Памятник баженову и казакову

Содержание

Царицыно

Местность на территории современного Царицыно известна с конца XVI века как вотчина царицы Ирины, сестры Бориса Годунова. Тогда здесь стояло село Богородское. Но в смутное время от него остались только каскады прудов.

От усадьбы к дворцово-парковому ансамблю: архитектурно-историческая шпаргалка

Вскоре у этих мест появилось новое имя — Черная грязь. Люди верили, что здешние источники и грязи помогают справиться с любым недугом, поэтому земли недолго пустовали. В 1633 году Черная грязь перешла во владение бояр Стрешневых, родственников супруги Михаила Романова. А по окончании Прутского похода в 1714 году Петр I подарил эти земли молдавскому князю Дмитрию Кантемиру за помощь в борьбе с Турцией. Новый владелец в 1722 году на месте деревянной церкви поставил каменный однокупольный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и построил деревянный дворец в китайском вкусе.

Но слухи о целебных грязях дошли и до Екатерины II. Очарованная красотами этой местности весной 1775 года она купила деревню Черная грязь. Императрица заплатила за усадьбу 25 000 рублей, хотя князь Кантемир готов был отдать ее за 20 000.

Мое новое владение я назвала Царицыным и, по общему мнению, это сущий рай. На Коломенское никто теперь и смотреть не хочет…
Представьте берег, покрытый большим лесом, и ее величество с лакеем, переезжающую ручей на пароме. Перед нею низменность, покрытая кустарником, где вы поместите фазаньи клетки, прудок, оканчивающийся плотиной, осененный высокими ивами, и между ними открывается еще более значительный пруд, которого один берег, крутой, занят разбросанными по нем маленькими деревеньками, а другой, с незаметным склоном, представляет вашему взору поля, луга, букеты лесов и отдельные деревья; налево от плотика тинистый ручеек зарос лесом, который постепенно возвышается амфитеатром. Ну, представьте же себе все это, и вы будете в Царицыне…

Вскоре Екатерина отправилась осматривать поместье. Князь Потемкин приложил немало усилий, чтобы оно произвело на императрицу хорошее впечатление: на прудах устроили пристани, в глубине парка поставили шалаш, где подали полдник, крестьянские девушки в ярких сарафанах водили хороводы, юноши соревновались в силе и ловкости, специально отобранные косари-молдаване в косоворотках косили траву, а бабы и девки сгребали сено. Вечером на прудах устроили фейерверк. Екатерина была довольна.

Императрица заказала Василию Баженову проект подмосковной увеселительной резиденции. Она высказала несколько пожеланий: постройка в мавританском или готическом стиле и пейзажный парк.

Путеводитель по архитектурным стилям

В начале 1776 года проект был готов. Баженов старался сохранить существующий ландшафт, разделив усадьбу на дворцовую, садовую и парковую зоны. Он запланировал строительство целого городка: в центре разместил 5 дворцов для Екатерины и ее сына Павла с семейством, а вокруг них — россыпь построек для придворных, домиков для прислуги, павильонов. Ансамбль дополняли мосты, декоративные строения и Кухонный корпус. Проект строился по принципу «поэзии геометрии» — из разнообразных геометрических фигур: шести и восьмигранные павильоны, полукруглый Малый дворец, квадрат со скругленными углами Кухонного корпуса. При этом главный дворец состоял из трех самостоятельных корпусов: центрального с парадными залами (Большой Кавалерский корпус), правого и левого с личными покоями императрицы и наследника.

Екатерина II одобрила проект Баженова, и уже в мае 1776 года началось строительство. Но уже к концу года возникли сложности со стройматериалами и финансированием. В результате строительство растянулось на 10 лет вместо запланированных трех. Чтобы не останавливать работы, Баженов брал кредиты на свое имя и вел стройку за свой счет. Из-за этого архитектору пришлось продать дом в Москве вместе со всей обстановкой и библиотекой. Но все равно к 1784 году на Баженове числилось 15 000 рублей долгов.

