Памятник герою отечественной войны 1812

Памятники всего мира

В настоящее время человечество не всегда согласно с тем, что возводимые памятники – необходимая дань ушедшим героям и событиям. Но люди, думающие подобным образом, не осознают, что значение исторических памятников не в их красоте, а в напоминании о событиях, в честь которых они возводились. Одно из главных и исторических событий нашей страны – Отечественная война. И вообразить себе города без монументов, арок и других памятников невозможно, так же как отнять у людей память о великом подвиге потомков. И кто может представить, что памятники Москвы, посвященные войне 1812 года, вдруг исчезнут с лица столицы нашей страны. Как тогда будет выглядеть этот город, без Триумфальной арки, памятника Петру Ивановичу Багратиону, без Манежа, без Панорамы «Бородинской битвы» на Чистых прудах, без Храма Христа Спасителя и многих, многих других. Не будь таких произведений искусства, Москва имела бы совершенно другой вид – бесцветный, пустой и безликий. Памятники Москвы, посвященные войне 1812 года – это наша жизнь, великое и страшное прошлое, и светлое и счастливое будущее.

Одним из самых ярких и запоминающихся памятников Москвы в честь войны 1812 года является Триумфальная арка, ныне находящаяся на Кутузовском проспекте, и историческое расположение которой в 1814 году было в конце улицы Горького, в то время Тверской заставы. Возводилась она в момент возвращения русских войск из Западной Европы, в честь окончания первой Мировой войны. Основным материалом, из которого строилось сооружение, было дерево. К сожалению, данный материал быстро пришел в негодность и арку был принято отреставрировать, спустя 12 лет после ее возведения. Работы растянулись на целых пять лет, причиной являлось недостаточное финансирование и безразличное отношение городских властей. Реставрацией занимался один из крупнейших русских архитекторов – Осип Иванович Бове, благодаря которому получившийся памятник ярко и четко выражал военную силу, героизм солдат-победителей и непокоренную мощь России. Воплотить идею Бове в жизнь помогли скульпторы И.П. Витали и И.Т. Тимофеев. Их дар, талант и необыкновенная способность к полному воспроизведению рисунков архитектора помогли создать один из самых великих и грандиозных памятников Москвы, посвященный войне 1812 года. Триумфальная арка являлась образом Москвы, выстоявшей и непокоренной, «из пепла и развалин» восставшей – так гласила надпись на арке. Представляла она из себя арку, по обе стороны от которой симметрично располагались небольшие, но богато украшенные кордегардии, напоминающих могучие крылья и соединяющиеся с аркой кованой решеткой.

О.И. Бове создавал, реставрировал и другие памятники Москвы, посвященные войне 1812 года, но ни один другой не был столь грандиозен, величествен и прекрасен.

Просуществовал данный памятник 102 года, после чего был разобран, вследствие решения властей о перепланировки и расширения транспортной магистрали Ленинградское шоссе – улица Горького. Богатые остатки арки теперь можно увидеть лишь около Большого собора на территории бывшего Донского монастыря.

Только в 1996 году депутатами Московского Совета было принято решение восстановить Триумфальную арку. Выполнить эту сложнейшую задачу взялись В. Либсон, И. Рубен, Д. Кульчинский, М. Гранкин и А. Рубцов – ведущие инженеры и реставраторы того времени. Восстановить изначальный облик Триумфальной арки оказалось непростым делом, каждый элемент приходилось создавать в модели, ориентируясь на фотографии и рисунки. На основе архивных материалов готовились гипсовые слепки, создавались формы деталей, по которым и отливались отдельные фигуры.

Главный спор возник вокруг места, где теперь должна была быть восстановлена Триумфальная арка, много вопросов было связано и с тем, насколько точно и полно следует ее воссоздать. В итоге было принято решение об установке памятника на площади Победы, без кордегардий и ограды, как монумент.

Находясь на Кутузовском проспекте, арка не теряется среди многоэтажных домов, которыми в большом изобилии пестрит современная Москва. Основной материал памятника – чугун, благодаря ему одна только колонна, количество которых 12, весит 16 тонн. Стены арки украшены белым камнем и именно его сочетание с черным чугуном придает сооружению художественную выразительность и неповторимое очарование.

