Узин киевской области

История

Полевой аэродром на окраине с. Узин, вероятно, строился перед Великой отечественной войной (информация требует дополнения и уточнения).

К лету я вернулся в свой полк (после курсов а академии). Стоял он в 70 километрах от Киева, в Узине. Грунтовый аэродром. Три ангара. Казармы. Небольшой офицерский городок с полудюжиной уцелевших (после войны) двухэтажных домов. Большое село. Жуткое бездорожье. Ни света, ни канализации. Родные пенаты… Мой полк был крепок, летал уверенно, хорошо бомбил и метко поражал воздушные цели… Но Боже, как бедно и тяжко мы жили! В периоды распутицы, коих хватало сверх всякой меры, аэродром замирал. Наш чернозём раскисал, расползались дороги, городок намертво изолировался от внешнего мира. Жива была только восьмикилометровая, для нужд сахарного завода, железнодорожная ветка, по которой, если идти пешком по шпалам, можно добраться до ближайшей железнодорожной станции. В непогоду… я не раз пересчитывал те шпалы туда и обратно, то торопясь в штаб дивизии на очередное совещание… то возвращаясь в полк. Наши дома и казармы освещались свечами и керосиновыми лампами. Несчастный дизелёк лишь иногда по вечерам давал свет в служебные помещения. Мне всё не удавалось ни найти приличный генератор, ни добыть вдоволь топлива, ни разжиться стройматериалами, чтобы хоть как-то поправить быт гарнизона… Обыкновенного воспаления аппендикса было вполне достаточно, чтобы отдать Богу душу… Всякого рода мои заявки и рапорты безвестно тонули в старших штабах. (генерал-полковник авиации Решетников Василий Васильевич, в то время (1946 год) командир авиационного полка).

В марте 1955 года на аэродроме Узин начато формирование управления 106-й тяжелобомбардировочной авиационной дивизии 43-й воздушной армии, а к концу 1955 года сформирован первый полк дивизии — 409-й тяжелобомбардировочный авиационный полк на самолётах Ту-95. Первым командиром дивизии стал дважды Герой Советского Союза полковник Молодчий Александр Игнатьевич, командиром полка назначен Герой Советского Союза полковник Харитонов Н. Н. Через год формируется второй полк дивизии — 1006-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк, командир п-к Павлов Ю. П.

К этому времени был построен аэродром и аэродромная инфраструктура, а в конце мая 1956 года на аэродроме совершил посадку первый самолёт Ту-95.

Освоение самолёта шло ударными темпами, и уже в августе 1956 (на день Воздушного флота СССР) года экипажи 1006-го авиаполка участвовали в традиционном воздушном празднике в Тушино. В конце этого года группа из десяти Ту-95, под началом командира дивизии генерал-майора Молодчего выполнила перелет по маршруту Энгельс — Северный полюс — Узин.

В 1956 году на аэродроме Узин формируется 1023-й ТБАП и управление вновь формируемой 79-й ТБАД. В этот полк передали самолёты из 1006-го полка. В 1957 году новый полк вместе с управлением АД убыл в Семипалатинск, а 1006-й ТБАД до 1959 года оставался «безлошадным», затем в него начали поступать ракетоносцы Ту-95К.

Весной 1959 года командир дивизии Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Решетников с главным штурманом ДА Тарановым, и командир 1006-го ТБАП Мурнин со старшим штурманом-инспектором ДА Героем Советского Союза Агеевым, на паре самолетов Ту-95 превзошли официальный рекорд дальности полета, пролетев соответственно 17150 и 16950 км.

В период до конца 50-х годов в гарнизоне введены в эксплуатацию служебные и жилые помещения. Также с подачи первого секретаря киевского обкома партии Петра Ефимовича Шелеста в Узин наконец была протянута воздушная линия электропередачи от магистральной сети. Все опоры ЛЭП были установлены личным составом гарнизона.