Я со всеми моими собранными силами и ревностию, чтобы угодить монархине нашей рвался, мучился и построил весьма много, в обоих порученных мне местах. Но что же теперь со мною делается: получено только денег сначала в марте пятьдесят тысяч, коими кое-как удовольствованы были поставщики и подрядчики. Взойдите, милостивый государь: возможно ль столь огромное здание строить столь малыми деньгами… Штукатуры с триста человек… ряжены по контракту за 8450 рублей, а выдано им только 2450 рублей, но, когда они получат шесть тысяч рублей, еще неизвестно. Сим бедным надо идти по домам своим — что они принесут женам и детям!…
Бедные плотники, кузнецы, печники, столяры, и всякие другие мастеровые все терпят. Но и я принужден занять на себя еще пять тысяч рублей и те все истратил на крайние надобности по строению. Со всем тем еще приступают, просят и мучить будут поставщики, да и все не отступают и не дают нигде мне прохода… моего терпения более нету: я принужден буду бежать из Москвы к вам; оставлю жену, детей в болезни, из коих сына одного уже и похоронил на сих днях.

За время строительства Царицыно архитектор написал много писем с мольбой о выделении финансирования. Недостающую сумму все-таки выделили, и все запланированные постройки, кроме Конюшенного корпуса и башни с часами, были завершены. Начались отделочные работы.

В первых числах июня 1785 года Екатерина II приехала в Москву и отправилась осмотреть Царицыно. Вердикт императрицы был суров: здесь невозможно жить, лестницы узки, потолки тяжелы, комнаты и будуары тесны, залы, будто погреба, темны. Она приказала все уничтожить и разработать новый проект главного дворца. Баженова от строительства отстранили, а новым архитектором назначили его ученика Матвея Казакова.

Исследователи полагают, что истинными причинами отстранения Баженова стали его принадлежность к масонам и тайные контакты с цесаревичем Павлом. В 1784 году архитектор прошел обряд посвящения по поручительству Н.И. Новикова и выполнял роль посредника между московскими масонами и Павлом. Попутно Баженов зашифровал масонские эмблемы в декоре Царицынских построек, поэтому Царицыно называют «архитектурным справочником» масонской символики XVIII века.

Но в 1785 году императрице донесли о деятельности московских масонов, и она решила пресечь это на корню. Также в одинаковых дворцах для нее и цесаревича Павла Екатерина увидела намек на узурпацию российского престола. Но это лишь одна из тридцати версий случившегося.

В феврале 1786 года Казаков подготовил новый проект Большого дворца. Он попытался сохранить выбранный Баженовым стиль, но сделал дворец доминирующим элементом застройки. Императрица проект одобрила.

Символика в архитектуре: о чем расскажут фасады зданий?

Все это время Баженов пытался вернуть расположение Екатерины и даже разработал новый проект. Но второго шанса архитектору не дали, и в январе 1786 его на год отстранили от должности для поправления здоровья. Для Баженова вторая после неосуществленного проекта Кремлевского дворца грандиозная неудача стала причиной душевного кризиса. К должности придворного архитектора при Екатерине он так и не вернулся.

В марте начали разбирать покои Екатерины и цесаревича Павла. А в конце 1780-х императрица потеряла интерес к своей подмосковной затее и перестала выделять деньги на строительство. На завершении ансамбля настаивал лишь Григорий Потемкин. В 1790 году строительство остановилось из-за русско-турецкой войны, а в октябре 1791 года умер Потемкин.

В 1793 Екатерина II предприняла попытку достроить Царицыно и приказала наполовину построенный дворец уменьшить на один этаж. А в ноябре 1796 императрица скончалась. К тому времени строительство Большого Царицынского дворца завершилось вчерне, и здание покрыли временной крышей. Начались отделочные работы: 17 помещений дворца имели паркетные полы и отделку потолков. В остальных постройках отделкой еще не занимались.

Павел I посетил Царицыно в марте 1797 года и приказал остановить работы. Больше строительство не возобновили, и во дворце так никто и не жил.

Недострой быстро пришел в запустение, и уже в начале XIX века постройки начали разрушаться и зарастать зеленью. Только Иван Еготов завершил формирование пейзажного парка: поставил на месте нескольких деревянных каменные павильоны и беседки, устроил аллеи и мостики, насыпал искусственные острова на Царицынских прудах, приспособил некоторые баженовские строения под чайные домики. Это сделало Царицыно популярным местом пикников и прогулок.

