Шевали майданы Рязанской обл

История села : Во глубине Рязанских лесов, на берегу реки Мокши, в стороне от главных путей стоит древнее русское село Шевалеевский Майдан. Село это в прежние времена было преогромным — более тысячи дворов, мельница, маслобойка, кузница. Вкруг деревни поля засевные и огороды хозяйские, ещё далее — земли для покоса. Кормила земля Шевалевская многие поколения сельчан. Да и сейчас село не уступило времени свою территорию. Раскидисто располагает оно свои концы в разных направлениях. И каждое из них имеет своё название : Базар, Гора, Пертовка, Вышвырка (самый дальний конец), Козловка, Куток. Главная улица широкая и длинная (Базарною зовётся и сейчас), где стояли дома самые богатые и самые красивые, исходила от начала села, с одним извивом проходила через всё и кончалась у реки, у Мокши. Да может и не кончалась, может подныривала под неглубокою рекою и на другом берегу рассыпалась на многие тропинки, ведущие к лесу. И ежели следовать дальше, то поведут-повлекут пасынки деревенского тракта через луг с травою выше плеч прочь от деревни. К болотам бы вывели в прежние времена шествующих по полю сему. Здесь в чистейших и тишайших местах собиралася родниковая сила проходящей мимо реки, питала и её и луга ближайшие. В обход болот приходилось пускаться, чтоб добраться до леса густого и тёмного. С деревенского берега он кажется чёрно — синим, сплошной стеною по всему видимому горизонту стоящим. Над ним всегда, во все погоды стоит то дымка, то туман, то марево. Дышит он как бы своей атмосферою, вглядывается в муравейник на том берегу, думает что-ли? Наш земной Солярис. А хранит он в себе богатства природные, издревле питающие крестьян ближайших деревень. Выходили оттуда в голодное время дикие звери поживиться чем — нибудь у людей. Поэтому крайние избы поселения всегда были рубежом оборонным. И частокол у них повыше — покрепче, и собаки потушистее — позлее. Выходила на луга из — под власти отца — покровителя лесная земляника. Своим чудным, нежнейшим ароматом в июле месяце неодолимо влечёт к себе людей с деревенского берега. Но высокая, густая трава покровно скрывает красные капельки ягод. Так что любителю — сладкоежке ползать приходится на коленах, не вставая и даже не разгибаясь, волоча за собою лукошко. Всё это предлесье лишь подступ к другому миру, где нет простора и широкого огляда, нет легкомысленных ветров и все крайности природы — ливни, жара и ураганы значительно ослаблены. Да и встречает лес и случайного путника, и грибника с охотником как-то настороженно. Недоверчиво всматривается он в захожего или заезжего человечека, густо и сердито шумит где-то вверху. И неизвестно совсем: будет ли удача в путешествии или скроет свои богатства лес и вернёшься домой ни с чем. Неместному надобно приспособиться к новой обстановке и мысленно, и действиями своими соответствовать. Тогда-то и наступает хорошо ощутимая гармония в душе и на сердце человека. Но гуляя или промышляя по лесу никак не чувствуешь себя хозяином подобревшей к тебе природы. Ещё примечательность этой деревни. Расположена она на сильно пересечённой местности : на холмах, да на пригорках, вдоль и по краям оврагов, на берегах протекающих по деревне больших ручьёв. А названья у них не совсем или слишком русские — Шева и Лея. Стремительное их течение меж крутых и высоких косогоров по песчаному с пластами голубой глины дну оканчивается у Мокши, делая завихрения и водовороты в реке. В жаркое время в месте впадения ручьи охлаждают реку, в прохладное — согревают. Во все времена и посейчас деревенские упорно называют свои ручьи реками. В этой традиции древняя почтительность к некогда, наверное, полноводным и опасным своим сильным течением рекам — ручьям. Когда деревня была полна детворою, то частенько находили пацаны карманную и бытовую мелочь в песке. Самая древняя находка — французская монета с профилем первого императора. Вот и название своё деревня составила из всех своих главных примечательностей. Шевалеевский Майдан. Рядом есть и другие Майданы, ближайший из них — Поляковский. Майдан — древнейшее русское слово. По Далю это — площадь, место, поприще. А также на возвышенности смолокурня, дегтярня, поташня. Соборное место, торг, базар. Городище в лесу или где лес был. Известна и история села, сохранённая в пересказах жителей села. Издревле сельцо было набегное. От неурядиц жизни и от крепости помещичьей бежали сюда люди с разных мест. Неизвестно почему, но с сих мест выдачи беглых не было. Находили тут приют и покой, работали, обрастали хозяйствами. Строго смотрел с холма у реки помещичий дом на заречных крестьян и завидно было крепостным помещика. Да власти-то особой не было. Может от того и название пропавшей во времени помещичьей усадьбы и его села обозначилось в то время как Сычёвка. Недовольные, дескать, они, на нас осерчалые.. А деревня пополнялась людьми самыми различными. История их протянулась тоненькой, теперь уже совсем слабенькой и почти обрывистой ниточкой и выразилась в так называемых уличных фамилиях обитателей. А значит это, что помимо зарегистрированной в метриках фамилий имелась ещё одна, которой прозывалось всё крестьянское семейство, живущее купно, одной семьёю в доме своём. И была эта уличная фамилия основною! Подлинные фамилии своих односельчан многие и не знали, ни к чему это было. Среди них своеобычные — Миняковы, например. Был в старое время глава семьи, уважаемый в деревне, хозяин крепкой руки дед Миша или Миня. И сто лет после него его прямые потомки по мужской линии и незамужние девицы были и есть Миняковы. То же и Макурины — потомки коневода Макара, слетевшего с проворного жеребца и сломавшего себе шею. Кабановы — фамилия эта образовалась также много лет назад, когда их общий предок, родившийся на свет, удивил повитуху своей крепостью, круглостью и весом. И в похвалу роженице и младенцу она сказала : «Вот-де какой кабанчик родился!». И уж давно помре старый Кабан, а любой из рода его, приезжая в деревню вновь становится Кабановым. Иные деревенские обыватели с признаками другого народа или может в характере и повадках что-то было ярко примечательное. Жидовкины до сих пор прозываются так и живут. Цыгановы — гаснущая память деревни не сохранила и здесь происхождение её. Но в одеждах потомков, против местных обычаев и традиций, по сию пору присутствуют яркие тона. У мужчин какие-то шаровары неместного кроя, у женщин широкие цветастые юбки, давно незолотые цепочки и кулончики на шеях и запястьях. Есть и причудливо-смешные и с совсем уж затерянным смыслом, как то : Январичевы или Январи, Кандяевы, Дристуновы, Аряевы, Магены, Филипповы. Последняя далась семье по деду, долгожителю и лицу весьма значительному в деревне советского периода. К тому же он единственный нарисовал сельскую церковь масляными красками на холсте.(смотри фотоальбом Шевали-майдан) Это изображение до сих пор сохранно в его доме. А церковь та в 36 или 37 году, как и многие в России того времени была разрушена до основания. Поломали свои же. Отсекли крест с церкви и островершек c колокольни, порушили купола. Один из них на радостях отплясывал на казнённой церкви. Да что-то быстро сплясался. Через короткое времечко отнялись у него ноги, а потом и сгиб совсем. Другой и третий — активные участники разрушательства также до сроков своих не дожили, вроде не болели, а как-то постепенно зачахли. Из всех рассказов старожилов деревни этот самый подробный и точный в деталях. И фамилии потомков известны, да злобы и обиды никогда к ним не было. А ещё была часовня в центре села на Базарной улице. И всякий, кто шёл на трудное крестьянское дело или в отхожий промысел, останавливался, отвешивал поклоны, просил Господа о поспешествовании. Но какой она была никто уже не помнит. И так беспамятно, наощупь, по наитию и вдохновению ставят на месте сём, древнем и до сих пор свободном, потомки своих далёких предков новое строение. Все официальные разрешения и регистрации получены, благочинный Сасовского района освятил закладку храма, усилиями жителей деревни, потомков живших здесь крестьян и приезжего люда, построены стены и крыша будущей часовни. Вера в праведность дела нашего обретает зримые черты. Впервые за последние десятилетия — стала ремонтироваться дорога, приезжает