Черноморский судостроительный завод Николаев

История завода

Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности. Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

В 1895 году основан завод «Наваль» (неофициально предприятие также называли Французским заводом), как бельгийское «Общество корабельных верфей, мастерских и плавилен».

25 сентября этого же года начато строительства судостроительного, механического и литейного завода под названием «Анонимное общество судостроительных, механических и литейных заводов в городе Николаеве». В октябре 1895 года на смежном с заводом «Наваль» участке «Обществом механического производства в Южной России» началось строительство Черноморского механического и котельного завода (Черноморский завод). Завод должен был выпускать машины и котлы для судов и кораблей, строившихся в Николаеве для Черноморского флота.

  • ноябрь 1896 года — открытие Черноморского завода.
  • 21 октября 1896 года — открытие завода «Наваль».
  • В 1898 году состоялось заключение контракта на изготовление и монтаж главных паровых машин, котлов и артиллерийских башен для строящегося на заводе Николаевского Адмиралтейства броненосца «Князь Потёмкин-Таврический».
  • В 1899 — первая крупная политическая забастовка 700 рабочих котельного и мостостроительного цехов.
  • 1901 год — заключение контракта на изготовление и монтаж главных паровых машин, котлов и артиллерийских башен для строящихся на заводе Николаевского Адмиралтейства броненосцев «Иоанн Златоуст», «Евстафий» и крейсера «Кагул». С этого времени завод становится основной машиностроительной базой для судостроительных заводов юга страны.
  • Июль 1901 года — закладка эскадренного миноносца «Заветный»(сдан Черноморскому флоту в 1903 году. Остальные эсминцы типа «Лейтенант Пущин» («Завидный», «Задорный», «Звонкий» и «Зоркий») были построены в период с 1903 по 1905 годы.
  • 1902 год — всеобщая забастовка рабочих завода.
  • 1903 год — Черноморскому флоту сдан эскадренный миноносец «Заветный».
  • 1904 год — построена дизель-компрессорной станция. Завершено внедрение в широких масштабах пневматической клёпки, сверловки, рубки и чеканки взамен ручных работ.

Резолюция Николаевского комитета РСДРП против Союза русского народа (черносотенцев). 1908

  • 1905—1907 годы — неоднократные локальные и всеобщие забастовки, демонстрации и вооружённые столкновения с полицией и войсками, непрерывные массовые аресты бастующих и восставших рабочих.
  • 1908 год — включение путём слияния акций Черноморского завода в состав завода «Наваль» и начало реконструкции завода.
  • 1909 год — закладка первого в мире подводного минного заградителя «Краб». Окончена постройка и сданы Черноморскому флоту минные крейсеры «„Лейтенант Шестаков“, „Капитан-лейтенант Баранов“, „Лейтенант Зацаренный“, „Лейтенант Пущин“.
  • 1910 год — строительство нового здания технической конторы и нового плаза.
  • В 1911 году завод „Наваль“ перешёл в собственность французского „Общества николаевских заводов и верфей“ (ОНЗиВ). Он специализировался на изготовлении котлов и механизмов для броненосцев, строящихся в Николаевском адмиралтействе, а также на постройке миноносцев и минных крейсеров. В то время завод „Наваль“ был единственным судостроительным предприятием на юге России, оборудованным современной техникой. Окончание реконструкции стапеля № 1 и закладка линейного корабля „Императрица Екатерина Великая“. Окончена постройка восьмого пролёта главного механического цеха (старо-турбинный участок), предназначенного для сборки паровых турбин.
  • 1912 год — сооружение башенно-артиллерийского цеха на площадях, ранее занимавшихся мостостроительным цехом, технической конторой и столовой.
    • Всеобщая забастовка в знак протеста против ленского расстрела.
    • Переход завода под контроль Санкт-Петербургского международного коммерческого банка.
    • Окончание постройки зданий нового деревообрабатывающего комплекса.
  • В 1913 году в связи с переходом значительной части акций завода в распоряжение Санкт-Петербургского международного коммерческого банка — французское „Общество николаевских заводов и верфей“ было преобразовано в русское акционерное общество под тем же названием — ОНЗиВ. С учётом требований Морского министерства — „строить корабли по новым судостроительным программам только на русских заводах и руками русских рабочих“ владельцы ОНЗиВ добились получения заказа на постройку ЛК „Екатерина II“ и поставку турбин и котлов для ЛК „Императрица Мария“ и Император Алксандр III», строившихся на заводе «Руссуд», а также завод должен был построить четыре эскадренных миноносца типа «Дерзкий».
    • Окончание сооружения Большого ковша с восточной набережной и пирсом.
    • Окончание постройки здания трубомедницкого цеха.
    • Сдача в эксплуатацию 150-тонного плавучего крана, поступившего из Дуйсбурга.
    • Ввод в эксплуатацию плавдока грузоподъёмностью 30000 тонн, построенного заводом «Руссуд».
  • 1914 год — окончание постройки и сдача флоту эскадренных миноносцев «Беспокойный», «Дерзкий», «Гневный», «Пронзительный».
  • В июне 1915 года Черноморскому флоту был сдан минный заградитель «Краб» и линейный корабль «Императрица Екатерина Великая». Закончено строительство арматурного цеха (цех 25).
    • Внедрение разметки деталей корпуса по развёрткам с плаза по способу Симпсона-Егорова.
    • Начало постройки восьми эскадренных миноносцев типа «Новик».
  • 7 января 1916 года рабочие завода начали забастовку, которая продолжалась до 24 февраля 1916 года и проходила под экономическими требованиями. 24 февраля 1916 года завод был временно закрыт, около 6 тыс. участвовавших в забастовке рабочих призвали в армию, но уже в конце марта 1916 года большинство из них было возвращено на завод для продолжения работ До конца 1916 года была завершена постройка ново-турбинного участка и организовано производство паровых турбин. Закончено строительство инструментального цеха, прессового участка главной кузницы (гидравлический ковочный пресс усилием 3000 тонн установлен в 1912 году в недостроенном здании), здания электроремонтного цеха и мартеновского цеха (первая плавка в декабре 1916 года).
  • В марте 1917 года на заводе образован Исполнительный комитет рабочих и солдатских депутатов. Установлено двоевластия.