Полностью воссоздана Триумфальная арка 6 ноября 1968 года, после чего спустя 9 лет была снова отреставрирована, в том числе к 200-летию победы над Наполеоном.

В настоящее время данное грандиозное творение — есть символ победы для всего русского народа. Это дань потомкам, торжественное напоминание о героизме, глубокая признательность, воплощенная в московском памятнике.

Существуют и другие памятники Москвы, посвященные войне 1812 года. Один из них, Манеж, было решено возвести в честь пятилетней годовщины победы в Отечественной войне. Его разработка была поручена талантливому инженеру-генералу А.А. Бетанкуру, который, в свою очередь, поручил строительство генералу А.Л. Карбонье, архитектору Ламони и инженеру-поручику А.Я. Кашперову.

Московский Манеж открыли 30 ноября 1817 года, это было необыкновенное сооружение того времени. Общая деревянная кровля пространства почти в 7,5 тысяч квадратных метров, лежащая на стропилах, не имела никаких промежуточных опор. Такой удивительной строительной конструкции еще не было в мировой практике, и потому за сохранением сооружения долгие годы следила воинская команда.

И по сей день деревянные формы превосходно сохранились и вполне способны работать с прежней нагрузкой. Изначальное предназначение Манежа являлось празднование годовщины, в честь которой внутри должен был проходить парад. Он состоялся, но из-за спешки с постройкой через год кровля дала осадку, восстановление которой произошло лишь в 1823 году под руководством инженера-полковника Р.Р. Баусса. К работам был привлечен и О.И.Бове, разместивший на фасадах Манежа лепные украшения, олицетворяющие военную мощь России. Он добавил сооружению торжественность и законченность.

Московский Манеж – это необычный, своеобразный памятник воинам Отечественной войны, долгое время сохранял свой первоначальный облик без существенных изменений, серьезной реставрации подвергся лишь в 30-е годы нашего столетия. В годы после второй мировой войны дополнением прочности его конструкции служили металлические стропила, усиливающие действие деревянных. Вместо тройных въездных ворот тогда установили трехарочный вход с гранитными ступенями. Использовать Манеж с 1957 года стали как Центральный выставочный зал столицы, сохраняя при этом его главное предназначение – памятника простым солдатам отечественной войны, их необыкновенной выносливости, доблести и мужества. В 2004 году здание Манежа сильно пострадало от пожара и его пришлось практически полностью перестроить. Изменился интерьер и другие детали, реставрацией занимался П.Ю. Андреев.

Не все памятники Москвы, посвященные войне 1812 года, столь величественны и громадны. Но даже, не имея внушительных размеров, исторические памятники способны очаровывать, привлекать и заставлять задуматься о памятных событиях нашего прошлого. Памятник М.И. Кутузову установлен в честь великого полководца. Он представляет собой высокий постамент, на котором изображена бронзовая фигура фельдмаршала в парадном мундире на коне. Вокруг него располагаются бронзовые статуи воинов, каждый из которых являет собой определенный образ – от великих полководцев до рядового русского солдата. Издали эта композиция не кажется большой, но, оказавшись рядом, выясняется, что каждая скульптура окружающая постамент, трехметровой высоты. А сам памятник возвышается до 6 метров. Над его созданием трудился скульптор Н.В. Томский целых 28 лет, с 1945 года по 1973 год, стремясь не только создать памятник великому полководцу, но и патриотизму всего народа.

Памятники Москвы, посвященные войне 1812 года – это те места, где можно отдохнуть душой, почувствовать боль войны и радость победы. Они – душа страны, то, без чего не может существовать ни одно государство – его история. К таким памятникам, безусловно, относится Храм Христа Спасителя.

Возводить его стали к концу 1812 года, когда последний французский солдат покинул Россию, по указу Александра I. К тому времени Москва представляла собой руины и пепелище, но именно Храм Христа Спасителя был одним из тех зданий, которое воздвигалось среди первых.

