Калиновка Самарская область Красноярский район

«Из глубины веков» (из истории с. Калиновка Красноярского р-на Самарской области) — проект по краеведению Карцыгановой А., ученицы 9 кл

ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ

СЕКЦИЯ “Краеведение”

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

(ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА КАЛИНОВКА

КРАСНОЯРСКОГО РАЙОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Карцыганова Анна, учащаяся 9 класса

ГБОУ СОШ пос. Коммунарский

Научный руководитель:

Молоткина Е.А.,

учитель истории и обществознания

Коммунар, 2013 г.

Введение……………………………………………………………….. стр. 3

Глава1

1.1. Географическое положение………………………………….. стр. 4

1.2.Происхождение названия села………………………………… стр. 4

1.3.Социально-экономическое состояние Калиновки в конце

ХIХ – начало ХХ вв…………………………………………………стр. 5

Глава 2. Калиновка в ХХ веке……………………………………… стр. 6

2.1. История храма в селе…………………………………………. стр. 6

2.2. Образование……………………………………………………стр. 6

2.3. Голодные годы ХХ в…………………………………………. стр. 7

2.4.В годы Великой Отечественной войны ……………………… стр. 7

2.5. Калиновка в 40-е – 90-е годы………………………………. ..стр. 7

2.6.Творчество жителей………………………………………….. .стр. 7

Заключение……………………………………………………………стр. 8

Список литературы……………………………………………………стр. 9

Приложение………………………………………………………….. стр. 10

1. Введение.

«Начинайте изучать свой край со своего гнезда…»

Н.Ф.Катанов

Что может быть милей
Бесценного родного края?

Н. Языков

Проблема: изучение исторического пути села Калиновка, сохранение важнейших сведений о событиях современной жизни села, изучение достопримечательностей окрестности села Калиновка.

Актуальность выбранной темы:

Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Обычно эта миссия возлагается на школу, на учителей истории, на классных руководителей. Проект — это попытка объединить единой целью не только основных участников общеобразовательного процесса учителей — учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения.

Проект позволяет привлекать к представлению информации об историческом наследии родного края людей, заинтересованных в пропаганде культурно-исторического наследия малой Родины. Я считаю, исследование в этой области необходимым и важным для сохранения истории села.

Этапы работы над проектом: проект «История моего села» состоит из трёх этапов. На первом этапе был собран материал по истории села Калиновка, обращались в администрацию сельского поселения Коммунарский, в сельскую библиотеку, беседовали со старожилами и очевидцами событий, изучали картографические материалы, иллюстрации.

На втором этапе проектной деятельности прошла обработка собранного материала. Были сделаны фотографии, приведён в порядок весь статистический материал.

На последнем этапе была создана презентация, где представили весь собранный материал по истории села Калиновка.

Цели: рассказать об истории нашего села, восстановить хронологическую последовательность прошедших событий, упорядочить факты известные и малоизвестные нам; познакомить с жителями села, чья жизнь и деятельность неотделимы от жизни Поволжья.

Задачи: способствовать развитию потребности у учащихся жить в цивилизованном обществе, сохраняя представления об историческом развитии нашего края.

  • доказать о значении и необходимости дальнейшего изучения данного объекта
  • заинтересовать учащихся заниматься исследовательско -краеведческой работой;

— способствовать поднятию престижа села.

— продолжить дальнейшую исследовательскую работу.

1.1.Географическое положение.

Село Калиновка расположено в Красноярском районе Самарской области. Село Калиновка входит в состав сельского поселения Коммунарский. Удаленность от: пос. Коммунарский – 4 км, районного центра с. Красный Яр – 37 км, Самары– 86 км.

Через село проходит автомобильная трасса с твердым покрытием.

1.2.Происхождение названия села

Время заселения река Кондурча человеком точно не определено. В освоении Самарского Заволжья особое место отводилось калмыками. К началу XVIII века у калмыков происходили распад родовых связей. Кочевые племена стали переходить Уральский Хребет и селиться в южных окраинах. Посланники государевы Татищев и Змеев Андрей летом 1737 года объехали места Самарского Заволжья и приметив под будущее поселение калмыков 11 мест для становищ. Татищеву руководителю Оренбургской экспедиции с полковником Змеевым было предписано императором, чтобы они для поселения прибывших новокрещенных калмыков выбрали места поселения по рекам Черемшан, Сок, Линёвка и Кондурча. В октябре в 1738 года Татищев разделил прибывших в 700 кибитках и 2241 калмыков на 11 частей и отправил их в пункты намеченные А. Змеевым. Калмыки народ кочевой занимались разведением овец, верблюдов, лошадей. Так на правом берегу по течению большой и быстроходной реки Кондурча поселились кочевники – скотоводы.

Выбранные места были богаты лугом, лесом, плодородными землями и рыбой. Русское правительство пыталось сделать их оседлыми, приучить к земледелию. В 1842 году по указу царя войско калмыков расформировано, а сами они переместились на жительство в Оренбургские степи.