С августа 1917 года началось создание отрядов Красной гвардии и организована ими охраны завода.

  • В мае 1919 года проведена Национализация завода.
  • В 1921 году начались работы по восстановлению и модернизации поднятых затопленных кораблей и достройке кораблей, оставшихся на заводе и в других местах, в том числе двух подводных лодок типа «АГ», эскадренных миноносцев «Незаможник» («Занте»), «Петровский» («Корфу»), «Шаумян» («Левкас»), «Фрунзе», «Дзержинский» и др.
  • В ноябре 1922 года название завода изменено на «Николаевские объединённые государственные заводы им. Марти и Бадина». В этом же году в 20 экземплярах вышел первый номер заводской многотиражной газеты «Гудок Наваля» и была открыта библиотека завкома профсоюза с фондом 1200 книг (к 1987 году в библиотеке более 250 000 книг).
  • В 1923 году начались опытные работы по освоению электросварки.
  • 4 ноября 1924 года название завода изменено на «Николаевские объединённые государственные заводы им. Андре Марти».
  • 1925 год — на стапеле № 1 был заложен танкера «Эмбанефть» (первоначальное название «Красный Николаев»).
  • 6 апреля 1926 года, постановлением президиума Всеукраинского ЦИК завод и группа работников награждены орденом Трудового Красного Знамени УССР.
    • Август: Промышленное внедрение электросварки.
  • 1927
    • Создание бюро строителей судов (БСС).
    • Прибытие на завод Председателя ВСНХ СССР В. В. Куйбышева, решившего вопросы загрузки завода на длительное время.
    • Преобразование участка главного механического цеха в самостоятельный судомонтажный цех (цех № 15).
    • Черноморскому флоту сдан крейсер «Червона Украина».
    • Создание деревообрабатывающего цеха (цех № 14), выделенного из корпусного цеха.
  • В 1928 году начато производство серии малооборотных дизелей мощностью 1400 л. с. для своих танкеров и для других заводов отрасли.
  • 1929 год — создание самостоятельного малярного цеха (цех № 41).
    • Создание Судотреста (с 1930 года — Главморпром) и включение завода в его состав.
  • В 1930 году Черноморскому флоту были переданы подводные лодки типа «Декабрист».
  • В 1932 году Черноморскому флоту сдан крейсер «Красный Кавказ».
    • Начало строительства серии цельносварных подводных лодок типа «М».
    • Ввод в эксплуатацию первого корпуса судомонтажного цеха. До 1932 года судомонтажный (44) цех помещался во временных деревянных строениях и в здании испытательной станции.
  • 1933 год — создание цеха озеленения. Начало благоустройства территории завода.
  • 1934 год — ввод в эксплуатацию второго корпуса судомонтажного цеха и создание Конструкторского отдела.
  • 1935 год — начало строительства крейсеров, эскадренных миноносцев, ледоколов, подводных лодок серии IX, XI, XIII для Тихоокеанского и Черноморского флотов и Севморпути.
    • Начало стахановского движения на заводе.
  • 1936 год — организация цеха судовых паровых турбин и турбоагрегатов на площадях бывшего вагоностроительного цеха (цех № 26).
  • 1937 год — создание достроечного цеха (цех № 34) и диспетчерского отдела.
  • 7 февраля 1938 года судомонтажный цех разделён на три цеха: судомонтажный (цех № 44), трубомедницкий (цех № 45), жестяницкий (цех № 46).

В августе этого же года закончено строительство надводной части стапеля «О» и заложен линейный корабль «Советская Украина».

    • Окончание постройки нового здания и организация второго арматурного цеха (цех № 12). В 1949 году здание было восстановлено и передано РУ-1 (ПТУ-5).
    • Выделение из главного механического арматурного цеха (цех № 25).
    • Август: Строительство за 22 дня силами ремонтно-строительного цеха двухэтажного здания и вселение в него такелажно-парусного цеха (цех № 42). До этого времени являлся участком корпусного цеха (в послевоенный период в этом восстановленном здании помещается цех № 41).
    • Октябрь: Создание отдела главного технолога завода.
  • 1939
    • Награждение орденами и медалями большой группы работников завода за успешное выполнение заданий правительства.
  • 1940
    • Закончено строительство блока цехов.
    • Создано ФЗО-3 (в дальнейшем ПТУ-14).