Возводить храм было решено на Воробьевых горах, но работы были приостановлены из-за непрочной почвы и перенесены к Кремлю. Второе строительство началось лишь в 1832 году и длилось более полувека, за это время сменилось несколько государей, от Александра I до Александра III. Этот храм, посвященный победе, на стенах увенчал полководцев и другие изображения великих людей, которые внесли особый, незаменимый вклад в победу.

К сожалению, до наших дней храм не дожил в своем первоначальном виде, в 1931 году он был взорван по распоряжению Сталина, а восстановили его лишь к середине 90-х годов.

Первый проект, по которому возводилась церковь на Воробьевых горах, был создан архитектором Александром Витбергом. По его замыслу храм должен был состоять из нескольких частей – Воплощение, Воскресение и Преображение. В нижней части церкви должны были располагаться останки павших героев.

Второй проект принадлежал архитектору К.А. Тону, который решил в возводимом сооружении соединить классические приемы и сохранить черты из Владимиро-Суздальского зодчества. Вместе с Тоном над созданием Храма трудились лучшие художники и строители: В. Суриков, барон Т. Нефф, Г. Семирадский и другие уникальные люди того времени.

Этот храм – самый большой собор, он был возведен всей Россией и являлся воплощением силы народа, его веры и величия. Он – олицетворение бессмертности духа российского народа, его непобедимости и потому Храм Христа Спасителя один из самых ярких символом победы страны.

Памятники Москвы, посвященные войне 1812 года – бесценная часть нашей страны. Истинное значение, которые несут исторические памятники, невозможно описать или объяснить тем, кто не понимает. Памятники Москвы, посвященные войне 1812 года – ощутимый символ победившей России в целом и Москвы в частности.

Памятники Москвы столь многочисленны, что о них знает только государственный реестр, но не люди для которых они и были установлены.

Памятник «Благодарная Россия — Героям 1812 года»

Памятник был заложен 6 августа 1912 года в день празднования 100-летия Отечественной войны 1812 года. Проект памятника составили скульптор Степан Романович Надольский и инженер Николай Сергеевич Шуцман. Торжественное открытие состоялось 10 сентября 1913 года. В 1955 году монумент был капитально отреставрирова. В 2017 году рабочие отреставрировали внешний слой памятника и удалили налёт.

Сегодня памятник «Благодарная Россия — Героям 1812 года», также известный как «памятник с орлами», считается одним из лучших в Смоленске. Он занимает центральное место в Сквере Памяти Героев — сад имени Кутузова, расположившись напротив входа в музей Великой Отечественной войны, в здании которого ранее находилось городское училище.

Памятник посвящен событиям начального периода военных действий 1812 года, когда со 2 по 5 августа в сражениях на Краснинском большаке и под Смоленском 1-я и 2-я русские армии сдерживали попытки Великой армии прекратить отступление русских войск и разбить их под Смоленском. Композиция памятника символизирует собой неприступность России, которую обороняли соединившиеся армии Михаила Богдановича Барклая-де-Толли и Петра Ивановича Багратиона у Смоленска.

Монумент представляет собой большую скалу, на вершине которой восседают два грозных орла, защищающих гнездо от карабкающегося к нему по уступам галла с обнажённым мечом в руке. Один орёл распростер свои мощные крылья и вцепился когтями в руку галла. Вторая птица прикрывает гнездо, затаившись чуть позади в ожидании подходящего момента, что бы налететь на врага с тыла. Скульптуры орлов символизируют две русские армии, соединившиеся в Смоленске. Воин в средневековых доспехах олицетворяет наполеоновскую армию.

Общая высота памятника составляет 9,6 метров. Постамент внутри полый, изготовлен из каменя и покрыт цементом с гранитной крошкой. Скала сложена из камня и цемента, внутри полая, облицована гранитной крошкой. Галл, орлы, гнездо — металлические, имитированные под бронзу.

На скале со стороны Вечного Огня написаны имена командующих воинскими соединениями, защищавшими Смоленск в 1812 году: Барклая-де-Толли, Багратиона, Неверовского, Раевского, Дохтурова. С противоположной стороны у основания скалы помещена рельефная карта европейской части России с надписью «Благодарная Россия — Героям 1812 года». С двух боковых сторон памятника находятся обрамлённые бронзовыми венками гербы России и Смоленска. Окружает памятник невысокая ограда, состоящая из необработанных гранитных тумб и массивных железных цепей.

