красивый, в древнерусском стиле, расписан эмалированным светлым колером. Перед престолом прекрасный образ – моление – моление о чаше…“ (Русский паломник. № 23. 1894. С. 364). В церкви было освящено пять престолов: в нижнем храме – главный престол во имя чудотворной иконы Божией Матери “В скорбях и печалех Утешение” и придел во имя Алексия Человека Божия; в верхнем – главный престол Благовещения, правый придел Святого благоверного князя Александра Невского и левый во имя Святого Апостола Андрея Первозванного. С большим мастерством был выполнен иконостас церкви во имя иконы Божьей Матери “В Скорбях и Печалех Утешение”.Иконы для иконостаса были написаны афонскими монахами. Главной святыней подворья стала чтимая икона “В скорбях и печалях Утешение», перед которой служился торжественный молебен.

Благодаря пожертвованиям внесенным схимонахом Иннокентием (Сибиряковым) на подворье в Санкт-Петербурге, на Афоне был построен величественный Андреевский собор, ставший самым большим храмом не только на Святой Горе, но во всей Греции (остающийся таковым и поныне). Величие собора должно было представить веру Православных русских людей, как хранителей Истины вселенского Православия. Так на брегах Невы появилась частица Святого Афона, а на Афоне появился “петербургский” храм, приношение Святой Горе от града Святого Петра. Действительно, Афонское подворье стало связующим звеном между Святой Горой Афон и столицей Российской Империи. Те, кто не мог побывать на Афоне, могли на подворье в Петербурге погрузиться в молитвенный мир Святогорских старцев. С Афона были привезены многие святыни, среди которых находились частицы мощей двенадцати мучеников и частица Животворящего Древа Господня. (После закрытия подворья афонский мощевик был перенесен в Никольский собор). Интересным является тот факт, что с Афона к Вербному воскресению в Петербург доставлялись освященные лавровые ветви, которые раздавались богомольцам.

Появление подворья Старо-Афонского Свято-Андреевского мужского скита в Петербурге на углу 5-й Рождественской (Советской) и Дегтярной улиц, как уже упоминалось, было связано со строительством Андреевского скита на Афоне в Греции. Храм представлял в столице Российской Империи Святую Гору Афон и именовался: Старо-Афонское подворье в Санкт-Петербурге. Основание скита на горе Афон в Греции положил в середине ХVII века Вселенский патриарх св. Афанасий, выстроивший там для себя келью. Эту “келью-сарай” в 1841 году приобрели русские иноки, и через несколько лет благодаря русскому паломнику и писателю А.Н. Муравьеву она была обращена в Скит св. Апостола Андрея Первозванного. Скит стал крупнейшим монастырем на Святой Горе Афон, в котором в начале XX века насчитывалось около десяти храмов и жило около 600 монахов. В 1860-е годы в Скиту было начато строительство грандиозного собора Андрея Первозванного по проекту архитектора М.А. Шурупова. Для сбора средств в 1861 г. в Россию был привезен чтимый образ Божией Матери “В скорбех и печалех Утешение” – двустворчатый складень в дорогой оправе, принадлежащий основателю обители. Тогда же возникла мысль о создании в столице Российской империи афонского подворья.

Оставьте комментарий