Взорванные недостроенные подводные лодки (С-36 справа и С-37) типа «С» IX-бис, 1941

  • 1941
    • Июнь: Организация производства авиабомб, переправочных понтонов, а также форсирование строительства судов на стапеле и на плаву.
    • Август: Эвакуация всех кораблей, находившихся на плаву, уникального технологического оборудования, инструментов, ценных материалов и высококвалифицированных рабочих и ИТР.
  • 1944
    • 28 марта: Покинувшие Николаев войска гитлеровской коалиции перед уходом полностью разрушили завод (из 784 зданий и сооружений сохранилось только два здания: здания медсанчасти и крепёжной мастерской, сейчас в нём станочный участок арматурно-крепёжного цеха).
    • Апрель: Начало восстановления завода силами особой строительно-монтажной части № 44 (ОСМЧ-44) и цехами завода.
    • Сентябрь: Начало занятий в РУ-1, ФЗО-3, ФЗО-7, судостроительном техникуме и кораблестроительном институте (во временных зданиях).
  • 1945
    • Октябрь: Начало достройки кораблей, эвакуированных на период временной оккупации.
  • 1947
    • Внедрение рентгенографического контроля качества сварных соединений.
    • Начало строительства новых цельносварных судов из плоскостных и объёмных секций. Внедрение в широких масштабах автоматизированных видов электросварки и газовой резки металлов.
  • 1948
    • Введение системы подготовки производства планирования судостроения и снабжения на технологической основе путём применения планово-учётных единиц технологических комплектов и этапов.
  • 8 февраля 1949 года завод награждён орденом Ленина, а 275 работников орденами и медалями за успешное выполнение заданий правительства и в связи с пятидесятилетием завода. текст указа
    • 25 апреля: Разделение корпусного цеха на три: корпусообрабатывающий (цех № 17), корпусосборочный (цех № 18) и корпусно-стапельный (цех № 16).
    • Организация машиносчётной станции (МСС).
    • 7 декабря: Создание второго судомонтажного цеха (цех № 40).
  • 1950
    • Освоение процесса литья якорных цепей.
  • 1951
    • Создание сборочно-сварочного цеха (цех № 11).
  • 1951
    • Создание арматурно-крепежного цеха (цех № 39).
  • 1952
    • Создание корпусодостроечного цеха (цех № 12).
    • Создание второго малярного цеха (цех № 22).
    • Начало внедрения строительства судов среднего водоизмещения поточно-позиционным методом.
  • 1953
    • Открытие на заводе филиала Николаевского судостроительного техникума.
    • Создание цеха комплектации (ликвидирован в 1962 году).
  • 1954
    • Создание паропреобразовательных подстанций взамен паро-котельных.
    • Объединение кузнечно-прессового цеха со штамповочным (цех № 6).
  • 1955
    • Строительство регазификационной станции пропан-бутана и подачи его цехам по трубопроводам.
    • Внедрение дробомётного способа очистки металла от окалины и ржавчины.
  • 1956
    • Внедрение процесса литья якорных цепей целыми смычками (изобретение П. Т. Кузьмина).
    • Название завода изменено на «Николаевский судостроительный завод имени И. И. Носенко».
    • Организация подготовки производства и начало серийного строительства рыбопромысловых судов поточно-позиционным методом.
    • Внедрение способа вычерчивания плаза в масштабе 1:10.
    • Начало строительства китобойных баз проекта 392, сухогрузных судов проекта 567, научно-исследовательских судов и других плавбаз различного назначения.
  • 1957
    • Июль: Упразднение министерства судостроительной промышленности СССР и включение завода в состав Херсонского совнархоза, а в 1963 году — в состав Черноморского совнархоза.
  • 1959
    • Создание Отдела главного сварщика.
  • 1959—1960
    • Спроектировано, изготовлено и установлено 43 стационарных козловых крана, заменивших железнодорожные краны.
  • 1960
    • Внедрение высокотехнологичной сваривающейся низколегированной стали для изделий корпусного литья.
  • 1961
    • Внедрение ультразвуковой дефектоскопии. Внедрение предметной специализации участков и цехов на постройке единичных и малосерийных судов.
    • Постройка станции углекислого газа и подача газа цехам по трубам.
    • Замена сплошных наружных лесов местными подвесными этажерками, люльками и др.
  • 1962
    • Внедрение в широких масштабах электросварки в среде CO2.
    • Замена твёрдого и жидкого топлива, а также привозного пропан-бутана природным газом (Шибилинского месторождения), подаваемым по магистральным трубам (газификации завода).
    • Перебазирование медсанчасти завода в трёхэтажное здание общей площадью 5400 м².
    • Начало строительства авианесущих крейсеров проектов 1123, 1143, 1143.3, 1143.4, 1143.5. Строительство продолжалось более тридцати лет.
  • 1964
    • Начало строительства рыбопромысловых и сухогрузных судов и изделий машиностроения на экспорт.
    • Перебазирование в новое здание инструментального цеха (цех № 10).
  • 1965
    • Создание лаборатории НОТ. Начало систематической разработки планов научной организации труда.
    • Упразднение совнархозов и подчинение завода министерству судостроительной промышленности СССР.
  • 1966
    • Окончание стадиона «Судостроитель».
    • Окончание строительства Западной и Южной набережной.
  • 1967
    • Открытие Дворца культуры и техники завода.
    • Организовано строительное управление хозспособа.
    • Построено здание и организован учебный комбинат завода.
    • Построен новый корпусообрабатывающий цех (цех № 17).
  • 1968
    • Создан участок по производству огнестойких слоистых пластиков для деталей зашивки судовых помещений.
    • Название завода изменено на «Черноморский судостроительный завод».
    • Начало строительства кораблей особого назначения — проектов 394, 994, 10221, 1288.4. Строительство продолжалось более двадцати лет.
  • 1969
    • Организация на заводе вычислительного центра (ВЦ).
    • На площадях старого корпусообрабатывающего цеха организован цех металлоконструкций для судового машиностроения (цех № 3).
  • 1970
    • Организация управления заводом по видам производств: судостроительного, машиностроительного, рыбопромысловых судов.
    • Декабрь: Награждение завода орденом Октябрьской Революции за успешное выполнение пятилетнего плана и организацию новой техники. текст указа
    • Окончена постройка научно-исследовательского судна «Академик Сергей Королёв».
    • Организация службы АСУП на базе ЦЛОЭ, ВЦ и МСС.
    • Построены и введены в эксплуатацию очистные сооружения.
  • 1971
    • Создание цеха технологического автотранспорта (цех № 28).
  • 1972
