Введенский храм спирово

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Спирово)

Церковь
Введения во храм
Пресвятой Богородицы

Страна

Россия

село

Спирово, Волоколамский район, Московская область

Конфессия

православие

Патриархат

Московский

Епархия

Московская

Благочиние

Волоколамское

Придел(ы)

Никольский и Димитрия Ростовского

Престольный праздник

4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы

Настоятель

протоиерей Константин Попов

Основание

конец XV — начало XVI века

Строительство

1810—1849 годы

Архитектурный стиль

классицизм

Основные даты

XV—XVI вв — мужской монастырь
с 1570 года — приходской храм

Состояние

действующая

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 501410354880006 (ЕГРОКН). Объект № 5010025000 (БД Викигида)

Сайт

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

памятник архитектуры (федеральный)

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Введенский храм) — православный храм Волоколамского благочиния Московской епархии Русской православной церкви. Расположен в селе Спирово Волоколамского района Московской области.

Село Спирово являлось родовым имением преподобного Иосифа Волоцкого, пожалованным его прадеду Александру святым благоверным князем Димитрием Донским. В конце XV — начале XVI века преподобным Иосифом в селе был устроен Введенский Божедомный богорадный монастырь с деревянной церковью в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и воздвигнут специальный храм — «Дом Божий». По благословению настоятеля и соборных старцев в храме отпевали и хоронили скончавшихся от голода или несчастных случаев бездомных людей.

«Они не умели назвать поминаемых, но думали, что Бог слышит и знает, за кого воссылаются к Нему чистые, бескорыстные, истинно христианские молитвы»,

— писал Н. М. Карамзин о подобных монастырях.

Во время голода 1570 года в живых остался один из двенадцати иноков, монастырь перестал существовать, а Введенский храм стал приходским.

В 1825 году на средства прихожан была построена каменная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в 1848 году к ней были пристроены два придела (северный — во имя святителя Николая, южный — во имя святителя Димитрия Ростовского), в 1849-м — колокольня. По данным 1877 года при церкви действовала церковно-приходская школа, по сведениям 1890-го — была уже и земская. Храм никогда не закрывался, а его благотворителями в своё время являлись Пушкины, Воронцовы, Телегины.

Здание построено в стиле классицизма. В основе ярусной храмовой части лежит двусветный, поперечно ориентированный овальный зал с прямоугольными выступами по оси восток — запад. Один из них занят хорами. Деревянный резной 6-ярусный иконостас устроен в 1896—1899 годах.

В купольной части летнего храма сохранилась роспись по мотивам известной картины русского художника Александра Андреевича Иванова — «Явление Христа народу».

На колокольне было шесть колоколов, три из которых имели надписи о дате изготовления: древнейший был отлит в 1695 году и весил 7 пудов, «вседневный» — в 1776 году (24 пуда), большой колокол — в 1850 году (208 пудов).

Введенский храм стал хранителем великих святынь Волоколамской земли. Отсюда в возрождённый Иосифо-Волоцкий монастырь для его освящения были принесены мощи святых. В храме долгие годы пребывает глубокочтимый образ Святителя Николая, здесь же сохранялась и монастырская икона преподобного Иосифа.

О храме в селе Спирово

Село Спирово (названное в честь Святителя Спиридона Тримифунтского) являлось родовым имением преподобного Иосифа Волоцкого, пожалованным его прадеду Александру – «Сане» святым благоверным князем Димитрием Донским.

После Саниных Спирово перешло в ведение Волоцких князей. Когда преподобный Иосиф с братией в 1479 году пришел на землю Волоцкого князя Бориса Васильевича. Первым пожертвованием Бориса Васильевича в октябре 1479 года было село Спирово. В жалованной грамоте говорится: «Се аз князь Борис Васильевич пожаловал есми игумена Иосифа или кто по нем иной будет, дал есми Пречистой в дом деревню Спировскою со всем с тем, что к оной деревни потягло из старины…» Деревня Спирово освобождается князем от податей, и «ведает и судит игумен Иосиф свои люди сам.»