Памятник расположен в сквере Памяти Героев, напротив музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг». Посетить достопримечательность можно в любое время.

История создания

15 ноября 1835 года российский император Николай I утвердил доклад министра финансов о возложении на Санкт-Петербургский Александровский литейный завод отливки и постановки 16 памятников, предназначенных к сооружению на местах сражений 1812 года, которые были разделены по величине, оформлению и важности на три класса: 1-го класса — один памятник, 2-го класса — 10 и 3-го класса — 5. Затем заказ был передан Луганскому литейному заводу.

25 апреля 1846 года из Санкт-Петербурга на Луганский литейный завод были отправлены модели для Полоцкого памятника.

Памятник героям Отечественной войны 1812 года. Фотоснимок 2010 года

Итоговый проект

Конкурс на лучший проект памятника выиграл архитектор из Санкт-Петербурга Антонио Адамини, итальянец швейцарского происхождения. В 1834 году он руководил работами по водружению Александрийского столпа на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

Подготовительные работы

В 1836 году в Витебскую губернию был командирован подполковник Яковлев, офицер Генерального штаба, с целью выбора места для установления памятника. Яковлев рекомендовал установить памятник на площади против кадетского корпуса. Отчет подполковника был утвержден Николаем I.

Изготовление памятника

Ответственным за устройство фундамента для Полоцкого памятника и домика для инвалида при нем был назначен в 1846 году председатель Витебской казённой палаты.

Непосредственное руководство работами осуществлял архитектор титулярный советник Фиксен.

В апреле 1847 года началась отливка первых частей Полоцкого памятника на Луганском литейном заводе.

25 июня 1848 года произошла торжественная закладка фундамента памятника.

Спустя 22 месяца после начала отливки на Луганском заводе приступили к предварительной сборке памятника. Позолота частей Полоцкого памятника производилась гальванопластическим методом и была закончена 10 декабря 1849 года.

Заключительный этап

10 мая 1849 года части памятника начали отгружать с Луганского завода для отправки в Полоцк. К месту сборки 1985 частей памятника были доставлены к 9 декабря 1849 года.

Французская пушка у Памятника героям Отечественной войны 1812 года

К 1 мая 1850 года Полоцкий памятник был собран. Оставалось только установить позолоченные части. 16 июня 1850 года обоз с позолоченными частями памятника прибыл в Полоцк.

5 августа 1850 года мастер Бровкин с командой мастеровых из 11 человек, после выполнения всех работ по установке памятника в Полоцке, возвратился на Луганский чугунолитейный завод.

По докладу департамента горных и соляных дел 18 октября 1850 года, согласно представления Витебской казённой палаты, состоялось награждение мастера Бровкина и тридцати мастеровых Луганского литейного завода, бывших в Полоцке для установки памятника.

18 апреля 1851 года министр финансов за отличную усердную службу и труды, оказанные пробирером Луганского завода, горным инженером, штабс-капитаном Филипьевым, который занимался золочением бронзового купола памятника, впервые внедрив на заводе подобную технологию, объявлена ему благодарность.

Открытие памятника

Открытие памятника состоялось 26 августа (7 сентября) 1850 год года в канун юбилея Бородинской битвы. На церемонии присутствовали наследник российского престола цесаревич Александр Николаевич, архиепископ Василий (Лужинский), генерал-губернатор Витебский, Могилёвский и Смоленский, военный губернатор Витебска и Витебский гражданский губернатор, губернский и уездный предводители дворянства, в строю кадеты Полоцкого корпуса. Открытие сопровождалось крестным ходом и торжественным богослужением у подножия памятника, в котором принимали участие коленопреклонённые войска и сам наследник.