    • Реорганизация цехов: первого малярного, деревообрабатывающего и модельного и образование цехов модельно-мебельного (цех № 1) и первого столярно-малярного (цех № 41).
    • Окончена постройка здания инженерно-лабораторного корпуса (ИЛК). Перебазирование отделов заводоуправления в ИЛК.
  • 1973
    • Внедрение комплекса испытаний рыбопромысловых судов у стенки завода без выхода в море.
  • 1974
    • Внедрение автоматизированной системы плазовотехнологической подготовки производства.
  • 1975
    • Начало постройки серии сухогрузных судов типа «Атлантика» с горизонтальным способом подачи грузов.
  • 1976
    • Создание и внедрение новой конструкции спускового устройства, механизирующего спусковые работы.
    • Начало строительства нового жилого массива завода на намывной территории («Намыв»).
  • 1977
    • Сентябрь: Награждение завода вторым орденом Ленина за успешное выполнение планов десятой пятилетки.
  • 1978
    • Внедрение системы групповой гидравлики в конструкцию тележечных поездов для передвижки и накатки судов на плавдок.
  • 1979
    • Внедрение технологии изготовления якорных цепей из проката с применением электросварки.
    • Внедрение в широких масштабах агрегатированного монтажа механизмов, устройств и систем на постройке БМТР.
    • Построен и введён в эксплуатацию цех крупнопанельного домостроения (цех № 47).
  • 1980
    • Создание в арматурном цехе (цех № 25) специализированного участка обработки на станках с ЧПУ.
  • 1981
    • Начало развития бригадных форм организации труда с оплатой за конечный результат.
  • 1983
    • Создание совета бригадиров завода.
    • Внедрение процесса оконтуровки секций и блоков с помощью оптических приборов.
    • Завершение монтажа кранов грузоподъёмностью 900 тонн, реконструкции стапелей и начало внедрения крупноблочного строительства судов.
  • 1984
    • Создание цеха автоматики (цех № 30).
    • Внедрение транспортировки объёмных секций массой до 200 тонн автотрейлерами.
  • 1985
    • Внедрение транспортировки объёмных секций массой до 200 тонн автотрейлерами.
    • На северной набережной для подъёма и схода работающих установлены эскалаторы.
  • 1986
    • Промышленное внедрение рекуперации электроэнергии в заводскую сеть при швартовных испытаниях.
  • 1987
    • Создание рабочей группы по подготовке завода к внедрению хозрасчёта и самофинансирования.
    • В Мисхоре построен и начал действовать восьмиэтажный первоклассный дом отдыха «Судостроитель» на 200 мест.
    • В районе северной набережной построена и внедрена в эксплуатацию современная столовая на 860 мест.
  • 1988
    • Создан совет трудового коллектива завода (СТК).
    • Начало строительства новой набережной и подготовки территории для размещения комплекса монтажно-достроечных цехов.
    • Включение в структурную схему управления заводом должности заместителя директора завода по экономике.
    • Состоялась выставка «Опыт ЧСЗ» на ВДНХ.
    • 25.11.1988 спущен на воду ТАКР «Рига», в последующем переименован в «Варяг», не достроен, продан в КНР.
  • 1989
    • Февраль: Первым в области вступил в строй цех крупнопанельного домостроения. Первенец — 114 — квартирный жилой дом.
    • Июнь: Заложен очередной траулер, которому присвоено имя Анатолия Ганькевича.
    • Ушёл на испытания ТАКР «Тбилиси».
    • Первая посадка самолётов Су-27, Су-25 и МиГ-29 на ТАКР «Тбилиси».
  • 1991
    • Сдан ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
    • На Украине создана судостроительная корпорация «Укрсудстрой», куда вошли такие предприятия и организации как ПО «ЧСЗ», ПО имени 61-го Коммунара, ЦКБ «Черноморсудопроект» и др.
  • 1992
    • Резко сократились объёмы производства на заводе. Но завод выходит из тяжёлого положения, в сборочно-сварочном цехе изготавливаются секции для рефрижераторов завода имени 61 коммунара, секция траулеров для завода «Океан». 12 февраля была сдана ОТК и Регистру первая секция заказ 201.
    • Вышло решение о порезке ТАКР «Ульяновск», находящегося на стапеле.
    • Первый корабль ВМС Украины «Славутич», построенный черноморцами, поднял флаг и вышел на ходовые испытания.
    • Первый диффузионный аппарат, изготовленный на ЧСЗ, отправился во Львовскую область в посёлок Красный на сахарный завод.
    • Май: Открылся спорткомплекс на Намыве, построенный «ЧСЗ» для обслуживания заводчан и их семей.
  • 1993
    • ЧСЗ подписал контракт с греческой компанией Avin International SA на строительство трёх танкеров.
    • Июнь: На ЧСЗ побывали премьер-министр Украины Л. Д. Кучма и председатель Совета Министров РФ B. C. Черномырдин. Они побывали на ТАКРе «Варяг».
    • Июль: На Улице Крылова открылся новый магазин-салон «Наваль». В нём продаётся продукция народного потребления, выпускающаяся на ПО «ЧСЗ».
    • В Коблево на заводской базе отдыха открыт новый современный корпус, рассчитанный на отдых 250 черноморцев и членов их семей в один заезд.
  • 1994
    • Спущен на воду первый танкер-продуктовоз Kriti Amber, строящийся по заказу греческой компании Avin International SA.
  • 1995
    • 11 февраля: Сошёл со стапеля на воду Kriti Amethyst — второй танкер, строящийся по заказу греческой компании Avin International SA.
    • Сдан головной танкер-продуктовоз Kriti Amber для греческой компании Avin International SA.
  • 1996
    • Сдан второй танкер-продуктовоз Kriti Amethyst для греческой компании Avin International SA.
    • Сдан третий танкер-продуктовоз Platinum для греческой компании Avin International SA.
  • 1997
    • Достройка и сдача четвёртого танкера-продуктовоза Pearl для греческой компании Avin International SA.
    • На стапеле строится и готовится к спуску пятый танкер-продуктовоз Theodoros для греческой компании Avin International SA.
  • 1999
    • Сдан пятый танкер-продуктовоз Theodoros для греческой компании Avin International SA.
  • 2002
    • Сдан шестой танкер-продуктовоз Nicos для греческой компании Avin International SA.
  • В 2003 году Черноморский судостроительный завод исключён из списка стратегических предприятий, не подлежащих продаже. Начались переговоры о продаже предприятия.
  • С 2005 года предприятие занималось арендой своих площадей для фирм, подрядчиков, ремонтирующих суда. Из 40 тыс. работников осталось чуть более 2 тыс. человек (в основном администрация).
  • В 2018 году хозяйственный суд Николаевской области признал банкротом ПАО «Черноморский судостроительный завод» В том же году, завод продан за 120 млн. гривен ($4,2 млн.).

