Собор святой девы Марии в Москве

Предыстория:
Встретил фотку в инете — явно русский город. А на улице стоит костел. Сам по себе этот факт не имеет ничего примечательного. Хотя бы по одному костелу у нас много где есть. Вопрос в том, что костел мне показался знакомым, но вспомнить, где именно я его видел, я не смог. Всю башку переломал. Вот эта фотка (кликабельна на источник):
Оказалось, что ломал зря, это костел Самары. В Самаре я не был. А костел просто похож на многие другие костелы в России — ведь большинство из них было построено в одно и то же время, на рубеже позапрошлого и прошлого веков, когда наш последний царь дал «иноверцам» послабления. В это время появилось немало и мечетей, и кирх, и старообрядческих церквей.
В связи с этим, как правило, все костелы построены в одном и том же стиле — нео- или псевдоготике. В те годы в мировой архитектуре «свирепствовали» национальные стили. (Так в Москве появились здания, которые сейчас занимают ГУМ, Исторический музей, музей 1812 года, Тимирязевский музей и французское посольство).
Многие из старых костелов тоже сохранились до наших дней, хотя не все используются по основному назначению. И вот я решил собрать свою коллекцию костелов. Без особых комментариев, просто фотографии разных лет и разного качества.
Пойду с востока на запад:
Тобольск. Тут костел возвели ссыльние поляки. Для них и в местном тюремном замке имелась католическая молельня (полноценный храм был только для православных — их, естественно, среди заключенных было больше всего). 2015 год.
Тюмень — наиболее аскетический из моих костелов. 2015 год.
В Кирове очень интересный проект костела. Планировка классическая, с двумя башнями. А вот декор мягкий, плавный, не готический, скорее какой-то барочный. 2012 год.
В Казани два костела. И оба не готические. Старый не действует, он принадлежит местному «меду». 2012 год.
А новый — он действительно новый, то есть, постсоветский.
Во Владимире костел уже куда более, если можно так сказать, типовой. 2009 год.
Так же, как и, например, в Тамбове. Причем на фотографии явственно видно, что колокольни выстроены из более нового кирпича. Очевидно, в советское время костел подо что-то отдали, а башни разобрали. И потом католики, получив его назад, надстроили их обратно. 2012 год.
Зато в Вологде — совсем какой-то модерновый. И не действующий. Тут то ли бар, то ли клуб. 2013 год.
Ну не могу и про свою «малую родину» не вспомнить. Малую родину во всех смыслах — старейший ныне действующий московский костел находится у меня «на районе». Он называется Кафедральным собором Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии и знаменит своими органными концертами. А когда я учился в школе, тут было что-то типа как в Вологде — бар с бильярдом. Правда, тогда я по таким заведениям еще не ходил))) Год не помню, видимо, 2012-13.
Так, через Москву перевалили. В Рыбинске, как и в Вологде, в костеле тоже клуб, но в хорошем смысле — клуб местного учебного заведения. 2013 год.

В Твери тоже есть католическая община. Но у них костел находится в современном здании. 2013 год.
Самый западный из русских костелов в моей коллекции — смоленский. В нем вообще ничего нет. Просто все заколочено, здание в ужасном состоянии. 2012 год.
То есть, в Питере католическая базилика имеется. И она старше всех, тут представленных. И ее фото у меня есть. Но сделано оно было аж в 2007 году, когда я с фотоаппаратом себя вел как мартышка с очками. Судите сами:
Впрочем, есть у меня еще фотография костела в Гатчине. Вернее, того, что от него осталось — смотреть страшно. 2013 год.
Такая вот подборочка.
По-хорошему, тут можно добавить о том, как «у них» — в Украине и Беларуси. Однако, там такое количество бывших костелов, переделанных в православные церкви, что в них можно запутаться. Вот несколько таких храмов из Минска, Полоцка, Могилева, Витебска и Винницы.
Однако, есть там и действующие католические приходы. В Минске, снова модерн, 2010, 13 годы:
В Витебске, 2011 год:
В Виннице костел современный. И рядом с ним есть даже памятник Иоанну Павлу I. 2013 год.
В Гродно, самом красивом белорусском городе, как мне показалось, даже действующих католических храмов больше, чем православных. А вот неоготических среди них нет. В самом деле, для чего массово строить костелы на рубеже веков, если к тому времени их там уже было навалом))) 2012 год.
Правда, в Гродно имеется неоготическая кирха. Но это, как говорится, уже другая история…
А теперь загадка. Просматривая кучу фоток на яндексе, я по одной архитектурной детали сумел среди многих типовых однозначно идентифицировать «загадочный» костел из начала поста как самарский — угадайте, по какой?
P.S. В ближайшее время мне предстоит поездка еще в один город, где имеется неоготический костел. Так что коллекция пополнится.

