Деревянное зодчество в коломенском

Музей деревянного зодчества (Москва)

Музей деревянного зодчества (этнографический центр на территории МГОМЗ «Коломенское»).
Организован в 2006-2007 году.
Сюда из Центральной части музея перенесены Башня Братского острога (1652 г), Надвратная (Проездная) Башня (Святые Ворота) Николо-карельского монастыря (1692 г).
Также здесь производится воссоздание Башни Сумского острога (Моховой) — 80-е годы XVII века.
Уголок деревянного зодчества прекрасно сочетается с комплексом мельницы и плотины на реке Жужа, который находится неподалёку.
Летом-осенью 2007 г. проведены работы по перенесению и воссозданию памятников.
1. Башня Братского острога – памятник оборонного зодчества XVII в., уникальный пример деревянного зодчества, памятник истории и культуры федерального (общероссийского) значения. Возведение острогов было наиболее распространенным типом крепостного строительства в Сибири. В XVII в. Братский острог представлял собой прямоугольное в плане укрепление, обнесенное тыновыми стенами высотой до 5 м, длина периметра составляла около 213 м. По углам стояли четыре глухие, квадратные в плане, башни высотой 7–8 м.; под тремя из них находились жилые избы, а четвертая использовалась как склад. Над воротами возвышалась часовня, а в конце 1650-х гг. в остроге была возведена Владимирская церковь. Дату постройки двух сохранившихся до нашего времени башен обычно относят к 1654 г. Башни имеют по два этажа. Верхние, боевые этажи, снабжены отверстиями для ружейной стрельбы и одним, более крупным, отверстием для пушки. К концу XVII в. Братский острог становится центром большого сельскохозяйственного района Сибири. Кроме того, Братск занимал выгодное географическое положение, находясь на перепутье дорог, ведущих к Ледовитому океану, в Якутию, к Амуру, Охотскому морю, в Даурию, Монголию и Китай. При строительстве в 1957–1958 гг. Братской ГЭС территория острога оказалась в границах водохранилища. Перед затоплением старого Братска было проведено тщательное обследование остатков острога, включая археологические раскопки. Сейчас одна из двух сохранившихся башен Братского острога находится в Государственном объединенном художественном историко-архитектурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике, куда она была перевезена в 1959 г., вторая – в одном из музеев г. Братска. Реставрационные работы на башне Братского острога проводились в 1970-х гг. В настоящее время выполнен проект реставрации башни Братского острога, которым, наряду с проведением необходимых реставрационных мероприятий, в 2007 г. осуществлен перенос объекта на новую площадку в пределах территории музея-заповедника с целью формирования экспозиции Музея деревянного зодчества.
2. Николо-Корельский монастырь был основан в конце XIV — начале XV веков и имел удобное расположение при впадении р. Северная Двина в Белое море. Название монастыря связано с именем святого Николая, считавшегося покровителем всех мореходов, охотников и рыбаков.
Монастырь был обнесен оградой с башнями, которые имели двое въездных ворот.
Первую рубленую ограду вокруг обители построили княжостровские плотники под руководством Филиппа Кондратьевича Кулакова в 1690-1692 годах. Ее срубили «городнями» с семью башнями. При этом, существовавшую в монастыре с 1616 года Богоявленскую надвратную церковь, разобрали и поставили над западными воротами «против прежнего». Новую церковь переосвятили во имя Входа Господня в Иерусалим. С восточной стороны ограды, вместо церкви построили восьмигранную шатровую проездную башню со створными воротами.
Пожар, случившийся в 1798 году, уничтожил кроме других монастырских построек южную и восточную стены ограды, в том числе, и восточную башню. Башня и ограда были восстановлены в 1798-1799 годах конецдворскими плотниками под руководством Ивана Никифоровича Кучумова «таковая же, каковая прежде была».
Надвратная башня ворот Николо-Корельского монастыря — один из немногих сохранившихся до настоящего времени памятников монастырской (крепостной) архитектуры XVII века. Башня была построена в 1692 г. на месте сгоревших двумя годами раньше Святых ворот. Башня представляет собой срубленный из бревен восьмерик на четверике с проездными воротами, завершающийся шатровой кровлей с небольшой караульней наверху. Шатер башни имеет стропильную конструкцию с тесовым покрытием в два слоя.
В 1932 г. восточная Надвратная башня ворот Николо-Корельского монастыря, а также примыкающие к ней части срубной стены, т.е. фрагмент деревянной крепости были перевезены в Коломенское. В конце 1970-х гг. на памятнике проводились историко-архивные изыскания и ремонтно-реставрационные работы.