Продукция

№ п/п Назначение Количество, ед. Примечание
Построено до 1917 года
1. Линейный корабль 1 (+1 строился) технические данные не сохранились
2. Крейсеры 2
3. Миноносцы 24
4. Подводные лодки 3
5. Подводный минный заградитель 1
6. Землечерпалки 3
7. Различные другие суда 72
Итого 106
Построено в период 1917—1941 гг.
8. Крейсеры 6 технические данные не сохранились
9. Эсминцы 17
10. Лидеры эсминцев 4
11. Сторожевики 4
12. База подводных лодок 1
13. Средние подлодки 21
14. Малые подлодки 43
15. Военный транспорт 4
16. Танкеры 11
17. Ледоколы 2
Итого 113
№ п/п Назначение № проекта Водоизмещение, т Количество, ед. Примечание
Построено в период 1948—1997 гг.
1. КОРАБЛИ
18. Подводные лодки сер.9 837 1
613 1050 72
19. Крейсеры лёгкие 68 к 15000 2
68-бис 15120 3
68-бис 15120 1 «Адмирал Корнилов» (не достроен)
20. Крейсеры тяжёлый 82 50000 1 «Сталинград» (не достроен)
21. Плавбазы ремонтно-технические 310 3500 7
323 4000 2
323 А 4090 1
323 Б 4340 1
323 В 4340 1
1798 4046 1
1886 8310 7
1886 Э 8350 1
1886 У 7980 2
2020 13900 3
2001 4050 1
22. Морской ракетовоз 323 В 4045 1
23. Корабли особого назначения 394 Б 4350 4
994 4280 2
24. Корабли специального назначения 1288. 4 5830 1
25. Плавастерские 725 4750 3
725 А 5950 2
26. Разведывательный корабль 10221 5620 1
27. Морской кабелеукладчик МКУ-01 1144 1
28. Авианесущие крейсеры 1123 14400 2
«Москва» «Ленинград»
1143 39700 1
«Киев»
1143.2 1
«Минск»
1143.3 42440 1
«Новороссийск»
1143.4 44490 1
«Баку»
1143.5 45500 1
«Тбилиси»
1143.5 45500 1
«Варяг» (не достроен)
1143.7 72000 1
«Ульяновск» (не достроен)
2. СУДА
29. Нефтетанкеры 563 16250 13
30. Сухогрузы 564 10250 6
567 22225 5
594 18500 2
595 18500 8
1568 23000 22
1609 43460 4
31. Траулеры 394 3510 194
394 А 3675 75
394 АМ 3800 83
12880 5600 108
1288.3 5610 7
1288.3 М 3
3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СУДА
32. Научно-экспедиционные 224 3200 2
33. Научно-поисковые 399 3810 1
34. Китобазы 392 45000 2
35. Плавучий измерительный комплекс 1908 20700 1
36. Плавстенд 18530 1
37. Танкеры-продуктовозы 17012 45000 3
4. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА
38. Буксиры 1454 1630 1
5. НЕСАМОХОДНЫЕ СУДА
39. Понтоны г/п 400 т. 4
г/п 200 т. 31
г/п 80 т. 10
40. Баржи г/п 700 т. 1
г/п 500 т. 5
г/п 250 т. 26
г/п 200 т. 2
41. Технологические плавсредства и инженерно-технические плавсооружения г/п от 100 до 1600 т. 16
42. Ботопорт стапеля 0 г/п 380 т. 1
43. Понтон-проставки для авианосцев 4
6. ДОКИ
44. Плавдоки 28 12
Итого с начала основания завода 1004 ед.

Черноморский судостроительный завод: современность

Начало 1990-х гг. для Черноморского завода ознаменовалось большими переменами. И перемены эти были отнюдь не в лучшую сторону. Это был далеко не первый кризисный период, который переживало предприятие. Первый раз это произошло в годы Гражданской войны и сразу после нее. Тогда, разоренный и опустошенный после интервенции и многочисленных смен власти, завод практически полностью прекратил судостроительное производство. Его пришлось организовывать заново, постепенно и с большими трудностями. Уже к середине 20-х гг. завод имени Андре Марти достраивал оставшиеся в Николаеве военные корабли и производил судоремонтные работы.