Экипажи дивизии в 1961-1962 годах принимали активное участие в испытаниях ядерного оружия. 30 октября 1961 года экипаж майора Дурновцева А.Е. (штурман-майор Клещ И.Н.) сбросил на полигоне Новая Земля самую мощную термоядерную бомбу.

В 1962 году в состав дивизии вошел гвардейский Краснознаменный Севастопольско-Берлинский 182-й Гвардейский ТБАП, с базированием на аэродроме Моздок.

Все полки дивизии освоили полеты с грунтовых, ледовых и тундровых аэродромов, которые рассматривались как точки рассредоточения и передовые базы. В дальнейшем все полки дивизии проходили регулярное развертывание как на полевых аэродромах, так и на базах Арктического командования ВВС СССР.

Задачами дивизии были:

  • поиск и уничтожение авианосных групп ВМС противника в Атлантике
  • нанесение ударов по военным объектам противника в глубине его территории и на островных базах с применением крылатых ракет Х-20М.

Помимо ударных машин, в полках дивизии были два самолёта Ту-116 (дипломатических) и один Ту-114 (пассажирский), а также два морских разведчика Ту-95МР.

В 1982 году за высокие показатели в боевой и политической подготовке 106-й ТБАД (командир — генерал-майор Степанов В.А.) присвоено почетное наименование «Имени 60-летия СССР».

В 1985 году 1006-й авиаполк перевооружается на Ту-95МС, 409-й ТБАП переформируется 409-й авиационный полк самолётов-заправщиков типа Ил-78, без изменения места дислокации. 182-й полк начал перевооружение на Ту-95МС в 1987 году, а в 1990 году он переподчинён 201-й ТБАД.

После распада СССР 409-й и 1006-й авиаполки (аэродром Узин) вошли в состав ВВС Украины, 182-й полк остался в составе ВВС России, в середине 90-х перелетел на аэродром Украинка (Серышево-4). По состоянию на 1992 год на аэродроме Узин был 21 самолет Ту-95МС-16, один Ту-95К и один Ту-95М, в принадлежности 1006-го ТБАПа, и 21 самолёт-заправщик Ил-78 409-го АПСЗ.

В 1992 году 1006-й полк был расформирован и на его основе сформирована база хранения и утилизации самолётов.

Украине Ту-95 были совершенно не нужны, так как страна объявила себя безъядерной державой, да и содержать огромные самолёты средств не было, но была возможность поторговаться с Россией… Ил-78 были переоборудованы в транспортные и переданы различным структурам для коммерческих перевозок. После выработки ресурса самолёты проходили переоборудование и ремонт на Николаевском авиаремонтном предприятии. По состоянию на 2016 год 17 самолётов было продано в Алжир, Пакистан, Анголу, США, КНР. Один самолёт разбит, один на НАРП в лётно-непригодном состоянии используется в качестве донора запчастей, ещё два нелётных стоят на хранении на аэродроме Запорожье.

Ту-95МС в апреле 1998 года было решено утилизировать. После долгих переговоров Украина передала России 8 Ту-160, 3 Ту-95МС и 581 крылатую ракету Х-55 в уплату украинского долга за поставленный природный газ на сумму $285 млн. Три Ту-95МС (б/н, 31 и 95) были переоборудованы в самолёты-разведчики и поставлены на хранение возле НАРП (Николаевского авиаремонтного предприятия). В 2013 году два самолёта-разведчика были проданы на металлолом. Ещё два Ту-95 приведены в лётно-непригодное состояние и установлены в качестве экспонатов — один в Полтавском музее авиации, второй на окраине г. Узин.

Ершов Александр Михайлович

Родился 1 мая 1923 года в Киеве. С 1937 жил в Москве. В 1939 году окончил Дзержинский аэроклуб. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу, оставлен в ней лётчиком-инструктором.

С августа 1944 года лейтенант А. М. Ершов в действующей армии. Сражался в составе 233-го истребительного авиационного полка (234-я истребительная авиационная дивизия, 1-й Белорусский фронт). Был командиром звена, заместителем командира эскадрильи.