В настоящее время Программой развития музея-заповедника предусмотрено расширение экспозиции, в связи с чем, памятник будет перенесен на другую площадку, выделенную в пределах музейной территории, будет проведен комплекс реставрационных работ.
Участок, выбранный для размещения башни Николо-Корельского монастыря, расположен несколько севернее башни Сумского острога на искусственно созданной земляной насыпи, как бы представляющей собой земляной вал. Генпланом территории вокруг башни Сумского острога определено место размещения башни Николо-Корельского монастыря с сохранением ее исторической ориентации по сторонам света.
Центральная часть территории музея, на которой в настоящее время нахо­дится башня Николо-Корельского монастыря, почти полностью занята парковой древесной растительностью, в связи с чем на месте, остающимся от разборки башни устраивается газон для восстановления ландшафта с чередованием от­крытых и закрытых пространств.
Надвратная башня Николо — Карельского монастыря — единственный памятник деревянной монастырской (крепостной) архитектуры XVII века.
В 1932 году в «Коломенское» была перевезена башня и примыкающие к ней части срубной стены, т.е. фрагмент деревянной крепости.
В конце 70-х годов XX века на памятнике проводились ремонтно-реставрационные и историко-архивные изыскания.
В настоящее время в Коломенском предусмотрены работы по расширению экспозиции и в связи с этим перенос памятников деревянного зодчества на другие площадки.
В соответствии с планом памятник будет перенесен на другую площадку.
Реставрацию памятника необходимо производить с соблюдением строительной технологией XVII — XVIII веков, плотниками, имеющими опыт работы с памятниками XVII-XVIII вв.
Работы по переносу памятника осуществлены методом его полной переборки с заменой отдельных элементов, потерявших полностью конструктивную прочность, а так же усилением отдельных элементов методом армирования с целью максимального сохранения подлинных элементов.
Согласно проекта реставрации, выполнены следующие виды работ:
— перенос памятника на новое экспозиционное место;
— полная замена тесовой кровли;
— реставрация конструктивных элементов памятника;
— вычинка биопоражений и обработка древесины в соответствии с рекомендациями — разборка деревянного моста под башней с заменой его на брусчатое
— покрытие;
— понижение отметок высоты стен;
— восстановление 2-х утраченных венцов повала восьмерика.
3. Моховая башня была возведена в 80-х годах XVII в. при строительстве Сумского острога, занимающего наряду с Кемским и Кольским острогами выдающееся место в военной истории северной России – не раз он становился преградой для неприятелей на западном берегу Белого моря.
С начала XVIII в., после постройки каменной Новодвинской крепости в устье Северной Двины и ростом военно-морского значения Архангельска, оборонительные функции деревянной Сумской крепости постепенно исчезают и она превращается в мирную церковную ограду, на стенах которой устраивались крестные ходы. Со временем крепость приходит в запустение, и к началу XX века из шести крепостных башен сохранились только две. Одна из них была приспособлена под здание колокольни, другая — Моховая башня, была приспособлена Соловецким подворьем для хозяйственных нужд.
В 1931 году директором музея-заповедника Петром Дмитриевичем Барановским оставшаяся часть Моховой башни была разобрана и перевезена в музей-заповедник, где ее конструкции хранились в запасниках более 80-ти лет.
После начала работ в 2003 году по исследованию Башни специалисты- реставраторы долго не могли определить принцип сборки сооружения. Была проведена огромная работа по сопоставлению размеров и маркировки бревен различных периодов существования сооружения. Это было необходимо для сравнения сохранившихся деталей с обмерами более раннего времени, а также для выявления подлинных элементов Башни.
Полученные данные позволили провести реконструкцию памятника на период 1680г., как образец оборонного строительства русского Севера, полностью утраченного к середине XIX — XX веков, и тем самым, воссоздать яркий образца русского фортификационного деревянного зодчества XVII столетия.
Воссозданная Моховая башня Сумского острога будет служить ценным экспонатом в организованном на основе подлинных памятников Музее деревянного зодчества в Коломенском и установлена на территории Этнографического центра, расположившегося в северной части музея-заповедника.