Кафедральный собор в Бразилиа

Видео: Кафедральный собор в Бразилиа

Основные моменты

Необычное здание строилось с 1958 по 1970 год знаменитым латиноамериканским архитектором Оскаром Нимейером в стиле модернизм. Кафедральный собор в Бразилиа похож на метропольный собор в английском городе Ливерпуле. Однако, бразильский храм обладает более утонченными формами, а также особой пластичностью и выразительностью.

Здание возведено из бетона и поднимается на высоту 40 метров. На самом верху установлен тонкий высокий крест. Футуристичное сооружение представляет собой ребристую конструкцию, сложенную из шестнадцати изогнутых гиперболоидных колонн. По замыслу архитектора они должны напоминать воздетые к небу руки. Но существуют и иные точки зрения. Некоторые находят, что собор Пресвятой Девы Марии похож на гигантский цветок из бетона, а другие видят в его форме языки пламени или песочные часы. Пространство между колоннами занято большими стеклянными витражами, поэтому храм кажется очень легким и воздушным. Обилие стеклянных стен наполняет внутреннее пространство светом.

Оскар Нимейер был атеистом, поэтому католическая церковь поначалу не хотела освящать новый храм в Бразилиа. Однако, за два года до официального открытия состоялась церемония освящения, которую провел кардинал Эудженио Сталь. Потом собор Пресвятой Девы Марии получил признание во всем мире, и в 2013 году папа римский Франциск, совершая визит в Бразилию, отслужил мессу именно в этом храме.

За разработку и успешную реализацию проекта в 1988 году Оскара Нимейера наградили почетной Притцкеровской премией, которой отмечают лучшие разработки в области архитектуры. С 1990 года кафедральный собор в Бразилиа признан национальным достоянием и внесен в список самых значимых памятников Бразилии.

Для посетителей он открыт ежедневно с 8.00 до 19.30. Вход свободный.

Особенности архитектуры

Здание кафедрального собора в Бразилиа имеет площадь 3848 м². Каждое из 16 бетонных ребер весит 90 тонн, а диаметр округлого основания составляет 60 метров. Примечательно, что, как и во многих зданиях, построенных Нимейером, основание храма окружено водой.

В стороне от собора можно увидеть колокольню с четырьмя большими колоколами, которую Бразилия получила в дар от правительства Испании. Перед входом возвышаются высокие бронзовые фигуры, изображающие четырех евангелистов.

Во время проектирования храма были совершены технические просчеты, поэтому католический собор Пресвятой Девы Марии обладает не очень хорошей акустикой. Недостатком конструкции считают также почти полное отсутствие системы вентиляции. Храм стоит на открытом месте, не имеет дополнительной светозащиты, поэтому внутри него бывает жарко. Чтобы решить эту проблему, в 2000 году часть витражных панелей заменили особым стеклом, которое пропускает свет, но задерживает тепло.

Кафедральный собор в Бразилиа обладает еще одной архитектурной особенностью. По пути к главному залу входящие в него посетители проходят через длинный темный тоннель, пол и стены которого отделаны черным гранитом.

Интерьеры

Круглый неф собора Пресвятой Девы Марии рассчитан на 4000 молящихся. Из него существует два выхода, по которым можно попасть в баптистерий и служебные помещения. Над скамьями для верующих помещено монументальное распятие, а под куполом можно увидеть фигуры трех ангелов, автором которых является скульптор Альфредо Ческьятти. Самый большой из ангелов имеет длину 4,25 м и весит 300 кг.

Внутренняя часть колонн облицована белоснежным каррарским мрамором. Прозрачные витражи выполнены француженкой Марианной Перетти и выдержаны в зеленом, синем и бежевом цветах. Холодная гамма стеклянного купола создает ощущение свежести и прохлады. В тех местах, где на куполе нет цветного оформления, через стекло проглядывают небо и облака, поэтому у верующих создается впечатление, что они разговаривают прямо с небесами.

Крещальня обладает символической формой яйца и отделана керамическим плитками. Рисунки для них выполнены по эскизам художника Атоса Бурсау. Этот же мастер украсил изображениями из жизни Девы Марии стелу, стоящую у входа в храм.

Алтарь был подарен кафедральному собору римским папой Павлом VI. Помещенная на нем скульптура Девы Марии является копией статуи Богоматери, которая стоит в католическом соборе бразильского города Сан-Паулу.

Видео: Внутри собора в Бразилиа

Как добраться

Собор Пресвятой Девы Марии расположен на Esplanada dos Ministérios lote, 12. Ближе всего к храму находится станция метро «Galeria». Кроме того, мимо кафедрального собора в Бразилиа проложены маршруты нескольких городских автобусов. Выходить нужно на остановке «Via L2 Sul» или «Via S Um Leste».

Оставьте комментарий