В 1860 году императорская семья обнаружила, что содержание усадьбы Царицыно не приносит доходов. Ее передали в Департамент уделов. Парк хотели продать, но покупателей не нашлось. Тогда часть царицынских земель отдали в аренду под дачи. Но если некоторые здания арендаторы хотя бы иногда ремонтировали, то состояние бесхозных дворцовых построек только ухудшалось. В 1880 году на Большом Царицынском дворце частично обрушилась крыша. Тогда ее окончательно разобрали, а здание законсервировали.

21 июля 1927 года в здании Третьего Кавалерского корпуса открылся музей Царицыно. Но уже в 1930 его переименовали в «Ленинский краеведческий музей садово-огородного района», а в 1937 году закрыли. В Хлебном доме в начале 1920-х годов стихийно возникли коммуналки. Они просуществовали до 1970-х. А храм в Царицыно закрыли еще в 1939 году. В его здании устроили трансформаторную подстанцию.

В 1936 появился проект приспособления усадьбы под дом отдыха, но помешала Великая Отечественная война.

В феврале 1984 года Царицынский ансамбль передали в ведение Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР. В 1993 его переименовали в Государственный музей-заповедник «Царицыно».

Началась научная реставрация усадьбы. А в 2004 году музей-заповедник перешел в ведение города, и в Царицыно развернулись работы по восстановлению Большого дворца и реконструкции ансамбля и парка.

Это вызвало много споров и критики, особенно в отношении крыши, которая при Казакове напоминала «крышку гроба». Тем не менее, восстановленный дворцово-парковый ансамбль Царицыно стал очень популярным и с ноября 2007 года работает круглосуточно. Также в Царицыно есть поющий фонтан, а в теплое время курсируют экскурсионные электромобили.

В ансамбле парка доминирует Большой Царицынский дворец. Сейчас там музей. О назначении остальных построек нам остается только догадываться, так как это нигде не описано.

Три здания называются «Кавалерскими корпусами». Они появились в XIX веке, и уже тогда их назначение было неясным. Постройки раскрывают смысл баженовской «поэзии геометрии»: круглый зал Третьего Кавалерского корпуса выходит наружу в виде полуротонды, Второй Кавалерский корпус восьмигранный, а маленький Первый Кавалерский корпус построен углом.

Хлебный дом (Кухонный корпус) получил название по двум горельефам-эмблемам в виде каравая с солонкой на фасаде. Над ними размещается вензель из букв «Х» и «С» (хлеб-соль). «С» имеет форму калача, а «Х» напоминает скрещенные линейки — масонский символ. Площадь Хлебного дома более 4 000 м2, так как в цокольном этаже планировалось разместить погреба и ледники. Сейчас здесь выставочный зал.

Галерею между Хлебным домом и Большим дворцом Баженов построил в 1784-1785 годах. Она не несет никакой функциональной нагрузки. Некоторые считают, что галерея связывала Кухонный корпус и дворец (например, для подачи блюд к столу), но в зданиях нет и никогда не было выходов на галерею.

В документах Баженова есть «Дворец напротив боку садового». Он же — «Средний дворец» или «Оперный дом». Последнее название появилось в XIX веке и связано, вероятно, с планировкой здания. Но несмотря на это, музыка там никогда не звучала. Лишь после реставрации в здании стали проводить концерты.

А вот Малый дворец предназначался под личные покои императрицы. Площадь этого здания с вензелем Екатерины II невелика — около 200 м2.

Большой мост задумывался как парадный въезд. Но его строительство было непростым делом, так как в этом месте оказалось огромное количество ключей. Они размывали грунт, поэтому пришлось поставить мост на сваи.

Для въезда со стороны Шипиловских прудов поставили Фигурный мост. Он напоминает готическую стену с башнями.

Возникновение самой романтичной царицынской постройки продиктовано модой начала XIX веков на сооружение в парках и садах искусственных руин. Но легенда связывает появление башни-руины с судьбой княжны Таракановой.

Когда Алексей Орлов по заданию Екатерины II отправился в Италию за княжной, с ним поехал художник. На Ионических островах он набросал несколько эскизов с развалинами древней крепости. После возвращения в Петербург рисунки попали к императрице, и она распорядилась построить в Царицыно руину с бельведером по одному из набросков. Но на самом деле башню построили по проекту Еготова намного позже.