Музей деревянного зодчества в Коломенском

Чтобы логически завершить тему деревянного зодчества в этом туристическом сезоне, расскажу немного о небольшом скансене, который существует в парке Коломенское. Причем существует достаточно давно – с 1927 года, когда создатель музея исследователь памятников русского деревянного зодчества П.Д. Барановский перевез сюда из бывшего села Преображенского хозяйственную постройку конца XVII — начала XVIII вв, сложенную из бревен Преображенского дворца ПетраI. В 1931г из Архангельской области в Коломенское переместили и вновь собрали проездную башню Николо-Корельского монастыря (кон.XVIIв), обнаруженную в ходе Беломорско-Онежской экспедиции под руководством Барановского. Тогда же попала в Коломенское и Моховая башня Сумского острога (Карелия, 80-е гг XVIв), но собрать ее тогда не успели — в разобранном виде башня пролежала 70 лет и вновь была сложена лишь в 2008г. Во II половине ХХ века музейная коллекция пополнилась башней Братского острога, построенной енисейскими казаками в 1654г. Сейчас в башне Сумского острога размещена какая-то экспозиция (не слишком увлекательная, надо признать), остальные постройки доступны для внешнего осмотра. Здесь же неподалеку стоит воссозданная по чертежам XIXв водяная мельница, до которой мы не дошли.
Башня Братского острога (1654г) — на заднем плане виден бочкообразное завершение Герогиевской церкви (см. ниже).
Моховая башня Сумского острога (Карелия, 80-е гг XVIв).
Интерьер верхнего яруса Моховой башни.
Шатер башни — кладка «в реж», позволяющая облегчить вес шатра, крытая тесом.
Проездная башня Николо-Корельского монастыря (кон.XVIIв).
Общий вид Коломенского скансена.
Это уже не скансен, а расположенный на другом конце парка свирепый новодел: восстановленный дворец Алексея Михайловича, разобранный еще в конце XVIIIв.
В 2011 году из архангельского села Семеновское, что на берегу реки Ерги, в Коломенское была перевезена церковь Георгия Победоносца (1685г) — яркий памятник двинской деревянной архитектуры. Здесь ее собрали в несколько ином виде, попытавшись, как сообщает информационный стенд, таким образом вернуть постройке первоначальный вид, который, по мнению реставраторов, она имела до перестройки в начала ХХв. Поскольку переборка храма была проделана недавно, новые бревна еще не потемнели и очень хорошо заметны. Для осмотра (нужно купить билет) доступны также интерьеры: нижний храм, в котором размещена экспозиция из фотографий, рассказывающих об истории церкви, а также ее перевозки на новое место. В верхней церкви можно увидеть остатки тяблового иконостаса, а в галерее выставлены снятые со стен до разборки постройки фрески начала ХХв с изображением евангелистов и центрального потолочного панно.
Церковь Георгия Победоносца (1685г) из села Семеновское. Галерею и крыльцо восстановили на новом месте заново.
На фото Георгиевская церковь до переноса выглядит иначе — нет галереи и крыльца, которые были разобраны в начале ХХв, зато есть довольно обширный прируб со стороны входа. Да и бочковое завершение сейчас иное.
Георгиевская церковь со стороны апсиды.
Между бревнами и каменным основанием положена береста, чтобы дерево не гнило.
На тябловом иконостасе церкви сохранились остатки росписей.
Фрески начала ХХв выставлены отдельно в галереи церкви:
Центральная потолочная роспись — Святой Дух и херувимы.
Евангелист Иоанн Богослов.
Евангелист Матфей и ангел.
Евангелист Марк.
Лик евангелиста написан очень хорошо. Ну и лев, как обычно, замечательный 🙂
Евангелист Лука.
Евангелист Лука и милейший телец.