В конце XV — начале XVI века преподобным Иосифом в селе был устроен Введенский Божедомный богорадный монастырь на 12 человек с деревянной церковью в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы . Введенский монастырь получил право содержания от большого Успенского монастыря.

По благословению настоятеля и соборных старцев в храме отпевали и хоронили скончавшихся от голода или несчастных случаев бездомных людей.

«Они не умели назвать поминаемых, но думали, что Бог слышит и знает, за кого воссылаются к Нему чистые, бескорыстные, истинно христианские молитвы»,

— писал Н. М. Карамзин о подобных монастырях.

Во Введенском монастыре был построен специальный храм под названием «Дом Божий», в котором была выкопана глубокая могила, где по благословению настоятеля монастыря и соборных старцев Бога ради отпевали и хоронили бездомных людей, скончавшихся от голода, от несчастных случаев. Здесь возносились молитвы за «души сирых и убогих и младенцев некрещенных, небрежением отца и матери умерших, и в скудельницах лежащих братий наших» (Синодик 1685 года). «Они не умели назвать поминаемых, но думали, что Бог слышит и знает, за кого воссылаются к Нему чистые, бескорыстные, истинно христианские молитвы», — писал Н.М.Карамзин о подобных монастырях. Во время голода 1570 года в монастыре из 12 иноков остался один (в Большом Успенском монастыре за три года умерло около 300 монахов). Некому было отпевать и хоронить. В это время, очевидно, монастырь перестал существовать, а Введенский храм стал приходским.

Каменная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделами во имя Святителя Николая (северный) и святителя Димитрия Ростовского (южный) была построена на средства прихожан в 1825 году, колокольня — в 1849 году.

Интерьер церкви Введения Пресвятой Богородицы

В алтаре

Интерьер церкви Введения Пресвятой Богородицы

Северный придел во имя Святителя Николая

Южный придел во имя Святителя Димитрия Ростовского

Здание в стиле классицизма чрезвычайно своеобразно благодаря необычайной форме ярусной храмовой части. В ее основе лежит двусветный, поперечно ориентированный овальный зал с прямоугольными выступами по оси восток-запад, один из которых занят хорами. Массивный световой барабан над средокрестием опирается на систему ступенчатых подпружных арок. Деревянный резной 6-ярусный иконостас устроен в 1896-1899 годах.

Иконостас

На колокольне было шесть колоколов, из которых, как свидетельствует надпись, древнейший – весом в семь пудов был отлит в 1695 году, «вседневный» весом в 24 пуда – в 1776 году, большой колокол весом в 208 пудов – в 1850 году, остальные колокола без надписи.

Вкладчиками Введенской церкви были Пушкины, Воронцовы, Телегины. По данным 1877 года, при церкви существовала церковно-приходская школа, а по сведениям 1914 года – была уже и земская школа. Ежегодно в престольный праздник 21 ноября в Спирово устраивалась ярмарка.
Сейчас Спирово славится своим торжественным крестным ходом, который совершается в шестое воскресенье после Пасхи. Из окрестных сел и деревень, из Волоколамска, Москвы и других городов сюда съезжаются почитатели Святителя Николая и преподобного Иосифа.
После Божественной литургии начинается торжественный крестный ход. Древний резной образ Святителя Николая Можайского, находившийся прежде в Воскресенском соборе Волоколамска, и икона преподобного Иосифа, ранее бывшая в монастыре, а теперь пребывающая в спировском храме, с пением обносится вокруг церкви, а затем бесконечный поток верующих проходит под чтимой иконой Святителя Николая.