Беседку «Храм Цереры» также построил Еготов. Там поставили статую богини плодородия с серпом и снопом колосьев в руках. Сноп позолоченных колосьев также увенчал купол беседки. Отсюда второе название — «Золотой сноп». Статуя Цереры пропала в середине XIX века, а в 1927 году на ее месте поставили скульптуру из подмосковной усадьбы Лукино. Но и она исчезла. Сейчас и беседка, и статуя восстановлены.

А павильон «Нерастанкино» Еготов поставил в 1803-1804 годах на смотровой площадке на холме у Верхнего пруда. На пруду также устроили искусственный остров с аркой-руиной. С начала XIX века за павильоном закрепилось второе название — Храм меланхолии. А название «Нерастанкино» обычно связывают с фразой «не расстанешься», имея в виду, что гостям трудно расстаться с красотами Царицыно.

Говорят, что… …Царицыно трижды проклято. Соломония Сабурова, которая не могла подарить наследника своему мужу, прокляла род Глинской и деревню «Черная грязь» за то, что она стала второй женой Василия III, когда Соломонию насильно постригли в монахини.
Второе проклятье наложила дочь Дмитрия Кантемира Мария, когда Петр I насильно сделал ее своей любовницей и не позволял выйти замуж.
Третий раз Царицыно проклял отстраненный от строительства Баженов. Он обратился к молдавском колдуну Ионэ, который «посеял» на земле заговоренную соль. После этого долго здесь ничего не могли построить: пожары уничтожали здания, постройки рушились, а люди умирали раньше времени.
…после отставки от строительства Баженова изгнали и из масонской ложи. Не выдержав позора, архитектор повесился в одной из беседок Царицыно. Но на самом деле Баженов возвел еще несколько зданий при Павле I.
…на территории Царицыно сохранились курганы вятичей. Их поселение находилось на берегу речки Язвенки. Но то, что посетители парка видят сейчас (холмы со скульптурами богов и информационными стендами) — лишь стилизация.
…на даче в Царицыно Леонид Андреев познакомился со своей будущей женой Александрой Велигорской.
…есть в Царицыно и загадочные подземелья, связывающие гроты с островом русалок, и даже мост Троллей. Проходя по нему, можно услышать таинственные звуки. Много лет из уст в уста передают рассказ о пропавшей на мосту женщине, поэтому строго-настрого запрещают переходить по мосту ночью, чтобы не попасть в лапы троллям.

Царицыно на фотографиях разных лет:

А что вы знаете о парке и усадьбе Царицыно?

Усадьба Царицыно

Грандиозный екатерининский долгострой, задуманный как царский подмосковный комплекс, так и не послужил своему предназначению. Зато, спустя века, стал одной из главных достопримечательностей Москвы, любимой туристами и горожанами.

Большой дворец после реконструкции wikipedia.org

В XVII веке на месте усадьбы Царицыно находилось село с неромантическим названием «Черная грязь», первыми хозяевами которого были бояре Стрешневы, родственники жены царя Михаила Федоровича Романова. В 1684 году владение переходит в собственность к Алексею Голицыну, фавориту царевны Софьи. Голицыны начинают здесь строительство княжеской усадьбы, в память о тех временах в заповеднике сохранился Верхний царицынский пруд.

После Стрелецкого бунта и низложения Софьи имущество князя Голицына было конфисковано.

Петр I жалует «Черную грязь» своему сподвижнику молдавскому князю Дмитрию Кантемиру. У его потомков императрица Екатерина II и выкупает владение в царскую собственность. Случилось это весной 1775 года. Тогда Великая Екатерина много времени проводит в Москве в своей резиденции в «Коломенском». Во время одной из конных прогулок она очаровывается красотами имения «Черная грязь» и решает немедленно приобрести усадьбу. «Коломенское», которое на тот момент было парадной царской вотчиной, императрица не любила, считая, что угодья не соответствуют венценосному статусу. Купчая совершается в считанные дни, щедрая Екатерина платит за земли больше, чем просит владелец: 25 тысяч рублей вместо 20.