Панорама ЧСЗ
Что имеем – не храним…
Усилиями всего советского народа к концу 1930-х гг. предприятие вошло в число наиболее крупных кораблестроительных центров СССР, осуществляя постройку самых различных классов кораблей: от сторожевиков и подводных лодок до ледоколов и легких крейсеров. Началось строительство линейного корабля проекта 23 – «Советская Украина» – самого крупного заказа, который когда-либо до этого осуществлял завод. Для постройки «Советской Украины» и других кораблей новейших проектов предприятие было модернизировано и расширено. Был возведен новый стапель для крупных заказов, построены специальные цеха, в том числе для сборки башенных установок главного калибра. В большом количестве поступало новое оборудование, осваивались новые технологии и производство.
22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война, изменила ход и ритм жизни всей страны – Черноморский судостроительный завод тоже вносил немалый вклад в ее защиту. Спешно достраивались те корабли, которые находились в высокой степени готовности. Осваивался выпуск различного вооружения. Однако неблагоприятное развитие боевых действий поставило Николаев под угрозу захвата противником. Началась эвакуация. Вывозилось оборудование, недостроенные корабли уводились на буксире в Севастополь и далее, в порты кавказского побережья.
В августе 1941 года Николаев был оккупирован немецко-фашистскими войсками. И снова для завода начался сложный период его жизни – еще более трудный, чем в годы Гражданской войны. Захватчики планировали интегрировать предприятие в свою промышленную структуру, ориентировав его на мелкий и средний судоремонт, а в перспективе, возможно, запустить мелкотоннажное кораблестроительное производство. Однако планы врага оказались далеки от осуществления. Использование неповрежденных мощностей Черноморского завода (в годы оккупации получившего название «Южная верфь») оказалось сильно затруднено в силу многих причин, и не последней из них была деятельность советского подполья в Николаеве.
Их усилиями был выведен из строя плавучий док, произведены другие диверсии. Город был освобожден советскими войсками в конце марта 1944 года. Отступая, германские войска основательно потрудились в деле разрушения николаевских предприятий. Черноморский завод практически весь лежал в руинах: из 700 зданий неповрежденными остались только два.
Восстановление предприятия началось уже на следующий день после возвращения советской власти. Рабочие и служащие завода начали расчищать руины. Много чего пришлось попросту отстраивать заново – заводское оборудование было в большинстве своем или уничтожено, или сильно повреждено. Часть его удалось эвакуировать еще летом 1941 г., и теперь всё это постепенно возвращали на место. Общими усилиями судостроительный гигант был восстановлен уже к концу 1940-х гг. и приступил к осуществлению своего прямого назначения – к строительству кораблей.
Обновленный завод постепенно набирал обороты – его цеха в своем значительном большинстве были возведены заново. ЧСЗ строит военные корабли и суда для народного хозяйства. Строит крейсеры, подводные лодки, китобазы, сухогрузы и траулеры. С началом 1960-х Черноморский завод единственный в СССР начал осуществлять постройку авианесущих крейсеров: вначале противолодочных вертолётоносцев, а затем и тяжелых авианесущих крейсеров.
Это были совершенно новые для нашей судостроительной отрасли корабли, опыта строительства которых у отечественных корабелов не было. Поэтому многое приходилось делать впервые, зачастую на ощупь, методом проб и ошибок. Постепенно приобретался опыт, накапливались и аккумулировались необходимые знания и умения. Параллельно с судостроительным процессом проходила реконструкция предприятия под новые трудоемкие производственные задачи.
С конца 1960-х – начала 1970-х гг. Черноморский завод начал очередную масштабную реконструкцию, которая должна была обеспечивать строительство авианесущих кораблей. Она продолжалась параллельно с постройкой заказов для военно-морского флота и для нужд народного хозяйства СССР. В конце 1970-х – начале 1980-х завод закупил и смонтировал мощные козловые краны финского производства грузоподъемностью по 900 тонн каждый. Эта и другие меры позволили оборудовать стапельный комплекс, который по уровню механизации и размерам являлся крупнейшим в Европе и одним из самых крупных в мире. Наличие козловых кранов позволило осуществлять сборку корпусов корабля на стапеле крупными блоками массой свыше 11 тыс. тонн.