По окончании молебна архиепископ Василий (Лужинский) обратился к кадетам:

К вам теперь обращаю моё пастырское слово, юные питомцы России, будущие воины русского царя. Пред лицом его императорского высочества государя наследника, августейшего начальника нашего, возвеличившего своим присутствием настоящее торжество, запечатлейте навсегда в невинных сердцах и умах ваших память о настоящем событии

— Викентьев, В. П. Полоцкий кадетский корпус. — Полоцк : Х. В. Клячко, 1910. — С. 185—187.

В завершение торжественного мероприятия батальон кадет прошёл мимо памятника церемониальным маршем.

Уничтожение памятника

В начале 30-х годов XX столетия (1931—1932) Полоцкий памятник был снесён «на металл для нужд I пятилетки». Вместо памятника в память событий 1812 года был сооружен памятник В. И. Ленину.

Описание памятника

Полоцкий памятник-часовня представляет собой восьмигранную усеченную пирамиду на цилиндрическом постаменте, увенчанную луковичным куполом с позолоченным православным крестом. Вокруг средней части пирамиды расположено восемь пар колонн с позолоченными двуглавыми орлами наверху.

Текст на табличке памятника: Вверху:

Битва при Полоцке 5 и 6-го августа и взятие сего города приступом 7-го октября 1812 года

Внизу:

Поражение Удино и Сен-Сира графом Витгенштейном

На противоположной стороне памятника:

Взято в плен неприятеля 4500 ч. Отбито 3 орудия
Памятник героям Отечественной войны 1812 года. Фотоснимок 2010 года

Характеристики

  • Общая высота сооружения 23,77 м.
  • Общий вес 110 тонн.

Икона

На Полоцком памятнике установлен образ с изображением святых мучеников Сергия и Вакха, память которых православная церковь празднует 7 октября (20 октября), в день решающего штурма Полоцка.

Эскиз образа был подготовлен художником А. В. Нотбеком. Ко дню освящения памятника икона святых мучеников Сергия и Вакха не была готова. Поэтому на памятнике был временно укреплён образ Христа Спасителя, взятый из церкви Полоцкого кадетского корпуса.

9 апреля 1852 года образ святых мучеников Сергия и Вакха, доставленный из Санкт-Петербурга, был укреплён на памятнике.

Работы по дополнению и реставрации

Работы 1912 года

Осенью 1912 года состоялось празднование победы над французами под Полоцком. В город прибыли делегации полков, участвовавших в боях под Полоцком. От каждого полка к памятнику были прикреплены мемориальные доски.

Вокруг памятника возвели ажурную железную ограду.

Восстановление памятника в 2010 году

В июле 1988 года в Полоцке начался сбор средств на восстановление памятника. 18 января 1989 года Полоцкий горисполком принял решение № 15 «О восстановлении памятника Отечественной войны 1812 года в городе Полоцке».

Однако после развала СССР проект восстановления был на время забыт.

В 2006 году председатель Полоцкого городского исполнительного комитета В. С. Точило обратился с письмом в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России с просьбой содействовать в восстановлении памятника.

Ответ был положительным. Решение было принято в июне 2006 года на тридцатой сессии Парламентского собрания Союзного государства, которое проходило в Полоцке. В июне 2006 года в сквере на площади Свободы в Полоцке, в знак будущего восстановления памятника, был поставлен символический камень. Городскими властями была проделана работа по включению проекта восстановления памятника в «Комплексную программу развития Полоцка на 2008—2012 годы» (Указ Президента Республики Беларусь № 647 от 17 декабря 2007 года), подписанную Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко.

Проект памятника Героям Отечественной войны 1812 года в Полоцке был готов в августе 2009 года. 20 августа 2009 года проект был утверждён на заседании Республиканского художественно-экспертного совета по монументальному и монументально-декоративному искусству.

Отливкой чугунных деталей занимался коллектив полоцкого завода ОАО «Технолит-Полоцк», который в кратчайшие сроки освоил новую для себя технологию — художественное литьё из чугуна. Орлов, медали, большой и восемь малых куполов отливали из бронзы на Минском скульптурном комбинате.

Сборка памятника происходила с сентября по декабрь. Установка памятника была завершена 27 декабря 2009 года. В 2010 году памятник был освящен архиепископом Полоцким и Глубокским Феодосием.

Оставьте комментарий