moscow_walks

Уже два года я живу в Москве, а вот привыкнуть к этому городу до сих пор не могу. Он не перестает удивлять, увлекать и дразнить. В этом огромном мегаполисе есть все, что нужно для жизни и отдыха.
Центр, где бьется бешеный пульс города, тихие арбатские переулки, великолепные музеи, театры и парки. Больше всего я люблю московские парки. Зеленые оазисы дарят горожанам возможность единения с природой, удовольствие от неспешного созерцания водной глади и возможность познакомиться поближе с историей России.
Больше всего мне нравится Коломенское. Мы довольно часто бываем здесь, обошли весь парк вдоль и поперек, но даже и не подозревали о том, что в Коломенском есть музей деревянного зодчества под открытым небом.
Кусочек севера нашей страны, уникальные артефакты русской архитектуры можно увидеть, не уезжая из Москвы.
Что первое приходит на ум любому человеку при упоминании деревянного зодчества? Конечно же Кижи! Я была в этом музее-заповеднике не один раз и всегда оставалась в восхищении от увиденного. Из Петербурга в Кижи ходят теплоходы и мы частенько уезжали прочь из городской суеты, чтобы погрузиться в историю и полюбоваться невероятной красотой суровой северной природы и архитектурного ансамбля.
Но москвичам совсем не нужно покупать билет на теплоход и пересекать Онежское озеро, достаточно просто приехать в Коломенское.
На северо-востоке парка расположен поистине уникальный, самый первый в России музей деревянного зодчества. Оказывается, этот музей был основан в 1927 году, а вот Кижи получили статус заповедника лишь в 1945. Так что Коломенское может по праву гордиться своим музеем.
Петр Дмитриевич Барановский — известнейший архитектор, реставратор и первый директор Коломенского, привез сюда памятники старинной русской архитектуры, которые неизбежно разрушились бы, а здесь они находятся в прекрасной сохранности и мы можем воочию увидеть башни Сумского и Братского острогов, проездную башню Никло-Карельского монастыря и совершенно бесподобную по красоте деревянную церковь Св. Георгия.
На территории парка есть еще несколько архитектурных шедевров деревянного зодчества, не вошедшие в состав музея, это здание медоварни и домик Петра I. Эти постройки находятся на территории Государева двора и именно здесь всегда много туристов, а вот до самого музея деревянного зодчества редко кто доходит, а совершенно зря!
Конечно, в Коломенском работают замечательные, увлеченные своим делом люди. Это счастье, когда встречаются такие экскурсоводы, чьи рассказы не только информативны, но и очень увлекательны. Скажу честно, придя домой, мы сразу же полезли искать фото из Кижей и Суздаля, для того, чтобы сравнить то, что нам посчастливилось увидеть в Коломенском. Я с огромным интересом читаю сейчас о жизни протопопа Аввакума, ведь именно в одной из этих башен раскольник претерпевал свое заключение. Ну, а толчком ко всем наши изысканиям послужило то, что рассказал нам прекрасный экскурсовод Иван Федорин. Очень, очень рекомендую вам попасть на экскурсию именно к нему.

Вот так выглядит сейчас Проездная башня Николо-Карельского монастыря. Вы ничего не узнаете, глядя на нее? Ну как же! Именно эта постройка так любима нашими кинематографистами. Именно здесь снимали фильмы «Андрей Рублев», «Тени исчезают в полдень», «Руслан и Людмила». Представляете? Вот именно здесь! Великолепная натура! И вы можете увидеть это все своими собственными глазами.