19 февраля 1945 года у города Кюстрин (Польша) таранил FW-190. Произвёл посадку на своём аэродроме.

К маю 1945 года старший лейтенант А. М. Ершов выполнил 73 боевых вылета. Проведя 12 воздушных боёв, лично сбил 15 самолётов противника.

После войны был на испытательной работе в НИИ ВВС, НИИ-1 и ЛИИ. Испытывал самолёты Ла-15, МиГ-9, МиГ-15, Як-15, Як-19 и двигатели РД-10, ТР-1 на самолётах.

17 апреля 1950 года лётчик-испытатель 3-го класса капитан А. М. Ершов погиб при испытании истребителя Ла-15. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награждён орденами: Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 2-й степени; медалями.

* * *

В известной книги Генерального авиаконструктора А. С. Яковлева «Цель жизни», среди небольших заметок о советских лётчиках-истребителях, участниках Великой Отечественной войны, есть упомянание и об Александре Ершове:

«…Большой наградой всему нашему коллективу послужили письма от фронтовых лётчиков, испытавших самолёт Як-3 в горячих воздушных схватках.

Я получил письмо от командира одного из авиационных полков, в котором рассказывалось о лётчике Ершове:

«Лейтенант Александр Ершов на фронте всего месяц, летает на Як-3. За этот месяц он провёл 6 воздушных боёв и сбил 10 самолётов противника… Однажды на 8 наших истребителей налетело 30 «Фокке-Вульфов». В этом бою Ершов плоскостью своего «Яка» отрубил хвост одному «Фоккеру», а другой сбил пушечно-пулемётным огнём. На следующий день он летел вдвоём, налетело 16 «Фокке-Вульфов», в завязавшемся воздушном бою он сбил 3 вражеских истребителя».

Я был обрадован успехами Ершова и послал ему поздравительную телеграмму. Через некоторое время получаю ответ, который меня глубоко тронул. Сообщая, что он сбил ещё 5 самолётов противника, лейтенант Ершов писал о себе:

«Мне 22 года, но летаю я с 1938 года и успел уже проработать 4 года в лётной школе на инструкторской работе, что помогло мне использовать максимально возможности машины Як-3, которая безусловно является сейчас любимым самолётом наших лётчиков. У меня есть мечта, которая зародилась ещё в детстве, когда я читал книги об авиации. Я хочу стать настоящим лётчиком-испытателем. Я уверен, что у вас есть уже готовые в проекте такие машины, которые мне снятся. Словом, я «болельщик» авиации с детства, и то, что бы я хотел сказать, очень трудно выразить на бумаге…»


Следует отметить, что все 15 побед Александр Ершов одержал в небе Польши и Германии в феврале — апреле 1945 года, проведя всего 12 воздушных боёв. Высочайшая результативность! Остановимся на некоторых из них них более подробно.

19 февраля 1945 года две четвёрки Як-3 из состава 233-го ИАП под командованием старшего лейтенанта Г. С. Ахметова и лейтенанта А. М. Ершова прикрывали войска южнее Штаргарда. Неожиданно из облаков на высоте 2500 метров вывалились 6 FW-190 и пошли в атаку на группу Ершова. Александр развернулся и в свою очередь устремился на противника. Оказавшись в ходе боя между двумя «Фокке-Вульфами», чтобы не подставить себя под огонь противника, Ершов резко довернул влево и ударом консоли крыла по хвостовому оперению «Фоккера» таранил его. FW-190 перешёл в беспорядочное падение и врезался в землю. Одновременно ведомые Ершова сбили по одному FW-190.

В это время группа Ахметова завязала бой сперва с шестёркой, а затем ещё с четвёркой Ме-109. Использовав преимущество Як-3 в маневренности, Ахметов сбил один «Мессершмитт».