Крестный ход установлен в память избавления Волоколамска от чумы в XVIII веке по молитвам преподобного Иосифа и предстательству Божией Матери и Святителя Николая. Ранее он совершался из Волоколамска с чтимым образом Николы Можайского. Навстречу ему выходил крестный ход из Иосифо-Волоцкого монастыря с образом преподобного Иосифа. Впервые этот крестный ход при огромном стечении народа состоялся 20 октября 1771 года, а затем стал совершаться в шестое воскресенье после Пасхи. Но в 1813 году по просьбе горожан Волоколамска архиепископ Московский Августин (Виноградский) совершил его осенью – в память избавления города от войск Наполеона. Вот как описывает этот крестный ход Н.А.Рождественский: «За два дня шестого воскресенья по Святой Пасхе Волоколамск начинает оживляться. Отовсюду стекает народ и густыми массами обходит городской вал, где стоит собор. В народе есть какой-то древний обычай, обязывающий каждого богомольца до крестного хода обойти вал три раза, прочитав при этом разные молитвы, что свято и исполняется. С первым же звуком колокола к вечерне народ стремится в собор к Угоднику. На другой день, в субботу, после обедни, в 11-м часу, начинается благовест, возвещающий о начале крестного хода. Жители города в праздничных одеждах перемещаются с пришедшими из деревень богомольцами, покрывая собой всю соборную площадь. Затем выносят из собора образ Святителя Николая, хоругви и иконы; выходит духовенство в парадном облачении, и начинается крестный ход, предшествуемый хоругвями и образами из других городских церквей и сопровождаемый пением и колокольным звоном во всех церквах. На черте города духовенства переменяет облачение, и в то же время хоругви и образа приходских церквей возвращаются назад, а шествие крестного хода в чинном порядке продолжается далее. Тут увидите более десятка тысяч человек под влиянием одного благоговейного религиозного чувства, идущих вслед за образом Угодника Божия. Не доходя около двух верст до монастыря, близ рощи, духовенство вновь надевает праздничные ризы и ход в торжественном виде близится к монастырю. Вслед за этим колокол монастыря предупреждает о появлении крестного хода, и еще несколько минут взор каждого поражает величественная и умилительная картина. Перспективно открывается живописный вид монастыря, площадь пред которым на версту усеяна бесчисленным множеством народа. Архимандрит с братиею в полном облачении, предшествуемые иконою преподобного Иосифа и хоругвями, идут в сретение Чудотворца Николая. При этом городское духовенство поет хвалебные песни преподобному Иосифу, а монашествующие – Святителю Николаю. При сближении крестный ход останавливается: монахи служат молебен Угоднику Николаю, прикладываются к образу его, здороваются с городским духовенством и все вместе отправляются в обитель. Потом священно- и церковно- служитель городские расходятся по келлиям, заранее приготовленным для них, а богомольцы размещаются в монастырской гостинице м в домах при монастыре, самая же большая часть народа располагается на открытом воздухе близ ограды. Всенощную служат в верхней церкви собора монахи, а утреню и раннюю литургию совершают городское духовенство в нижней церкви, где почитают мощи преподобного Иосифа, и по окончании литургии служат с акафистом молебен святому Иосифу. После поздней обедни архимандрит с братиею сходят в нижнюю церковь, ставят на середину образ Святителя Николая и, отслужа также с акафистом молебен Угоднику, прикладываются к образу его, потом выносят образ из церкви и, проводив его за монастырские врата, служат еще краткий молебен и затем, приложившись к образу и простившись с городскими священниками, возвращаются в монастырь, а крестный ход при колокольном звоне отправляется по дороге в город и, пройдя за рощу, духовенство, как, прежде, сменив ризы.
В каждом селении, на каждом поле, лежащем на пути, служатся с водосвятием молебны Святителю Николаю.
Когда с соборной колокольни увидят приближение крестного хода, тотчас начинается благовест и оставшиеся в городе жители спешат навстречу Угоднику Божию, а в то же время выносят из приходских церквей хоругви и образа. На черте города духовенство облачается в праздничные ризы и при звоне всех городских колоколов крестный ход медленно, в строгом торжественном порядке входит в город, где против церкви Рождества Христова служится с акафистом молебен с коленопреклонением, потом вносят образ Святителя Николая в собор, и затем крестный ход заканчивается…» Храм никогда не закрывался. После закрытия монастыря крестный ход стал совершаться в Спирово. В 1990 году эта традиция была возобновлена. 27 мая, в шестое воскресенье по Пасхе, после почти 70-летнего перерыва образ Святителя Николая был с крестным ходом перенесен в монастырь и обнесен вокруг Успенского собора.

