Воронья гора в красном

Панорама Воронья гора. Виртуальный тур Воронья гора. Достопримечательности, карта, фото, видео.

Воронья гора — холм высотой 147 м над уровнем моря, расположенный в Красносельском районе Санкт-Петербурга, близ которого находится железнодорожная платформа Можайская.

Географическое положение Расположена рядом с Ореховой горой, которая, наряду с горой Кирхгоф, образуют Дудергофские высоты. Возникновение Вороньей горы — результат деятельности ледника последнего поздневалдайского оледенения, у края которого в одну из его остановок нагромоздился моренный материал. По мнению некоторых исследователей, он был дополнительно перемещён наступившим льдом, что позволяет рассматривать Воронью гору как морену напора. В ясную погоду с вершины Вороньей горы открывается обзор в радиусе до 30-40 км, хорошо различимы южные районы Санкт-Петербурга. С её вершины открывается вид на Санкт-Петербург, что в военное время превращало её в важный стратегический объект, поскольку с неё можно было обстреливать город из дальнобойных орудий. Исторические факты В начале Великой Отечественной войны в районе Вороньей горы была размещена батарея «А», оснащённая орудиями с крейсера «Аврора» (в память о моряках-артиллеристах в 1974 году сооружён мемориал). В сентябре 1941 г. после ожесточённых боев немецко-фашистские войска заняли Воронью гору и превратили её в укреплённый опорный пункт. Немецкие корректировщики вели с Вороньей горы наблюдения за обстрелами Ленинграда. Здесь же располагались немецкие орудия разной мощности, обстреливавшие город и позиции советских войск. В ходе Красносельско-Ропшинской операции (1944) советские войска овладели Вороньей горой, чем способствовали разгрому петергофско-стрельнинской группировки противника. Растительность Ныне склоны Вороньей горы обжиты, среди сохранившихся остатков лесов имеются реликтовые заросли лещины. Рядом расположена Ореховая гора высотой 176 м. Из старых деревьев по южному и восточному склонам сохранились несколько сосен в возрасте 100—150 лет. На северном склоне сохранились группы и единичные деревья 100—150 лет, в основном, липы мелколистные. Южный склон отрога покрыт зарослями лещины обыкновенной, с возобновлением клена остролистного, рябины обыкновенной. Насаждение двух других боковых отрогов представляет собой самосевное возобновление клена, ясеня, рябины, групп старых лип, сосен, елей. Путаница В ряде источников и географических атласах названия гор «перепутаны»: Вороньей горой называется отметка 172,9 м , а Ореховой — соответственно 146,5 м. Причём на некоторых современных топографических картах эти отметки указаны на 2 метра ниже, чем на общеизвестных картах. Упоминание в литературе В стихах поэта-фронтовика Михаила Дудина, есть строчки, в которых упоминается Воронья гора: См. также Можайский (посёлок) Примечания… … (Русский)>Рейтинг топ блогов рунета

На Вороньей горе.

flackelf — 27.01.2018 Сегодня решил поехать немножко за город, а именно в район Красного Села, на знаменитые Дудергофские высоты.
Собственно там всего 2 горы — Воронья и Ореховая, но они очень известны и совсем не только по событиям 1941-44 годов.

