Мамонтова пустынь Тамбовская

с. Мамонтово. Свято-Никольская Мамонтова Пустынь

\

Монастырь до первого закрытия
Монастырь во имя святителя Николая Чудотворца был основан в 1629 году по велению матери первого царя из Дома Романовых — инокини Марфы. По преданию, в монастыре на берегу Святого озера долгие годы жил старец Мамант, по имени которого и названо было место. Старец стал строителем первой церкви обители. Он обнаружил у трёх лип икону святителя Николая и на том самом месте соорудил первый храм, посвященный этому святому. Святой образ сделался главной святыней обители, а из спиленных лип была изготовлена церковная утварь.
В первые десятилетия своего существования монастырь был беден и убог. Грамотой 1634 года запрещалось взыскивать налог с 30 четвертей монастырских земель, поскольку:
«старец в тоей пустыне живет только сам друг со старцем и питается Христовым именем, а служебников и работников и крестьян нет никого, и с тое земли ему, старцу Маманту, за даточные люди дати нечего».
Постепенно земли заселялись пришельцами из соседней Рязанской области, из-под Наровчата и из Звенигородского уезда; были среди них вольные люди, бобыли и кабальные крестьяне. Всем им оказывалось гостеприимство, на обильных свободных территориях всего было достаточно, а рабочих рук не хватало.
В 1652 году пустынь была приписана к Звенигородскому Саввино-Сторожевскому монастырю с крестьянами, бобылями, их детьми, братьями и племянниками. В писцовых книгах 1677 года указывалось, что в Мамонтовской пустыни у Глубокого озера был один храм во имя святителя Николая Чудотворца с правым приделом во имя преподобного Алексия, Божьего человека. К храму примыкала трапезная и паперть, круглый пятистенный алтарь был прирублен отдельно. Имелась колокольня, иконы и утварь. Церковные главы были отделаны чешуей, кресты — железом.
Придельная церковь не случайно была освящена во имя Алексия — ведь наибольшее число вкладов монастырь получил в царствование Алексея Михайловича «для ради покоя вечных благ будущего века». Монастырские владения быстро обогащались; к концу XVII века обитель владела многочисленными коровьими, птичьими, пчелиными дворами. В каждой монастырской деревне были свои старосты, назначенные монастырем, и управляющие-монахи.
В 1764 году в ходе секуляризации пустынь была упразднена, но её храмовые и хозяйственные постройки еще долгое время оставались монастырскими.
Храм упраздненной обители
В 1768-1775 годах по храмозданной грамоте епископа Тамбовского Феодосия был построен новый однопрестольный Никольский храм для села Мамонтова. Это прочная и красивая постройка располагалась в пяти саженях от обветшавшего храма на небольшом взгорье возле озера Глубокого. Церковь была срублена из соснового леса.
В новых рубленых приделах, устроенных в 1865 году, разместилась ризница и престол в честь Покрова Божией Матери. Храмовые иконостасы с витыми колоннами были обильно позолочены. Храм имел много деревянных скульптур: в нижнем поясе над местными иконами находились изображения херувимов, искусно вырезанных из дерева и покрытых листовым золотом. Над иконостасом — резное распятие, по сторонам — резные изображения Иоанна Богослова и Пресвятой Девы Марии. Нижняя часть царских врат была оформлена деревянными скульптурами евангелистов в полный рост. Этот храм просуществовал до первой четверти XX столетия.
Женская община
Стараниями священника села Мамонтова Алексея Ивановича Кринова при храме была образована новая община сестер на основе богадельни, в которой проживало к 1912 году двадцать крестьянских вдов. К маю 1912 года в Мамонтове появился первый каменный храм, построенный на средства прихожан и отца Кринова. Храм был освящен в 1915 году.
Разрушение в советский период
После революции 1917 года в Николаевской церкви была устроена детская коммуна, затем винный магазин, а на Святом озере, которое считалось целебным, завели гусиную ферму.
Скульптуры из Мамонтовой пустыни, разнообразные по композиции, расписанные красками как иконы, привлекли исследователей, увидевших в них образцы барокко в деревянной пластике. В 1924 году деревянные статуи из северных уездов Тамбовской губернии перекочевали в Моршанский Историко-археологический музей.
В 1930 году монастырь был разрушен.
Несмотря на это и в советское время не прекращался поток верующих людей, стремившихся в Мамонтово, чтобы помолиться и получить исцеление, окунувшись в Святом озере. На престольный Никольский праздник 22 мая в Мамонтово приезжало большое число паломников не только с Тамбовской области, но и из соседних областей.
Купальня на Святом озере Мамонтовой пустыни
Возрождение
С 2003 года началось возрождение Мамонтовой пустыни как женской обители по благословению епископа Тамбовского Феодосия. На старом фундаменте были вновь возведены церковь, часовня и купель на Святом озере. Монастырь был вновь освящен 22 мая 2005 года.
Скульптор Зураб Церетели подарил епархии бронзовую скульптуру Николая Чудотворца для установления в Мамонтовой пустыне, но в июле 2007 года епископ Тамбовский Феодосий, ссылаясь на то что статуя выполнена с нарушениями православных канонов (святой изображен в римо-католической кардинальской мантии, зажимающим Святое Евангелие под мышкой), возвратил её автору . Вместо неё 22 мая 2008 в пустыни был открыт памятник святителю Николаю созданный заслуженным художником России Сергеем Исаковым. Отлитый в бронзе Николай Угодник держит в руках меч и здание храма .
Сестринский корпус Мамонтовой пустыни
В 2009 году было завершено строительство сестринского корпуса.
Святыни
Древняя икона святителя Николая, по преданию обретенная старцем Мамантом и сберегаемая ещё в начале XX века, была исполнена на липовой доске высотой в два аршина. Святитель Николай был изображен во весь рост в архиерейском облачении, украшенном золотыми крестами. Главу его украшали венцы, подобные лубочным, в правой руке — стальной меч, в левой – дарохранительница. На обратной стороне иконы, облаченной в серебряный оклад, была четкая надпись «Никола Можайский».
Также столетиями в Мамонтовской Никольской церкви сохранялась деревянная церковная утварь по преданию сделанная из тех лип, у которых была обретена икона святителя.