Древний резной образ Святителя Николая

Молебен с акафистом Свт. Николаю Чудотворцу

Икона Святителя Николая Чудотворца

Икона Преподобного Иосифа Волоцкого, ранее находившаяся в монастыре (до его закрытия)

Введенский храм села Спирово стал хранителем великих святынь Волоколамской земли. Отсюда в возрожденный к жизни Иосифо-Волоцкий монастырь для его освящения были принесены мощи святых, здесь долгие годы пребывает глубокочтимый в Волоколамской земле образ Святителя Николая. Здесь сохранялась и монастырская икона преподобного Иосифа. От этой святыни «зажглась» неугасимая лампада монастыря – вновь вернулась в Иосифо-Волоцкий монастырь непрестанная молитва, неустанный спасительный монашеский труд.

Роспись в храме

«Явление Христа народу» роспись в храме

В купольной части летнего храма сохранилась роспись по мотивам известной картины русского художника Александра Андреевича Иванова (1806-1858)

А. Иванов. Явление Христа народу

— «Явление Христа народу». Сюжет картины таков: Иоанн Креститель проповедует людям приход Христа. В это время в отдалении показывается Иисус Христос, и Иоанн указывает на него. Люди, слушавшие до этого Иоанна Крестителя, поворачиваются к Христу.

В северном приделе храма, находится икона Святителя Спиридона Тримифунтского

Село Спирово получило свое название в честь Святителя Спиридона Тримифунтского
Святитель Спиридон Тримифунтский, родился в конце III века на острове Кипр. В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь, совершив множество чудес, и в молитве предал душу свою Господу 12 декабря в возрасте 78 лет (ок. 348 года,). Этот день — по новому стилю 25 декабря — и является основным праздником для тех, кто хочет почтить память преподобного Спиридона, епископа Тримифунтского. В истории Церкви святитель Спиридон почитается вместе со святителем Николаем, архиепископом Мирликийским, с которым был дружен. Вместе с ним (равно как и с другими ревнителями Православия) он отстоял чистоту учения в борьбе с ересью священника Ария на Первом Вселенском Соборе в 325 г. по Рождестве Христовом. Мощи его покоятся на острове Корфу в церкви его имени (кроме десной руки, которая находится в Риме).

Тело святого Спиридона имеет постоянную температуру: 36,6 градусов. У него растут волосы и ногти. И что самое удивительное — одежду, которая на нем надета, меняют раз в полгода, потому что она изнашивается, будто он не лежит в раке, а ходит. Хранитель раки рассказал, что бывали случаи, когда ключ просто не может открыть замок на раке. И тогда священники знают — святого в раке просто нет, он ходит по острову. Феномен нетленных мощей святого Спиридона пытались исследовать ученые со всего мира, и церковь им не препятствовала. Однако биофизики и биохимики, изучив мощи святого, лишь развели руками. Нет иного объяснения, кроме чуда, тому, что может видеть любой православный посетитель храма на Корфу.

Чудесное явление Пресвятой Богородицы.
В 1986 г. в Спирово произошло чудесное явление Пресвятой Богородицы. В праздник Святого Воскресенья Господня (Пасхи) по завершению крестного хода Матерь Божья предстала в притворе Храма в обличии незнакомой прихожанки необычайной красоты. После приглашения ее в Храм женщина таинственно исчезла. Люди, видевшие незнакомку, уверены, что это была Божия Матерь. На том месте установлен Крест. После этого явления для храма была написана икона «Неугасимая свеча», на которой Богородица изображена в виде монахини с жезлом и четками в левой руке и свечой в правой. Прихожане глубоко почитают этот образ.

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Вратарница»

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Вратарница», именуемая «Неугасимая Свеча» — была написана для Введенского Храма села Спирово после чудесного явления Пресвятой Богородицы во Храме в 1986 году.
Память иконы 6 июля (23 июня по церковному календарю).