Проездная башня Николо-Карельского монастыря когда-то стояла на берегу Белого моря и напоминает нам всем о первом международном морском порте России. Этот шедевр русского деревянного зодчества был создан в 17 веке и перевезен на территорию Коломенского в 1932 году. Если бы не идея перевезти это сооружение в Москву, то он запросто мог бы быть уничтожен. На его месте в тридцатые годы прошлого столетия начали возводить Севмаш, именно там сейчас рождаются на свет мощные атомные подводные лодки.


А вот это уже Моховая башня Сумского острога. Здесь расположен очень интересный музей и можно подняться на второй ярус, откуда открываются чудесные виды Коломенского. Башня эта была построена на средства и по заказу Соловецкого монастыря – одного из крупнейших монастырей России. Монастырь обладал огромными землями, на которых трудились крестьяне, ремесленники, мастера. Его назначение было защищать с моря и с суши землю и угодья монастыря и тех людей, которые эти угодья обрабатывали.

В музее отличная экспозиция, повествующая нам о том, как жили стрельцы в этом остроге. Оказывается, содержать войско для охраны отдаленных уголков России, для царя было накладно и поэтому стрельцы находились на самообеспечении. Они ловили рыбу, били пушного зверя, добывали дичь, охотились, а жалованье им платил монастырь.

Деревянная посуда семнадцатого века.
А это лучины. Посмотрите, как в старину их делали
Лучина горела всего лишь две минуты и чтобы осветить избу необходимо было их постоянно менять, поэтому спать приходилось ложиться очень рано. Глядя на эти предметы, начинаешь ценить все блага цивилизации
Пищаль — оружие стрельцов
Симпатичный рукомойник. В те далекие времена для гигиенических нужд использовали именно такие глиняные рукомойники. А еще была баня, которую надо было топить, что в условиях Севера было проблематично. Жизнь у стрельцов была тяжелая.
А вот что это за деревяшка я долго не могла понять, оказывается, коромысло!
Поднимаемся на второй этаж. Здесь настоящее оружие!
В музей надо идти обязательно! Входной билет стоит всего 100 рублей, а удовольствие вы получите колоссальное.
Башня, на которую указывает Иван Федорин, пожалуй, самая интересная. Помните про протопопа Аввакума? Именно здесь он и томился в заключении, после того, как воспротивился церковным реформам патриарха Никона.
Это башня Братского острога. На месте Братского острога сейчас водохранилище и его воды погребли многие тайны, которые нам никогда уже не узнать, а вот башня эта чудом была спасена и перевезена в Москву.
Взгляните на мельчайшие детали деревянных сооружений. Как это все создавалось? Наши зодчие работали топором и это поистине филигранная работа!
А это невероятно, фантастически красивая церквь Святого Георгия, которая находится в Коломенском совсем недавно. Она была первезена сюда всего лишь несколько лет назад по инициативе Ивана Ильича Глазунова, сына знаменитого художника.
Все мы были буквально очарованы этим храмом. Обязательно побывайте здесь! Зайдите внутрь, рассмотрите внимательно экспозицию, иконы, сохранившиеся фрески. Вы будете поражены красотой! Только учтите, что зимой попасть сюда невозможно, потому что храм этот летний, он не отапливается и на зиму закрывается.