С этого времени и начинается история строительства Царицыно. Кстати, название для новой императорской резиденции властительнице подсказывает ее фаворит князь Григорий Потемкин. А вот выбор архитектора – исключительно решение Екатерины. Разработать проект царской усадьбы поручено придворному зодчему Василию Баженову, которому императрица выказывает особое расположение, называя его в письмах не иначе как «мой Баженов». К тому же, архитектор незадолго до этого зарекомендовал себя, построив на Ходынском поле временный «сказочный город», где проходили торжества по случаю окончания Русско-Турецкой войны.

Задание венценосная заказчица формулирует емко: «разработать проект подмосковной увеселительной резиденции в мавританском или готическом вкусе и обустроить парк как пейзажный».

Стоит отметить, что в XVIII веке Просвещения готика противопоставлялась классицизму, воспринималась как варварский средневековый стиль. И поэтому в чистом виде готическую постройку представить было нельзя. И Баженов создает особый род архитектурных фантазий, в которых средневековые стили проступают как метафора, наводящая на размышления о «готическом» вообще.

Василия Баженова принято считать основателем русской, или псевдоготики. Это направление в архитектуре, основанное на сочетании европейской готики и московского барокко. Наиболее показателен баженовский почерк в сохранившихся царицынских мостиках и Хлебном доме. Кстати, проект такого масштаба был в новинку для русского архитектора, обычно это доверялось иностранцам.

В короткие сроки Баженов разрабатывает планировку городка: в его центре располагались пять дворцов для Екатерины и ее сына цесаревича Павла, вокруг — целая россыпь построек для придворной знати, домиков для прислуги, павильонов. Ансамбль дополнялся мостами и декоративными постройками, а также Кухонным корпусом. Главных же дворцов по первоначальному замыслу было два, один — для Екатерины, второй — для наследника. Задумывались они как совершенно одинаковые.

На макете в современном парке Царицыно изображено то, что успел возвести Баженов.

Екатерине II представленный проект понравился, и в мае 1776 года началось строительство, которое императрица велела завершить за десять лет.

Верхний Царицынский пруд wikipedia.org

Сначала работы шли хорошо. Первым был построен Фигурный мост, названный так из-за кирпичной фигурной кладки. А также были заложены три здания вдоль Березовой аллеи: Малый и Средний дворцы и Третий кавалерский корпус.

Однако уже к концу года начались неурядицы со стройматериалами и финансированием. Баженов писал бесконечные письма чиновникам, выясняя причины затруднений и объясняя свое незавидное положение. Чтобы строительство не останавливалось, архитектор был вынужден брать кредиты на свое имя. В итоге ему пришлось продать семейное имение и дом в Москве. Оказалась семья Баженовых не на улице — в казенном домике в Царицыно.

Так или иначе, а к 1785 году строительство было практически завершено. Тогда же в сопровождении немногочисленной свиты нагрянула с проверкой Екатерина II. Визит ее был неожиданным, поездка планировалась на июль, но по приглашению московского генерал-губернатора правительница пожаловала в Первопрестольную раньше, в начале июня. В Царицыно императрица въехала не с парадной стороны, где Баженов продумывал архитектурную панораму, а окольными путями. Первое впечатление было испорчено. Осмотр же Екатериной главного императорского дворца и вовсе привел к катастрофе. Монарший вердикт был суров: «деньги на строительство затрачены понапрасну», «залы очень маленькие», «потолки низкие» и вообще строение «похоже на гроб».

Спустя несколько месяцев после визита императрицы из Санкт-Петербурга пришло распоряжение о сносе главного дворца до основания, отстранения Баженова от работ и строительстве нового дворца по проекту архитектора Матвея Казакова.

Фигурный мост wikipedia.org

Историки до сих пор пытаются понять причину монаршего гнева. Есть предположение, что царицу смутило обилие в дворцовом декоре масонских знаков. Как известно, архитектор Баженов был масоном. Масонская ложа высказывала приверженность будущему наследнику Павлу, с этим могло быть связано неодобрение императрицы, которой повсюду чудились заговоры. Предполагают также, что венценосную особу задела одинаковость дворцов для нее и Павла.

— На мой взгляд, причины недовольства Екатерины были гораздо более прозаическими, — говорит москвовед Ирина Левина. — Помещения во дворце действительно были невелики, большие залы не предусматривались. За долгое время постройки усадьбы изменилась мода. К тому же, в это время уже шла война с Турцией, и голова у царицы была занята другими вопросами.