Спирово — село Волоколамского района Московской области.
Теряевское сельское поселение. Ранее: В 17 веке — село Спирово Волоцкого уезда. В 19-начале 20 века — село 2-го стана Буйгородской волости Волоколамского Уезда. В XV- XVI столетиях: Первоначально Спирово — родовое имение Саниных. Позже оно перешло на некоторое время во владение волоцких князей, пока в октябре 1479 года не было передано в дар князем Борисом Васильевичем Иосифо-Волоцкому монастырю. В самом начале 16 века Иосифом Волоцким здесь был устроен Божедомский Богородничий монастырь для погребения безродных и была поставлена деревянная церковь Введения. В 1570 году в результате чумы и голода этот храм прекратил свое существование. В XVII столетии: На 1628 год село является вотчиной Иосифо-Волоцкого монастыря. В писцовых книгах 1653 года упоминается: «104 двора, у церкви двор попов, двор дьяконов, двор дьячков, двор пономарев, двор просвирнин». 13 марта 1691 года поп Логин освятил в Спирово церковь Введения Пресвятой Богородицы. В XVIII столетии: Кроме сохранившейся до наших времен церкви Богородицы, в селении существовала также старая церковь Николая Чудотворца. Ее в 1712 году перевозят на новое место — погост Георгиевский Можайской десятины. Село довольно быстро прирастает. В 1703-1705 годах количество дворов увеличивается почти в 2 раза, в селении их уже 205. При церкви в это время находим священника Семена Никифорова, дьякона Иосифа Понтелеймонова, дьячка Сергея Семенова и пономаря Никиту Михайлова. А в 1710 году упомянуты священник Иван Иванов, дьякон Иван Логинов, дьячек Федор Семенов. Ежегодно 21 ноября в селе проходит торговая ярмарка, на которую съезжаются люди с товаром с Волоцкого и ближайших уездов. В XIX- XX столетиях: То, что вы можете увидеть в Спирово сегодня — это перестроенная в камне Введенская церковь 1825 года. Вообще же весь общецерковный комплекс переводили в камень на протяжении всего 19 столетия. В 1849 году достроена каменная колокольня. А в самом конце века выстроена каменная ограда. Вместе с тем само село в 19 веке приходит в упадок. В частности, у Карла Нистрема под 1852 годом находим, что в селе, принадлежащем тогда Духовному Ведомству, всего 7 дворов и всего скорее — это дворы служителей церкви. Немного известно имен учителей Спировского училища в 19 веке. Это на 1890 год Законоучитель — Священник Александр Иванович Лебедев. Учителя: Владимир Дмитриевич Астафьев, Александр Павлович Никольский. Попечитель — Коллежский Советник Дмитрий Николаевич Шипов. Никольский проработал в Спировском училище до 1900 года, в том же году помощником учителя училища назначен Дмитрий Павлович Смиренский. На 1895 год находим, что Спирово было центром Благочиния Волоколамского уезда во главе со священником Александром Лебедевым, в которое входило 10 церквей. Именно сына Александра Ивановича Лебедева — Дмитрия Александровича Лебедева расстреляли в годы сталинских репрессий, в 1937 году. Он также, как и отец, занимался церковной деятельностью, в родном для него Спирово. В августе 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви он был причислен к лику священномучеников.

Введенский храм в селе Спирово Волоколамского района

Предыдущая статья О работе Отдела по борьбе с алкогольной угрозой и наркотической зависимостью

Большинство из тех, кому знаком Волоколамский край, знают его благодаря Иосифо-Волоцкому монастырю. Неподалеку от монастыря находится село Спирово (названное в честь святителя Спиридона Тримифунтского) – родовое имение преподобного Иосифа (Иоанна Санина), пожалованное его прадеду Александру (Сане) благоверным великим князем Димитрием Донским.

После Саниных Спирово перешло в ведение Волоцких князей, один из которых, Борис Васильевич, пожертвовал его в 1479 г. новообразованному Успенскому (Иосифо-Волоцкому) монастырю1.

В конце XV – начале XVI вв. преподобным Иосифом в Спирово был устроен Божедомный богорадный монастырь на 12 человек с деревянной церковью в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенский монастырь получал от большого Успенского монастыря.