В ходе боя подоспела ещё четвёрка FW-190, и 8 советским истребителям пришлось сражаться с 20 немецкими лётчиками. В воздухе образовался из дерущихся самолётов ревущий клубок. Истребители противника, попавшие в невыгодное положение, уходом в облака или пикированием выходили из боя. В итоге старший лейтенант Г. С. Ахметов, лейтенанты М. А. Броварец, Н. Ф. Евсеев, В. М. Котровский и Е. В. Тарасенков сбили по одному, а лейтенанты А. М. Ершов и Н. Н. Лихов — по 2 вражеских самолёта. Таким образом, 8 наших лётчиков уничтожили 9 немецких самолётов, не имея потерь со своей стороны.

С 5 по 8 марта 1945 года авиаторы 16-й Воздушной армии провели 74 воздушных боя, в которых противник недосчитался 84 самолётов. В боях особо отличились лётчики 234-й истребительной авиационной дивизии. Лейтенанты В. С. Величко, Н. Ф. Евсеев и А. М. Ершов сбили по 3 вражеских самолета, а майор Я. Л. Оводов, Герой Советского Союза капитан В. Н. Яшин, лейтенанты Н. А. Бродский, А. А. Кольцов, В. М. Котровский, Г. А. Пашков и В. А. Ситников уничтожили по 2 самолёта.

9 марта, в районе города Фрауенхоф, Александр Ершов сбил сразу 3 самолёта типа FW-190.

Конец своей победной серии, он поставил 18 апреля 1945 года, когда в течение дня уничтожил 5 самолётов противника !

* * *

Список всех известных побед капитана А. М. Ершова:
( Из книги М. Ю. Быкова — «Победы сталинских соколов». Издательство «ЯУЗА — ЭКСМО», 2008 год. )


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
1 17.02.1945 г. 1 Ме-109 западнее Кюстрин Як-3
2 19.02.1945 г. 1 FW-190 южнее Шлетениц
3 1 FW-190 Мегов
4 22.02.1945 г. 1 Ме-109 западная окраина Ноймарк
5 05.03.1945 г. 1 Ju-87 северная окраина Альтдамм
6 06.03.1945 г. 1 Ме-109 севернее Добберфуль
7 08.03.1945 г. 1 Ме-109 юго-восточная окраина Альтдамм
8 09.03.1945 г. 3 FW-190 Фрауенхоф
9 18.04.1945 г. 1 FW-190 севернее Буков
10 1 FW-190 восточнее Грюнов
11 1 FW-190 южнее Клостердорф
12 1 FW-190 юго-западнее Штернебек
13 1 FW-190 юго-восточнее Штраусберг
Всего сбитых самолётов — 15 + 0; боевых вылетов — 73; воздушных боёв — 12.

Заканчивая повествование об лётчике А. М. Ершове, Генеральный авиаконструктор А. С. Яковлев пишет:

«Через несколько лет после окончания войны я узнал, что Александр Ершов достойно сражался до полной победы над врагом, а потом осуществил свою мечту и стал испытателем самолётов».

Окончив после войны школу лётчиков — испытателей, Александр Ершов действительно работал в НИИ ВВС, НИИ-1 и ЛИИ. Он провёл испытания по исследованию распределения аэродинамических нагрузок в полёте на самолётах МиГ-9 (в 1948 году ) и Ла-15 (в 1949 году). Участвовал в испытаниях автопилота истребителя, радиооборудования, провёл исследования в области больших «М» и перегрузок на самолётах: МиГ-15, Як-15, Як-19. В 1948 году ему присвоено звание «Лётчик-испытатель 3-го класса».

17 апреля 1950 года капитан А. М. Ершов погиб в испытательном полёте на новом реактивном истребителе Ла-15. Это была летающая лаборатория, отличавшаяся дренированными консолями крыла и хвостового оперения и предназначенная для исследования распределения давления на их поверхностей. Через 5 минут после взлёта с аэродрома ЛИИ радиосвязь с лётчиком прервалась и самолёт врезался в землю. Как позднее выяснилось, причиной катастрофы оказался новый, ранее незнакомый вид вибраций…

Оставьте комментарий