Назад к списку

История Мамонтовой пустыни тесно связана с историей распространения и укрепления Православия в Тамбовском крае. Пустынь располагалась в 70 верстах от Тамбова по моршанской дороге у села Мамонтово. Село и монастырь носили имя основателя — инока Маманта. В документах Шацкого архива указывалось, что старцу Маманту в 1629 гг. по велению местной землевладелицы инокини Марфы Ивановны было разрешено открыть пустынь во имя Святителя Николая на Никольской поляне.
В первые десятилетия своего существования монастырь был беден и убог. Грамотой 1634 года запрещалось взыскивать налог с 30 четвертей монастырских земель, поскольку «старец в тоей пустыне живет только сам друг со старцем и питается Христовым именем, а служебников и работников и крестьян нет никого, и с тое земли ему, старцу Маманту, за даточные люди дати нечего».
Постепенно земли заселялись пришельцами из соседней Рязанской области, из-под Наровчата и из Звенигородского уезда; были среди них вольные люди, бобыли и кабальные крестьяне. Всем им оказывалось гостеприимство, на обильных свободных территориях всего было достаточно, а рабочих рук не хватало. Здесь закладывались основы культуры земледелия, впоследствии передаваемые новым поселенцам.
В 1652 году пустынь была приписана к Звенигородскому Саввино-Сторожевскому монастырю с крестьянами, бобылями, их детьми, братьями и племянниками. В писцовых книгах 1677 года указывалось, что в Мамонтовской пустыни у Глубокого озера были две церкви с колокольней, иконами и утварью. Располагались они в одном здании; главная – во имя Николая Чудотворца, придельная – во имя Алексия, Божьего человека. Первым строителем церквей в пустыни был ее основатель старец Мамант. К храму примыкала трапезная и паперть, круглый пятистенный алтарь был прирублен отдельно. С правой стороны располагался Алексеевский придел. Церковные главы были отделаны чешуей, кресты – железом. Придельная церковь не случайно была освящена во имя Алексия – ведь наибольшее число вкладов монастырь получил в царствование Алексея Михайловича «для ради покоя вечных благ будущего века». Монастырские владения быстро обогащались; к концу XVII века обитель владела многочисленными коровьими, птичьими, пчелиными дворами. В каждой монастырской деревне были свои старосты, назначенные монастырем, и управляющие-монахи. Хотя пустынь официально была достаточно рано упразднена (1764 г), храмовые и хозяйственные постройки еще долгое время являлись монастырскими.
Новый однопрестольный Николаевский храм был построен по храмозданной грамоте епископа Феодoсия (Голосницкого) в 1768-1775 годах. Это была прочная и красивая постройка, существовавшая до первой четверти XX столетия. Она располагалась в пяти саженях от обветшавшего храма на небольшом взгорье возле озера Глубокого. Церковь была срублена из соснового леса.
В новых рубленых приделах, устроенных в 1865 году, разместилась ризница и Покровская церковь. Храмовые иконостасы с витыми колоннами были обильно позолочены. Но представление о внутреннем убранстве мамонтовской церкви было бы неполным без упоминания о деревянных скульптурах, которыми был наполнен этот храм. В нижнем поясе над местными иконами находились изображения херувимов, искусно вырезанных из дерева и покрытых листовым золотом. Над иконостасом – резное распятие, по сторонам – резные изображения Иоанна Богослова и Пресвятой Девы Марии. Нижняя часть царских дверей была оформлена деревянными скульптурами евангелистов в полный рост.

