Савушкина 143 СПб

История переименования

До появления на картах города улицы Савушкина на её месте находились несколько различных проездов, именовавшихся обычно по именам владельцев дачных участков. С 1849 по 1868 год часть улицы от Чёрной речки до дома 10 носила названия Изотовской, затем — Ферзенский или Ферзин переулок. Переулок огибал парк у дачи Салтыковых по дуге и выходил к Большой Невке, этим именем на некоторых современных картах помечена пешеходная дорожка между улицей Савушкина и Приморским проспектом. Название переулка, вероятно, происходит от фамилии П. К. Ферзена, мужа сестры Е. П. Салтыковой, владелицы дачи. Часть улицы Савушкина от дома 10 до Шишмарёвского переулка с 1940-х годов носила название Новая прорезка (эта магистраль включила в себя часть улицы. которая 1883 г. — 1940-х годах называлась Средней). Следующий отрезок до Серебрякова переулка с середины XIX века именовался 3-я линия Новой Деревни, а с 1883 года — Мигуновской улицей. Участок до дома 82 с того же времени назывался Крупновской улицей. Вдоль современного дома 88 шёл переулок, который с 1933 года назывался Волковым, а в 1940-х годах — Якутским. Наконец, участок от дома 104 до Стародеревенской улицы с середины XIX века назвали 2-й линией Старой Деревни, а с 1883 года — Гороховой улицей. 10 июля 1950 года все перечисленные участки были объединены в одну магистраль и названы улицей Савушкина — в память о Герое Советского Союза лётчике-истребителе А. П. Савушкине (1918—1943).

Во второй половине XX века, в процессе роста города, улица постепенно удлинялась.

Транспорт

Метро

«Чёрная речка»

«Беговая»

«Старая Деревня»

Автобусы

  • 32: Чёрная речка — ТК «Меркурий»
  • 93: пр. Культуры — Лахтинский разлив
  • 101: Старая Деревня — Кронштадт (Гостиный двор)
  • 110: Старая Деревня — Ольгино
  • 120: Старая Деревня — Горская
  • 134-а, б: ул. Афонская — Лахтинский разлив
  • 170: ул. Репищева — Лахтинский разлив
  • 211: Чёрная речка — Зеленогорск (вокзал)
  • 216: Старая Деревня — Сестрорецк (ст. Курорт)

Трамваи

Трамвай ЛМ-68М на пересечении улицы Савушкина с Липовой аллеей

По улице Савушкина на всём протяжении проходит трамвайная линия. От начала улицы до остановки «Стародеревенская улица» пути идут на совмещённом полотне, от Стародеревенской улицы до конечной станции «Лахтинский разлив» — на обособленном полотне. Участок от начала улицы до конечной станции «Приморский проспект» был построен до 1951 года. В 1992 году линия была продлена до конечной станции «Лахтинский разлив», в связи с застраиванием этого района жилыми домами. В 2001 году было построено короткое ответвление к платформе Старая Деревня.

  • № 19: ст. Старая Деревня — Лахтинский разлив
  • № 21: Приморский пр. — Придорожная аллея
  • № 48: Лахтинский разлив — ст. Кушелевка

Таким образом, на всём протяжении улицы Савушкина проходят 211 автобус и 48 трамвай. Троллейбусного движения на улице нет.

Ссылки

  • Обзор зданий улицы на сайте Citywalls

Основные магистрали:

Прочие улицы:

МО Приморского района: Лахта-Ольгино | № 65 | Чёрная речка | Комендантский аэродром | Озеро Долгое | Юнтолово | Коломяги | Лисий Нос

Основные магистрали:

Улицы от Чёрной речки
до Липовой аллеи:

Прочие улицы:

МО Приморского района: Лахта-Ольгино | № 65 | Чёрная речка | Комендантский аэродром | Озеро Долгое | Юнтолово | Коломяги | Лисий Нос

Савушкина улица
10 июля 1950 года шесть небольших проездов в Новой и Старой Деревне были объединены в улицу Савушкина.