Завод стоял на пороге нового этапа в развитии отечественных авианесущих кораблей – тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143.5 и 1143.6, оборудованных трамплином, аэрофинишёрами и предназначенных для базирования самолетов с горизонтальным способом взлета и посадки. Им на смену должны были прийти корабли с атомной энергетической установкой проекта 1143.7.
Для будущего серийного строительства атомных тяжелых авианесущих крейсеров предполагалось построить целый комплекс новых цехов, в которых планировалось осуществлять изготовление и сборку корабельных атомных энергетических установок. Общая площадь этого комплекса должна была составлять более 50 тыс. кв. метров – для их размещения был намыт дополнительный участок.
К концу 1980-х гг. Черноморский судостроительный завод без преувеличения находился на пике своего производственного развития, входя в число ведущих предприятий судостроительной отрасли. Однако столь долгое, напряженное и трудоемкое восхождение к вершине прервалось быстрым, безжалостным и сокрушительным падением.
…А потерявши – плачем
Страну затрясло от усиливающейся политической лихорадки. Всё больше хотелось митинговать, а не работать. Перемены были нужны, просто необходимы, и причем срочно. Но то, что вырисовывалось из гротескной картины под названием «перестройка», больше и больше стало походить на сметающую всё на своем пути лавину. Ведь когда добротно сложенный дом сгорает дотла и разрушается – это ведь тоже перемены…
Центробежные процессы, которые трудно отнести к категории созидательных, начали затрагивать все сегменты государства. Промышленность, разумеется, не являлась исключением. Уже в 1990 году Черноморский завод начал ощущать серьезные сбои в поставках необходимого оборудования и материалов, но производственный процесс не останавливался. После августа 1991 года началось уже явное разрушение СССР, Украина провозгласила свою независимость, Леонид Макарович Кравчук внушительно пообещал, что строительство авианосцев будет продолжено, а народ поверил в эти «обiцянки-цяцянки».
Осенью этого же года командование военно-морского флота прекратило финансирование находящихся в заводской постройке кораблей. В феврале 1992 г. строительство было заморожено на неопределенный срок, который всё больше отдавал бесконечностью. В результате умелой аферы предприимчивых граждан США и недостаточной опытности и компетенции в вопросах новых условий коммерческой деятельности, с энтузиазмом был разрезан находившийся на стапеле атомный тяжелый авианесущий крейсер «Ульяновск».
Лишившись военных заказов, являвшихся основным производственным сегментом и главным источником финансирования, Черноморский завод был вынужден приспосабливаться к новым условиям. Первоначально казалось, что трудные времена скоро закончатся, военное судостроение вновь наладится, и завод заработает опять на полную силу. Правда, никто не представлял, каким образом всё это можно наладить. Пока что, потеряв в большей степени государственные заказы, руководство предприятия взяло курс на сотрудничество с иностранными заказчиками.

Уже в начале 1992 г. был успешно заключен контракт на постройку танкеров дедвейтом 45 тыс. тонн для норвежского заказчика. В марте 1992 г. на стапеле номер «1» был заложен первый танкер для норвежцев, получивший обозначение заказ 201.
14 сентября 1992 г., когда газорезчики спешно кромсали последние секции, оставшиеся от атомного «Ульяновска», на стапеле номер «0» был заложен второй танкер – заказ 202. Однако по ряду причин в начале 1993 года этот контракт был аннулирован. Тем не менее Черноморский судостроительный завод продолжал находиться в поле зрения иностранных заказчиков. Его все еще значительные и отлаженные производственные мощности, качество выпускаемой продукции и относительная дешевизна по сравнению с зарубежными предприятиями были серьезными доводами в пользу делового сотрудничества.
Возможностями предприятия заинтересовалась греческая компания «Avin International», входившая в экономическую империю небезызвестного клана Вардинояннисов. Семья Вардинояннисов является одной из богатейших и влиятельных в Греции. Хорошо она известна и на международной арене. Основатель семейного бизнеса Вардис Вардинояннис родился в 1933 г. на Крите в семье фермеров. Потом перебрался в Грецию, занялся бизнесом и довольно успешно. У него было пятеро детей, которые также продолжили семейное дело, превратив свой бизнес фактически в транснациональную корпорацию, занимающуюся множеством отраслей – от судостроения и перевозок нефти до медийных компаний и книгоиздательства.
Компания «Avin International», контролируемая Яннисом Вардинояннисом, сыном основателя семейного бизнеса, начала сотрудничество с Черноморским заводом. «Avin International» специализируется на перевозках нефти и является одной из крупнейших в мире независимых компаний, занимающихся этим прибыльным делом. Развал Советского Союза, крах СЭВ и других структур, являвшихся альтернативой западной экономики, предоставил деловым кругам Запада колоссальные возможности в лице девственно чистых и свободных пока что рынков.
Бизнес не самой бедной греческой семьи процветал, и нефтетранспортный в том числе. Руководство «Avin International», воспользовавшись удобной возможностью, решило пополнить свой танкерный флот за счет постройки четырех танкеров-продуктовозов дедвейтом 45 тыс. тонн на стапелях Черноморского завода. Проект танкера 17012 был разработан николаевским конструкторским бюро «Черноморсудопроект». Головной танкер «Крити Амбер» был спущен в необычайно торжественной обстановке 4 июня 1994 года. На церемонии присутствовали члены семьи Вардинояннисов, большое количество бизнесменов, в том числе представителей страховых компаний.
После успешного спуска, как водится, был организован банкет. Один из присутствовавших американских бизнесменов, банкир-кредитор заказчика, поинтересовался, что это за очень прилично выглядящее заведение, в котором проходит неофициальная часть церемонии. Очевидно, оно построено специально для банкетов? Когда ему ответил сотрудник завода, владеющий английским языком, что это рабочая столовая, американец очень удивился и заметил, что у себя в стране он такого не встречал.


Спуск на воду греческого танкера «Платинум»
За головным танкером последовали и остальные. В феврале 1995 г. спустили «Крити Аметист», в мае 1996 года – «Крити Платинум». За ними – «Перл», «Теодорос» и «Никос». Строительство серии танкеров было завершено в 2002 году. Предприятию, которое совсем недавно строило сложнейшие тяжелые авианесущие крейсеры, не составило большого труда осуществить постройку танкеров. Средства, вырученные от сотрудничества с «Avin International», позволили Черноморскому заводу протянуть все 1990-е гг. и начало 2000-х.


Плавбаза проекта 2020 у заводской стенки
Однако греческие танкеры и их заказчики ушли, а предприятие опять оказалось наедине со своими, нарастающими как снежный ком, проблемами. Государство не спешило строить корабли для собственных нужд, ссылаясь на хроническую нехватку денег. Новых иностранных заказчиков не было. Ушел на буксире в Китай недостроенный «Варяг». Ржавеющей глыбой застыла у заводской стенки плавбаза проекта 2020, денег на достройку которой так и не поступило.