После того, как Мамонтова пустынь была упразднена, на месте монастыря стараниями священника с. Мамонтово Алексея Иоанновича Кринова была образована новая община сестер на основе богадельни, в которой проживало к 1912 году двадцать крестьянских вдов.
К маю 1912 года в Мамонтово появился первый каменный храм, построенный на средства прихожан и местного священника Алексея Ивановича Кринова. Главной реликвией храма, освященного в 1915 году, стала древнейшая икона св. Николая, исполненная на липовой доске высотой в два аршина. Святитель Николай был изображен во весь рост в архиерейском облачении, украшенном золотыми крестами. Главу его украшали венцы, подобные лубочным, в правой руке – стальной меч, в левой – дарохранительница. На обратной стороне иконы, облаченной в серебряный оклад, была четкая надпись «Никола Можайский». По устному преданию, основатель пустыни старец Мамант нашел эту икону у трех лип; на том священном месте он и поставил первый монастырский храм. Из спиленных лип была изготовлена церковная утварь, столетия хранившаяся в Николаевской церкви села.
Разрушение в советский период
После революции 1917 года в Николаевской церкви была устроена детская коммуна, затем винный магазин, а на Святом озере, которое считалось целебным, завели гусиную ферму.
Безвестные моршанские мастера создавали уникальные произведения, украшавшие столетиями церкви этого уезда Тамбовской губернии. Истоки мастерства резчиков по дереву уходили в далекое прошлое. Скульптуры эти, разнообразные по композиции, расписанные красками, как иконы, привлекали исследователей, увидевших в них образцы барокко в деревянной пластике. В 1924 году резные деревянные статуи из северных уездов Тамбовской губернии перекочевали в Моршанский Историко-археологический музей. Скульптуры из Мамонтовой пустыни, разнообразные по композиции, расписанные красками как иконы, привлекли исследователей, увидевших в них образцы барокко в деревянной пластике.
В 1930 году монастырь был разрушен.
Возрождение
Многолетнее отторжение православной культуры привело практически к полной утрате этих великолепных произведений народного творчества для потомков. Несмотря на это и в советское время не прекращался поток верующих людей, стремившихся в Мамонтово, чтобы помолиться и получить исцеление, окунувшись в Святом озере. На престольный Никольский праздник 22 мая в Мамонтово приезжало большое число паломников не только с Тамбовской области, но и из соседних областей.
С 2003 года началось возрождение Мамонтовой пустыни как женской обители по благословению епископа Тамбовского Феодосия. На старом фундаменте были вновь возведены церковь, часовня и купель на Святом озере. Монастырь был вновь освящен 22 мая 2005 года.
Скульптор Зураб Церетели подарил епархии бронзовую скульптуру Николая Чудотворца для установления в Мамонтовой пустыне, но в июле 2007 года епископ Тамбовский Феодосий, ссылаясь на то что статуя выполнена с нарушениями православных канонов (святой изображен в римо-католической кардинальской мантии, зажимающим Святое Евангелие под мышкой), возвратил её автору. Вместо неё 22 мая 2008 в пустыни был открыт памятник святителю Николаю созданный заслуженным художником России Сергеем Исаковым. Отлитый в бронзе Николай Угодник держит в руках меч и здание храма.
В 2009 году было завершено строительство сестринского корпуса.
Святыни
Древняя икона святителя Николая, по преданию обретенная старцем Мамантом и сберегаемая ещё в начале XX века, была исполнена на липовой доске высотой в два аршина. Святитель Николай был изображен во весь рост в архиерейском облачении, украшенном золотыми крестами. Главу его украшали венцы, подобные лубочным, в правой руке — стальной меч, в левой – дарохранительница. На обратной стороне иконы, облаченной в серебряный оклад, была четкая надпись «Никола Можайский».
Также столетиями в Мамонтовской Никольской церкви сохранялась деревянная церковная утварь по преданию сделанная из тех лип, у которых была обретена икона святителя.
Адрес: Тамбовская область, Сосновский район, Отъясский сельский совет, с. Мамонтово
Из г. Тамбов можно добраться со Старого автовокзала на рейсовом автобусе «Тамбов-Моршанск» до остановки «Отъясы».

Оставьте комментарий