История этого небольшого деревянного храма удивительна. Он был построен на берегу небольшой реки Ёрги, правого притока могучей Северной Двины в ее верхнем течении. Храм стоял в центре Среднепогостского прихода, отдельно от окрестных деревень.
Церковь Георгия Победоносца случайно нашел в заброшенном селе недалеко от Архангельска Иван Глазунов. Десятки лет за сооружением никто не ухаживал, уже без маковок оно стояло в запустении и заросло бурьяном. Все деревни рядом пустовали, там никто не жил, дорог практически не было.
Встал важный вопрос, как перевезти это чудо русского деревянного зодчества с берегов Северной Двины в Москву.
Решено было разобрать храм по бревнышку, сделать специальную маркировку и по частям отправить в столицу, причем переправить храм можно было только зимой.
Взгляните на фотографию. Вот именно так и выглядела та местность, где стояла и разрушалась церковь Святого Георгия.
Затем начался кропотливый процесс реставрации. Руководил процессом известный архитектор Игорь Шургин. Специалистов, работающих над сохранением объекта, ждало неожиданное открытие. Изначально предполагали, что храм построен в XIX веке. Однако позже нашли храмозданную надпись. Она указывала, что церковь возвели еще в 1685 году.
После перевозки и в период воссоздания церкви на территории музея-заповедника была проведена комплексная реставрация: лабораторные исследования, укрепление красочного слоя, восстановление грунта, живописи и лепного декора живописных изображений четырех евангелистов Иоанна, Луки, Матфея и Марка, а также центральной композиции четырех херувимов и Святого духа; лабораторные исследования, укрепление сохранившихся фрагментов наружной живописи и надписей, снятие копий с рисунков, воссоздание рисунков по сохранившимся аналогам.
Проект реставрации завоевал первое место на международной выставке «DENKMAL» в Германии в 2013 году.
Сейчас это настоящая жемчужина русского деревянного зодчества и находится она в Москве. Мы любовались мельчайшими деталями на луковках храма, уникальной росписью крыши и не могли представить, что это чудо могло исчезнуть с лица земли.
Если вы зайдете внутрь храма, то у вас будет уникальная возможность увидеть алтарь, вернее то, что находится за алтарем. Это пространство обычно скрыто от глаз обычных прихожан
.
Но больше всего меня восхитили вот эти фрески. Как они сохранились! И как они прекрасны!
Признаемся, что мы видели немало подобных музеев деревнянного зодчества, но в Коломенском он совершенно особенный. Во-первых, он находится практически в самом центре Москвы, в очень красивом парке и посещение музея можно совместить с приятной прогулкой и отдыхом. Во-вторых, все деревянные постройки, входящие в экспозицию музея — настоящие шедевры и Коломенское может по праву ими гордиться.
Если вы не любите пассивно воспринимать информацию и вам не очень нравится формат обычной экскурсии, то именно для вас придумали в музее квест.
Специально для пытливых и непоседливых любителей старины есть прекрасная возможность окунуться в историю и принять участие в разгадывании тайн старых деревянных башен.
Просто представьте себе, вы приходите в музей большой компанией (от 1 до 6 человек) и покупаете билет за 600 рублей. Вместе с билетом вы получите коды доступа и билеты на экспозиции, посещение которых предусмотрено при прохождении квеста. Нужно внимательно читать описание башен,вникать в вопросы и быстро соображать, чтобы найти правильный ответ. Можно устроить настоящее соревнование и каждый победитель, прошедший квест будет вознагражден! Он получит звание ремесленного звания подмастерья с правом живого словесного описания деревянных средневековых строений.
Мы уезжали из Коломенского с удивительным чувством. Вокруг парка кипит жизнь, современные жилые кварталы плотным кольцом окружили зеленый оазис, совсем рядом пульсирует центр огромного мегаполиса, а здесь, в тени деревьев, притаились настоящие шедевры архитектуры. Эти древние башни и храм, дошедшие до нас из глубины веков хранят столько тайн и загадок. В них заключена история нашей страны.
Приезжайте в Коломенское! Обязательно сходите в музей деревянного зодчества, посмотрите на эти древние стены и подумайте о том, что мы должны передать нашим детям, то что пытается украсть у нас время. Это наша с вами история, наша с вами судьба и мы должны не только знать ее, но и сохранять.
Согласны?
За приглашеие огромное спасибо сообществу moskva_lublu
подробнее о парке Коломенское здесь:Фейсбук, ВКонтакте, Инстаграм
Tags: парки, экскурсии

Оставьте комментарий