Савушкина улица

Первый из них – это Ферзин переулок, начинавшийся от Черной речки и продолжавшийся дугой до Приморского проспекта, выходя к нему между домами № 3 и 5. Первое его название, возникшее в 1930-е годы,– Изотовская улица, видимо, по фамилии домовладельца, а Ферзенским, затем Ферзиным переулком он стал в 1868 году по фамилии штаб-ротмистра барона П. Г. Ферзена, зятя Е. П. Салтыковой, хозяйки дачи, которую огибал переулок. Здания дачи и служб сохранились: это дом № 4 по улице Академика Крылова и дома № 4—10 по улице Савушкина, они были построены в 1837—1843 годах Петром Садовниковым и Гаральдом Боссе.

Следующий проезд – Новая прорезка, пробитая в 1940-е годы от Ферзина до Шишмаревского переулка. Ее участок от Московского (ныне улица Академика Шиманского) до Шишмаревского переулка с 1883 года входил в состав Средней улицы, начинавшейся от Шишмаревского переулка и после Московского уходившей на север и упиравшейся в Сабировскую улицу, проходившую тогда вдоль Черной речки. Название было связано с тем, что улица находилась посредине между Коломяжской и Задней улицами (обе ныне не существуют). В 1894 году Среднюю улицу несколько укоротили – как раз до упомянутой выше Задней улицы.

Третья часть – Мигуновская улица, от Шишмаревского до Одинцова переулка (ныне улица Покрышева). Так она именовалась с 1883 года по фамилии владельца двух несохранившихся дач на углу Шишмаревского переулка, а до этого была 3-й линией Новой Деревни. До 1896 году участок от Серебрякова до Одинцова переулка входил в Крупновскую улицу, о которой речь дальше.

Четвертый участок – Крупновская улица – получил свое имя в том же 1883 году и тоже по фамилии владельца несохранившейся дачи, стоявшей на правой стороне в самом конце улицы. Первоначально она начиналась от Серебрякова переулка, а после 1896-го – от Одинцова и шла до границы Новой Деревни, находившейся сразу за современным домом № 82.

Пятый проезд – Якутская улица. Первоначально, с 1894 года, это был Волков переулок, по фамилии владельца опять же несохранившегося дома на углу этого переулка и Благовещенской улицы (ныне Приморский проспект). Переулок отходил от Благовещенской западнее современного дома № 93 там, где сейчас автостоянка, и шел примерно до нынешней администрации Приморского района. В 1933 году его развернули углом до Липовой аллеи по современной трассе улицы Савушкина, а 22 февраля 1939-го переименовали в Якутскую улицу, в ряду других проездов Ленинграда, названных по автономным республикам Советского Союза (не сохранился ни один).

Последняя, шестая часть – Гороховая улица, проходившая от современного дома № 104 до трамвайного кольца. Имя она получила в 1883 году по фамилии старосты Старой и Новой Деревни Петра Евгеньевича Горохова, а ранее называлась 2-й линией Старой Деревни.

Савушкин против Змея Горыныча

Современное название улицы присвоено в честь летчика, Героя Советского Союза Александра Петровича Савушкина (1918—1943). Штурман 11-го гвардейского истребительного авиационного полка 7-го истребительного авиационного корпуса войск ПВО совершил 300 боевых вылетов, в 50 воздушных боях уничтожил 18 самолетов противника.

Сам летчик сравнивал свои бои с борьбой против Змея Горыныча, которому отрубаешь одну голову, а на ее месте вырастают две. По воспоминаниям однополчанина Савушкина Героя Советского Союза Михаила Ивановича Евтеева, с Савушкиным летчики чувствовали себя сильней и уверенней в своих силах, а враги узнавали его в небе по «почерку».

Капитан Савушкин погиб не в бою, а в результате авиакатастрофы, произошедшей на транспортном самолете, на котором он летел в качестве пассажира в тыл за новыми боевыми машинами. Это произошло на окраине Ленинграда 17 мая 1943 года. Летчика похоронили в парке Со-сновка. 2 сентября 1943 года капитану Александру Петровичу Савушкину было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Остатки Ферзина переулка, Средней и Якутской улиц, не вошедшие в состав улицы Савушкина, исчезли в 1950-е годы.
27 марта 1990 года улица Савушкина значительно выросла за счет нового участка от трамвайного кольца в Старой Деревне в сторону Лахтин-ского разлива. Теперь она проходит от стыка улицы Академика Крылова и набережной Черной речки до Приморского шоссе.

Оставьте комментарий