Недостроенные траулеры на ЧСЗ
Сложная обстановка сложилась и в деле поточного производства рыболовецких траулеров. С развалом Советского Союза платежеспособность Минрыбхоза России катастрофически упала, и рыбное хозяйство не могло в прежних объемах закупать траулеры для своих нужд. Несколько почти достроенных рыболовецких судов стояли в ожидании перечисления денег у достроечной стенки. Некоторые траулеры Минрыбхозу России удалось с большим трудом выкупить, но их поточное производство было остановлено.
Без перспектив
После провозглашения независимости Украины среди ее политиков и военных ходило по кругу мнение, что нынешнее самостоятельное государство является не чем иным, как грозной морской державой. Это утверждение подкреплялось аргументами из корабельного состава Черноморского флота, находящимися на территории собственно судостроительных и судоремонтных заводов в Николаеве, Херсоне, Феодосии и Керчи, и регулярным выпуском иллюстрированного журнала «Морская Держава» в Севастополе.
Но оказалось, что провозгласить себя морской державой несколько легче, чем поддерживать такой статус. Все разговоры и обещания пана Кравчука о «строительстве авианосцев» остались лишь разговорами и обещаниями. Из советского наследия на Черноморском заводе при новой власти смогли лишь достроить разведывательный корабль «Приднепровье», который за неимением нужного оборудования переделали в штабной и переименовали в «Славутич».
Выполнив контракт для греческого заказчика, Черноморский судостроительный завод остался без работы. Его огромные производственные мощности, обладающие уникальным опытом специалисты, высокотехнологичное оборудование – всё это оказалось невостребованными в новых экономических условиях. Постепенно коллектив, некогда многочисленный, сокращался – рабочие и инженеры стали массово увольняться. Кто поехал за границу работать по специальности… Кто попытался начать собственное дело… Некоторые полностью изменили сферу деятельности.
В 2003 году Черноморский судостроительный завод был исключен из списков стратегических предприятий, не подлежащих продаже. На территорию судостроительного гиганта потянулись арендаторы – мелкие и крупные. Крупнейший в Европе стапель оставался пустым и постепенно стал зарастать кустарником. Кустарник вскоре дополнился деревьями. На территории завода были размещены грузоперевалочный центр, большую часть территории взяла в аренду фирма «Нибулон», занимающаяся перевозкой зерна. Черноморский судостроительный завод был приватизирован и в конце концов стал частью группы «Смарт-Холдинг», принадлежавшей Вадиму Новинскому.

Во второй половине 2000-х циркулирующие в городе слухи о возможном возобновлении строительства военных кораблей на Черноморском заводе, казалось, начали приобретать некую более осязаемую форму. 20 ноября 2009 г. комиссией министерства обороны Украины был, наконец, принят технический проект разрабатывающегося уже 3 года многоцелевого корвета, получившего индекс 58250.

Украинский корвет 58250
Проектная деятельность по созданию подобного корабля для собственных нужд и возможного экспорта велась на Украине с 2002 года. Первоначальный проект корвета 58200 «Гайдук-21», в инициативном порядке разработанный киевским заводом «Ленинская кузница», был отклонен, и с 2005 г. данным направлением занялся Исследовательско-проектный центр в Николаеве. Согласно проекту, корвет водоизмещением 2650 тонн должен был оснащаться газотурбинными двигателями производства завода «Заря-Машпроект» и иметь несколько вариантов вооружения с преобладанием производимых в странах Европы.
Закладка головного корабля, получившего наименование «Владимир Великий», произошла 17 мая 2011 года. Стоимость головного корабля оценивалась примерно в 250 млн. евро. До 2026 года планировалось построить 10–12 таких корветов, часть из которых предназначалась на экспорт.

Корвет 58250 в цеху ЧСЗ
Однако выяснилось, что даже строительство такого относительно небольшого военного корабля, как корвет, украинской экономике не по силам. Финансирование осуществлялось с перебоями. На момент окончательной остановки строительства в июле 2014 года сформировано лишь несколько секций корпуса, готовность которого оценивается не более 40%. Судьба программы строительства корветов до сих пор висит в воздухе.
В 2013 году, казалось, у судостроительных предприятий Николаева появился шанс возобновить свою деятельность. В город прибыла российская делегация во главе с Дмитрием Рогозиным – для заключения договоренности о сотрудничестве в технической отрасли. По словам самого Рогозина, встретили их очень тепло и радушно. Было достигнуто взаимопонимание по многим вопросам. Вполне вероятно, что николаевские верфи получили бы заказы от российской стороны, однако произошедший в скором будущем в Киеве переворот и дальнейшие события поставили жирный крест на этих планах.
Все последние годы Черноморский судостроительный завод выживал лишь за счет мелкого и среднего судоремонта и средств, вырученных от аренды площадей. Летом 2017 года завод признан банкротом. Его будущее не определено, но уже вполне ясно.
Эпилог
Черноморский судостроительный завод был создан 120 лет тому назад для осуществления обширных задач не только коммерческого, но в первую очередь военного характера. На протяжении долгой и порой драматической столетней истории ЧСЗ неутомимо справлялся со своей главной задачей – строительством кораблей. Деятельность завода неразрывно связана с жизнью государства, для обороны которого он работал. Государства, которое знало и смутные времена, и периоды подъема и небывалой мощи. Сойдут ли со стапелей Черноморского новые корабли, или новоявленные аборигены будут пасти коз на руинах цивилизации, умевшей покорять океаны? Точка в истории ЧСЗ еще не поставлена.

Мозаика на проходной ЧСЗ

Оставьте комментарий