Как бы там ни было, а для бывшего придворного архитектора Баженова разрушение дворцов стало настоящей трагедией. Десять лет напряженной работы, ставшей делом его жизни, обернулись профессиональным крахом. Зодчему так и не удалось вернуть расположение императрицы, и дальнейшая его судьба сложилась незавидно.

Чертеж архитектора Василия Баженова. Фасад Третьего Кавалерского корпуса wikipedia.org

Зимой 1786 года новый архитектор Царицыно Матвей Казаков подготовил проект Большого дворца, и он был одобрен Екатериной, впрочем, уже охладевшей к идее строительства подмосковного комплекса.

Для Казакова царицынское строительство не было любимым детищем, как для Баженова. Архитектор был занят также другими делами, и строительство нередко велось его помощниками. Матвей Казаков в своем проекте попытался по возможности сохранить избранный Баженовым стиль, основанный на традициях московского зодчества XVII века, но тем не менее новый дворец входил в противоречие с существующей застройкой. В то время набрал силу классицизм, и казаковский дворец, согласно тенденциям, приобрел трехчастное деление и монументальные пропорции.

Старания нового зодчего, как и его предшественника, не были оценены по достоинству. Екатерина II умирает, так и не дождавшись окончания строительства усадебного комплекса, а взошедший следом на престол Павел I к проекту равнодушен. При нем не только Царицыно, но и все подмосковные царские резиденции приходят в запустение.

В 1803 году Александр I открыл Царицыно для летних загородных гуляний москвичей. А спустя несколько десятилетий недалеко от дворцового комплекса началось строительство дач. После того, как в 1865 году была открыта станция «Царицыно» новой Курской железной дороги, окрестности имения довольно быстро стали популярным дачным местом. В разные годы здесь бывали многие знаменитые писатели: Федор Достоевский, Антон Чехов, Леонид Андреев, Андрей Белый и другие. Иван Бунин оставил воспоминания, где описал свое знакомство с будущей женой Верой Муромцевой в великолепных царицынских местах.

Хлебный дом (Кухонный корпус) wikipedia.org

В первые годы Советской власти «историческое» Царицыно наряду с ближайшими деревнями вошли в поселок Ленино. В 20-ые годы впервые открывается музей Царицына и проводятся реставрационные работы. Впрочем, некоторые постройки усадьбы ждала особенная судьба. Так, в Хлебном (Кухонном) доме возникли коммуналки, которые просуществовали там до 1970-ых годов.

Масштабные работы по реконструкции дворцового ансамбля и парка, результат которых мы видим сегодня, начались в 2005 году. Тогда возникли многочисленные научные споры, и волна протеста среди обычного населения против проекта реставрации Большого дворца Казакова. Постройка находилось в полуразрушенном состоянии с временной кровлей вместо крыши, ведь архитектор так и не завершил строительство дворца. Защитники исторической достоверности предлагали сохранить здание в таком виде. Но мэр Москвы Юрий Лужков настаивал на том, что заповеднику нужен музейный комплекс, и для его размещения все равно понадобится масштабное строение. В результате руинированный казаковский дворец превратили в современный музейный комплекс, там были воссозданы интерьеры, которых в законченном виде никогда не существовало.

Большой дворец до реконструкции. 2000-ые wikipedia.org

Сегодня усадьба «Царицыно» — одно из любимых мест москвичей, с живописной природой, многочисленными прудами, чудными мостиками и аллеями. Территория заповедника делится на парковую и дворцовую части, условной границей между которыми служат Фигурные ворота, возведенные горе-архитектором Баженовым. Из баженовских построек в парке также сохранились Фигурный мост, Малый и Средний дворцы, Хлебный дом, предназначавшийся для парадных обедов императрицы.

А самое старинное здание комплекса — Церковь Иконы Божией Матери, выбивающаяся из красно-белого дворцового ансамбля. Она появилась здесь еще при князьях Кантемирах в середине XVIII века. Архитектор Баженов сохранил ее только в качестве ориентира на местности, который был необходим во время строительства. Ему и в голову не приходило, что церковь переживет его собственный грандиозный проект.

Храм иконы Божией Матери wikipedia.org

Оставьте комментарий