В этих абсолютно плоских как стол краях, любой холм приобретает собственное название и имеет какую-то интересную историю. Кстати эти высоты имеют ледниковое происхождение, а неподалеку расположены ещё более известные — Пулковские.
На Правобережной Украине, где я жил в своей предыдущей жизни, таких горок и холмов тысячи и никому не приходит в голову давать название каждому.
Но вернемся к событиям прошедшей войны. Ведь все-таки именно сегодня был день освобождения Ленинграда от вражеской блокады. И именно во время блокады Дудергофские высоты стали тем самым зловещим местом, с которых противник как на ладони видел весь Ленинград, управлял с них своей системой артиллерийского огня по городу и использовал как позицию для своих орудий.
Еще в августе 1941 года, как только противник появился в этих местах, командир передовой немецкой части, взобравшись на Воронью гору, а именно она стоит севернее Ореховой, взяв в руки бинокль, поразился открывшимся видом.
Перед ним лежала абсолютно ровная гигантская низменность с дельтой Невы и расположенным на ней городом Святого Петра. Дымили трубы заводов, видны были шпили и купола домов и соборов, портовые краны, железные дороги идущие к городу и суда идущие в порт по Невской губе.
И совершенно неудивительно, что противник сразу же облюбовал эту позицию и приспособил ее для ведения огня по городу, который вёлся почти 29 месяцев. Пулковские высоты стояли практически у переднего края и меньше подходили для этой цели чем Дудергофские, которые располагались глубже в тылу.
19 января 1944 года противник был выбит с Вороньей горы и муки Ленинграда прекратились. А 27 января немцы были окончательно отброшены из этих мест.
Об этой зловещей горе были написаны стихи, ей посвящена также одна из песен Юрия Антонова.
Погода сегодня конечно как нельзя, меньше всего подходила для подобных вылазок, но в Питере если ждать солнца, то можно почти все время просидеть дома.
На горе было очень скользко и была не до конца сделанная лестница. А густой туман почти полностью закрывал все возможные с неё виды. Впрочем летом там тоже, из-за обилия деревьев не сильно что-то увидишь, кроме одного направления — в сторону озера на реке Дудергофке.
В любом случае поездка оказалась интересной и полезной, тем более, что с Балтийского вокзала ехать то всего 35 минут.
А еще меня там ждал сюрприз в виде сохранившегося роскошного вокзала царской постройки.
1. Высота Вороньей горы 147 метров над уровнем моря, что довольно много для наших мест и так эта возвышенность выглядит с высоты птичьего полёта.
У подножия высот проходит железная дорога Лигово — Гатчина. В прошлом это была элитная линия железной дороги, которая вела из Петербурга, через Красное Село, прямо к дворцу в Гатчине.

2. На Балтийском вокзале. Надо же, в который раз!
Обе электрички обозначены как Рижские с индексом ЭР. Вот только таблички почему-то разные.

3.

4. К той, что на фото выше была прикручена вот такая. Ну поезд явно не 2008 года выпуска и на «демех» совсем не похож.

5. Но ехать нам предстояло вот на этой. Тут даже год изготовления не видно.
Поезд 1990 года и это самые старые электрички на нашем узле.

6. Платформа Можайская. Приехали.

7. Электричка пошла дальше на Гатчину.
Грузового и движения ПДС тут нет. Чисто пригородная линия как на Сестрорецк.

8. Историческое название и станции и населенного пункта — Дудергоф.
Кстати населенному пункту оно было недавно возвращено.
9. Вокзал построен в стиле модерн в 1899 году. Он чудом сохранился в войну, но нуждается в реставрации.
10.
11.
12. Кажется раньше тут была полноценная станция с путевым развитием и красивыми деревянными постройками.
Сама же жд ветка была проложена в 1872 году.
13.
14. Зал ожидания.
Хотя что тут реставрировать? Остальные помещения вокзала никому не нужны, а снаружи здание выглядит на четверку. Крыша новая по крайней мере.
15. Гора начинается сразу же у железной дороги.
16.
17.
18.
19. Вход на гору.
20.
21.
22.
23. Конечно сюда лучше приехзжать летом. Но и зимой тоже надо куда-то ездить.
Летом вообще везде лучше приежать.
24.
25.
26. Начинают открываться виды.
27.
28. Дудергофское озеро. Только в его сторону есть открытый вид.
29. Смотровая площадка.
30.
31. Гора имеет поъемник для лыжников.
32.
33.
34.
35.
36. Так вид на озеро выглядит летом.
37. На несколько сот метров углубился вглубь вершины горы.
Сама гора не сильно большая, может километр всего в длину.
38.
39.
40. Пишут, что тут на этих высотах растет очень много лещины, есть клен, ясень, встречаются старые сосны.
41.
42. Древний валун.
43. А вот тут уже видны следы из XX века.
44. Бывшие траншеи. Немецкие конечно же.
Гора небольшая, не знаю как много противник мог на ней разместить орудий, тем более в условиях контрбатарейной борьбы. Вероятно отсюда шло в основном управление огнем, а орудия находились на прилегающей местности.
Вот эта сторона горы как раз обращена к городу.
45. И так это выглядит летом. Не знаю где есть такая точка, чтобы сделать такой снимок, в условиях сплошной растительности.
Может с квадрокоптера?
46. А так это выглядело 75 лет назад.
47.
48. Дома на берегу озера.
49. На Петербург.
50. На Гатчину-Балтийскую.

Оставьте комментарий