школьный автобус, родился первый младенец! Трудное и долгое дело возрождения требует от нас посильных жертв и усилий. Обращая взоры в историю самого дальнего села и государства Российского мы видим как многие поколения русских людей преодолевая последствия войн, неурожаев, моров, тирании от своих и иноплеменных донесли до нас свою веру и сохранили землю. Потери последних десятилетий, может быть самые значительные по глубине и охвату. Но и они будут преодолены. И начало этому — строительство и в душе и на земле своих храмов и часовен, провожавших на работу и в путь крестьян тех далёких времён. Шевали-Майданы: Расположено в 27 км к северо-востоку от райцентра, в устьях временных водотоков Дудкино и Лейский, левых притоков р. Мокши. По 3-й ревизии 1764 года населенный пункт записан как деревня Шевалевский Майдан. По 10-й ревизии 1858 года упоминается как село Шевалевский Майдан (Шевелевские Буты). В «Полном географическом описании нашего отечества» за 1902 год (с. 336) село упоминается как Шевалевский Майдан (Нижние Буты). Слово «майдан» затруднений не вызывает, в русский язык оно пришло из тюркского языка. У тюркских народов оно означает «городскую площадь, преимущественно базарную», то есть место, где собирается народ. Тут все понятно. А вот слово «шевали» местные жители объясняют по-разному. Одна из версий – шевали происходят от слияния двух слов, точнее, названий двух речек: Шевки и Валки. В географическом плане село расположено между двумя речками. То есть Шевали-Майдан – это площадь между Шевкой и Валкой. В другом случае «шевали» – это искаженное «шебалы», «шебали», что в переводе с финно-угорских языков означает «поношенная одежда, ветошь». Только за крайнюю бедность и нужду могли получить жители села такое название. Первоначально здесь были поселены семьи крепостных бобылей, то есть самых маломощных крестьян. Перевели их сюда из других деревень, как наиболее дешевую рабочую силу для промыслового выжигания древесного угля и производства поташа. И еще одна версия. В «Историко-топонимическом словаре» Е. М. Поспелова (М., 2000, С. 194) упоминается г. Шавли (ныне г. Шауляй, Литва). До 1917 года он носил название Шавли, Шавле. По одному из предположений название происходит от литовского szawle – «возвышенное место». Левошин Н. Н. ГАРО Ф. Р – 6713, Оп. 1, Д. 35, Л. 66 Ванин А. А. Шевали-Майданы. // Рязанская энциклопедия. – Рязань, 2000. – Т. 2. – С. 658; Шевали-Майданы, Сасовский район: Загадки названий (материалы к рязанской энциклопедии по топонимике). // Приокская газета. – 2000. – 16 августа; Бабурин А. Запись со слов уроженца села Шевали-Майданы Разживина В. С. Запись сделана 24 февраля 2000 г. Шевали-Майданы — село в Сасовском районе Рязанской области России. Входит в состав Трудолюбовского сельского поселения. В селе действует фельдшерско-акушерский пункт, библиотека. География Расположено в 27 км к северо-востоку от райцентра Сасово, на левом берегу реки Мокши, высота над уровнем моря 113 м. Инфраструктура Население В 2007 году в селе 56 дворов, 101 житель, на 1 января 1996 года — 195 жителей, в 1990 году — 276 жителей. В 1764 году в Шевалях-Майданах было 108 дворов, 267 мужчин и 256 женщин экономических крестьян. В 1858 г. в селе имелось 196 дворов, 1586 душ обоего пола государственных крестьян. В 1882 — 323 дворов, 964 мужчин и 942 женщин. В начале XX века в деревне 2300 жителей, 2 церкви, лавки и базары. В 1986 г. было 280 жителей, отделение совхоза «Майдановский», клуб, школа, столовая, магазин, библиотека, склад ГСМ, картофелехранилище, пилорама, артезианская скважина, несколько колодцев. История Зарегистрировано в Тамбовском архиве. Свое летоисчисление начинает во времена разгрома крестьянского восстания, предводимого Степаном Разиным в 1647 году. Село государственное. Национальностей много: русские, украинцы, татары, цыгане, белорусы, мордва. Имело 2 церкви: деревянная(холодная), каменная(зимняя). По данным Сасовского архива (амбарные книги) 1947-49гг в селе насчитывалось 669 домов. Во время участия в Великой Отечественной войне на родину не вернулось 260 жителей села.

Оставьте комментарий