По правилам, в Божиих (убогих) домах погребали умерших насильственной или внезапной смертью, которые не смогли в свое время воспользоваться молитвами и Таинствами Святой Церкви, а также наказанных смертной казнью, утонувших, сгоревших, замерзших, да еще тела странников и нищих, не принадлежавших никакому приходу. Традиция специальных божедомных монастырей в России известна издавна. В Москве божедомными были Андронников, Андреевский, Варсанофьевский и Покровский монастыри.

Во время голода 1570 г. в монастыре из 
12 иноков остался один. Некому было отпевать и хоронить. Обитель запустела, и Введенский храм стал приходским2.

13 марта 1691 г. была освящена новая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Есть сведения о существовании в Спирово еще одной деревянной церкви в честь свт. Николая Чудотворца, которая названа старой. В 1712 г. Никольская церковь была перенесена на «погост Георгиевский Можайской десятины»3.

К 1805 г. относятся первые прошения о разрешении вместо деревянного храма построить каменный в связи с увеличением прихода. Нельзя не отметить особое благоволение к спировской церкви епископа Дмитровского Августина (Виноградского), который благословил причт и прихожан Введенской церкви на постройку каменного храма. Проект церкви был составлен в 1810 г., и тогда же, видимо, была выдана храмозданная грамота4.

В мае 1820 г., когда были достроены приделы, причт спировского храма просил митрополита Серафима (Глаголевского) дать свое благословение на освящение приделов. Его произвел казначей Иосифо-Волоколамского монастыря иеромонах Феофил5. В ноябре 1825 г. по благословению святителя Филарета (Дроздова) храм был освящен настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря архимандритом Гавриилом6. Отопление в храме, а точнее в трапезной части, было сделано только к 1845 г. Колокольня была достроена только в 1848–1849 гг. Из описи имущества мы узнаем, что вкладчиками Введенской церкви были Пушкины, Воронцовы, Телегины7.

В 1864 г. в Сборнике материалов для изучения Москвы и Московской губернии опубликована статья Н.А.Рождественского «Описание города Волоколамска Московской губернии», часть которой посвящена описанию крестного хода из Волоколамска в Иосифо-Волоколамский монастырь с выносом из Волоколамского Воскресенского собора чудотворного образа святителя Николая Можайского. Навстречу ему выходил крестный ход из Иосифо-Волоцкого монастыря с образом преподобного
 Иосифа. Этот крестный ход был учрежден 
20 октября 1771 г. в память избавления Волоколамска от чумы. Однако в 1813 г., по просьбе горожан Волоколамска, архиепископ Московский Августин (Виноградский) совершил его осенью – в память избавления города от войск Наполеона8.

В спировском Введенском храме никогда не прекращались богослужения, он никогда не закрывался и не был осквернен даже во время немецкой оккупации и в годы хрущевских гонений. Иная судьба постигла Иосифо-Волоколамский монастырь. Он был закрыт в 1922 г., а в 1923 г. был закрыт и Воскресенский собор Волоколамского кремля, а резной образ святителя Николая был перенесен в Введенский храм села Спирово.

Хотя храм после революции не закрывал-
ся, духовенство пострадало от репрессий. 
11 ноября 1937 г. был арестован, а 27 ноября того же года расстрелян священник Введенской церкви села Спирово Димитрий Александро-
вич Лебедев (1871–1937).

Родился отец Димитрий в семье священника спировской Введенской церкви Александра Ивановича Лебедева. В 1892 г. окончил Вифанскую духовную семинарию, а в 1916 г. получил звание экстраординарного профессора Московской духовной академии по кафедре истории древней Церкви. Отцу Димитрию Лебедеву принадлежит около 30 небольших по объему работ, посвященных в основном изучению церковного календаря и пасхалий. Он был решительным противником григорианского стиля. Поместный Собор 1917–1918 гг. в своем постановлении строго держаться старого стиля для церковного времяисчисления, вместе с другими основаниями, принял во внимание мнение священника Димитрия Лебедева, который, в силу научно-астрономических и церковно-канонических данных, засвидетельствовал нецелесообразность сближения с григорианским стилем, отдавая безусловное преимущество старому юлианскому стилю. В академии он служил до ее закрытия. В 1919 г. подал в Совет академии в качестве докторской диссертации работу «Список епископов Первого Вселенского Собора в 318 имен. К вопросу о его происхождении…».