По рассказам старших жителей в давние времена село носило название Богоявленское. Стоит оно у слияния реки Кондурчи и небольшой речки Кобельмы. С 1738 года до 1952 года село называлось Кобельмой. Старшие по-разному объясняют это название. «Помещичья собака растерзала игравшего на улице крестьянского ребенка. Отец мальчика в гневе и горе разрубил собаку топором. В честь любимого пса помещик и назвал село Кабельмой. » Другим больше нравится следующее объяснение. Однажды в село приехал барин, но Богоявленские мужики встретили его не ласково, не гостеприимно. Рассердившийся барин назвал село — Кобельмой. После создания Самарской Губернии село относилось к Самарскому уезду Старо-Буянской волости.

1.3.Социально-экономическое состояние Калиновки в конце Х1Х – начало ХХ вв

На средства земства в 1876 году в селе была построена школа, была также и церковно-приходская школа, называемая в народе — духовной . В статистическом сборнике за 1900 год сообщается , что согласно переписи от 1897 года в селе 471 двор, а общее население 2849 человек все православного вероисповедания, т.к. основная масса населения — русские и мордва. Мужского пола 1346 человек и женского 1503 человек. В селе имеется церковь, земская школа, церковно- приходская школа, кирпичный завод и две водяные мельницы. По переписи населения 1889 года вблизи ее располагались имения 13 малоимущих дворян, пожалованных императором.

2.Калиновка в ХХ в

2.1 История Храма в селе.

Кабельменская церковь была построена в 1900 году на средства богатого купца Масленникова. На Кондурче немного от села находился его хутор. Старожилы рассказывают, что церковь строили всем миром, т.е. общиной, мастера строили на совесть, замешивая каждый кирпич в яичном растворе. Первая деревянная церковь была построена здесь в 1739 году. Икону привезли для нее из Казани, и поэтому она была названа церковью Казанской Божьей Матери. Церковь построена из красного кирпича, сделанного из местной глины, местными мастерами, Церковь строилась приезжими мастерами, использовалась фигурная кладка. Церковь была с колокольней, звон от которой доносился очень далеко. Церковь была мало приходной, батюшка был беден, земли за ним было мало. А территории кладбища была часовня с алмазной лампадой. В 1930 году церковь была закрыта и разгромлена, 4 ноября 1991 года в праздник Казанской Божьей Матери была снова открыта и является действующей.

2.2. Образование

При церкви открыли церковно-приходскую школу. Особое влияние уделялось закону божьему, проповеди. Тетради, книги, выдавались ученикам в школе. В старой деревенской церковно – приходской школе ученики учились до построения новой школы в 1984 году.

Памятью о прошлом села, кроме церкви, остается небольшое кирпичное здание, построенное в 1900 году братьями Востровыми. Сейчас там размещаются клуб и библиотека. В 1894 году в России введен попечительный совет о народной трезвости. В соответствии с уставом должны открываться чайные, народные столовые, народные читальни. Была открыта чайная и в Кобельме. Осенью и зимой чайные посещали местные жители, а в праздничные базарные дни и ярмарки много приезжало люда. В чайных были обязательны газеты и журналы «Нива», «Вокруг света», «Деревня» и т.д.

2.3. Голодные годы ХХ в

На памяти старожилов села голодные годы. Особенно был страшен 1921 год, когда множество людей хоронили в общие могилы, и даже были случаи людоедства. Тогда, после изъятия хлеба урожая 1919 г. Под звучным названием «Красная метла» последовал неурожай 1920 года. Памятен и голодный 1933 год, когда приходилось питаться последним. Улучшение наступило в 1937 году. Тогда на трудодни разрешали колхозникам оставлять хлеб себе.

2.4. В годы Великой Отечественной войны

На Великую Отечественную войну из села ушли на фронт 189 человек. Многие из них не вернулись, заплатив за победу жизнью. Боевые подвиги многих людей отмечены правительственными наградами. Орденами и медалями награждены: Семенов Ф. И., Буянов И.В., Ерохин Л. С., Мишанов В. С., Ураксин В. С.. Всего награждены 144 человека.

2.5. Калиновка в 40-е – 90-е годы ХХ в

В конце войны 1946 год в селе образовался совхоз, разделивший село на два конца мордовский «Достижение» и русский «Сосновый овраг». Исчезли в 50х годах, деревни в округе Кобельмы, такие как Качевки, Диктярька, Пахарь, Дальнее поле, Казачка, Малые Аврали. С 1983 г. до 1993 г. В Калиновке существовал комплекс по выращиванию молодняка на 8 тыс. голов. После 1993 года деятельность комплекса начинала свертываться.

2.6 Творчество жителей.

Многие жители села Калиновка талантливы. Они пишут, танцуют, поют, занимаются рукоделием, пишут стихи. Не забывая о своей малой Родине, Анатолий Павлович Казанцев, проживающий в Санкт- Петербурге, написал стихи о Калиновке. Проиллюстрировал свои стихи Анатолий Павлович фотографиями села. (Приложение1)

3. Заключение

Население в Калиновке убывает. Если в 1910 году было 2849 человек, а в 2000 году, численность всего 353 человека.

Данные о населении Калиновки на 1 января 2012 г:

-численность населения:

всего 355 чел., из них: дошкольников 27, студентов 12,работоспособных 163, пенсионеров 82,проживают без регистрации 20, проживает, но не прописано 18.

Молодежи все меньше и меньше. Во многом это связано с отсутствием работы.

4. Список литературы

1.Материал из архива сельской библиотеки.

2. Интервью местных жителей Калиновки.

3. Данные из администрации сельского поселения Коммунарский.

Приложение 1

Оставьте комментарий