30 августа 1930 г. отец Димитрий был осужден «народным судом 78 участка» за «хождение с иконами» по ст. 75 УК РСФСР. Приговорили к штрафу в 150 рублей. В 1932 г. отца Димитрия выселили из дома, а все его имущество конфисковали за неуплату налогов и невыполнение задания по сельскохозяйственным заготовкам. Через год его сослали в Казахстан на 3 года за «антисоветскую агитацию» по 
ст. 58-10 УК РСФСР. После ссылки он возвратился в свое родное село Спирово и служил во Введенской церкви, позже был возведен в сан протоиерея. 11 ноября 1937 г. протоиерей Димитрий был вновь арестован. Его обвинили в том, что он «произносил проповеди в церкви, имел тесную связь с «Теряевскими» церковниками, посещал дома колхозников, где проводил беседы». На допросах отец Димитрий винов-
ным себя не признал.

23 ноября 1937 г. он был приговорен к расстрелу по групповому делу «прот. Николая Виноградова и прот. Димитрия Лебедева, диакона Петра Смирнова и Гавриила Безфамильного. 1937 г.». 27 ноября 1937 г. протоиерей Димитрий Лебедев был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

В августе 2000 г. протоиерей Димитрий Лебедев причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви9. День памяти – 14 ноября, а также в день памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской и в день памяти Бутовских новомучеников.

Село Спирово около 1960 г. было уничтожено как малоперспективное, церковь и «один дом не тронули, который мы и приобрели», – 
вспоминал митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев). Владыка любил этот храм и часто посещал его. Резной образ святителя Николая всегда облачали в настоящее архиерейское облачение, и митрополит Питирим подарил для этих целей свое. Также Владыка Питирим добивался открытия хотя бы одного из храмов монастыря, что и произошло10.

1 июня 2014 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возобновлен крестный ход, с чудотворной иконой святителя Николая Мирликийского из Введенского храма села Спирово в Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь, который несколько раз по разным причинам в разные времена прекращался. Шествие у ворот монастыря встречали с иконой преподобного Иосифа Волоцкого духовенство и насельники обители. Икону святителя Николая обнесли вокруг Успенского собора, и был совершен молебен с акафистом при большом стечении верующих. Затем крестный ход с чудотворным образом вернулся в село Спирово.

В храме имеются иконы со Святой Горы Афон, икона прп. Серафима Саровского, освященная в 1903 г. на его мощах, и почитаемая икона святителя Спиридона Тримифунтского. Недалеко от храма находится источник с купальней.

При храме открыта воскресная школа и действует молодежное православное сообщество.

Протоиерей Константин Попов

  1. РГАДА, ф. 1192, о. 2, ед. хр. 519, л. 9–10.
  2. Нектарий, иером. Историческое описание Иосифо-Волоколамского второклассного монастыря Московской губернии. М., 1887. С. 16.
  3. Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии: Вып. 9. М., 1881–1913. С. 23.
  4. ЦГА Москвы, ф. 203, о. 752, ед. хр. 2648, л. 1.
  5. Там же.
  6. ЦГА Москвы, ф. 207, о. 1, ед. хр. 2484, л. 3.
  7. ЦГА Москвы, ф. 203, о. 644, ед. хр. 162.
  8. Нектарий, иером. Указ. соч. С. 49.
  9. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет. База данных: новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. Режим доступа: http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans
  10. Бульчук Н. Мне все нравилось во владыке. Митрополит Питирим в воспоминаниях Вячеслава Петровича Овсянникова. // Православие: . Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/66842.htm (19.12.2013)

Следующая статья Предстоящие юбилеи (апрель 2016 г.)

Оставьте комментарий