Авраамиев монастырь в ростове

Авраамиев Богоявленский монастырь

В живописном месте у озера Неро, находящегося в Ростове Великом, расположена одна из древних обителей — Авраамиев Богоявленский женский монастырь. Основан он преподобным Авраамием Ростовским и датируется примерно концом XI — началом XII вв. Первоначально здесь было капище язычников с установленным в нем изваянием Велеса. Легенда гласит, что Авраамий всем сердцем желал уничтожить это изваяние, и, когда ему было ниспослано видение, он отправился в Царьград. Вскоре неподалеку от Ростова, там, где переправлялись через реку под названием Ишня, преподобному встретился Иоанн Богослов. Святой дал преподобному посох, который обладал особой силой, с его помощью изваяние Велеса было сокрушено. В память об этом на Ишне была возведена церковь в честь Иоанна Богослова.

В месте поклонения язычников Велесу Авраамий заложил храм Богоявления, куда начали приходить христиане с желанием послужить Богу под началом преподобного. Так и возникла обитель монахов у озера Неро.

Собор Богоявления является великолепным памятником церковной культуры и архитектуры. Четырехстолпное сооружение установлено на высоком подклете. Венчают храм пять куполов. С южной стороны находится галерея, выполненная в традициях ярославских храмов. С юго-запада галереи возведена колокольная звонница, а с востока сделан придел. Это также соотносится с обычаями зодчих, строивших церкви на ярославской земле. В соборе есть три придела: один из них посвящен основателю обители — Авраамию Ростовскому, другие два — в честь Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи.

Летописцы тех времен сделали запись, из которой следует, что при походе на Казань царское войско имело с собой священный посох Иоанна Богослова, который хранился при мощах преподобного Авраамия. Существует версия, что по приказу Ивана Грозного для возведения храма приезжал известный московский зодчий Андрей Малой. Правда, эти данные не имеют документального подтверждения.

Жизнь обители в наши дни продолжается. Здесь есть керамическая и швейная мастерские, трапезная и т. д.

РОСТОВСКИЙ АВРААМИЕВ БОГОЯВЛЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Ростовский Авраамиев Богоявленский монастырь, 2 августа 2007 года. Фотография Елены Громаковой с сайта sobory.ru

Женский Авраамиев монастырь в честь Богоявления Ярославской епархии

  • Адрес: Россия, 152100, Ярославская обл., г. Ростов Великий, ул. Пролетарская
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Согласно житию прп. Авраамия Ростовского, мужской монастырь был основан святым на месте языческого капища.

Первое документальное свидетельство о существовании монастыря относится к 1261 году, под которым обитель упоминается в Лаврентьевской летописи. Сведения об основании монастыряря и о его постройках существуют с XVI века. Со времени основания в монастыре было введено архимандритское правление.

Архимандрития была сохранена и после введения штатов в 1764 году, по которым необщежительный Аврамиев монастырь был отнесен ко 2-му классу.

Монастырь пострадал от нашествия польских войск в Смутное время, однако благодаря вкладам царя Михаила Феодоровича и членов царской семьи в XVII — XVIII веках наблюдался рост его экономического благосостояния.

Согласно писцовым книгам 1626 и 1627 годов, к обители были приписаны близлежащие вотчины: Денисова, Боброва и Локтева пустоши, Манатьин стан. Межевые книги 1674 и 1677 годов свидетельствуют о принадлежности монастырю земель в Сотемском, Холмецком, Себинском, Никитском станах Епифанского и Переславского уездов. Накануне реформы 1764 года по описи 1744 года, к обители был приписан 291 двор, число монастырских крестьян составляло 1430 чел.

В 1914 году на территорию монастыря были временно переведены Евфросиниев Полоцкий женский монастырь с мощами основательницы этой обители, преподобной Евфросинии, и Витебское епархиальное училище, а насельники Авраамиева монастыря переселились в Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь.

После революции

В 1918 году была проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение обители.

В 1923 году в монастыре прихожане окрестных слобод организовали религиозную общину (ок. 100 чел.), первым настоятелем которой стал архимандрит Неофит (Коробов). Согласно уставу общины, она создавалась «на началах сохранения догматической целости и чистоты Вселенской православной Церкви, возглавляемой преемственной от св. апостолов иерархиею» .

3 марта 1926 года здания монастыря были официально переданы Ростовскому музею древностей, однако община продолжала существовать до 16 июля 1929 года, когда постановлением Президиума ВЦИК она была ликвидирована . После ее закрытия духовенство, окормлявшее членов общины,- архимандрит Сергий (Озеров), иеромонах Павел (Баляба), диакон Онисим Слинько — служило в Успенском соборе Ростова. Дальнейшая их судьба неизвестна.

По воспоминаниям современников, после прекращения богослужений в монастыре остались лишь монахини Маргарита, Елена, Агафия и Трифена (насельницы Полоцкого Евфросиниева монастыря), духовно окормлявшиеся архимандритом Симеоном (Филипповым) из Ростовского Петровского монастыря. Монахия Маргарита прожила в бывшем монастыре до конца XX века, остальные сестры были репрессированы.

С 1919 года помещения настоятельского, братского корпусов и 1-го этажа Введенского храма, а с 1925 года — трапезной, пристроенной к настоятельскому корпусу, занимали разнообразные жилищные конторы Ростова. В некоторых зданиях были устроены жилые помещения для работников фабрики «Рольма», в настоятельском корпусе недолгое время размещалась тюрьма.

В 1929 году была разобрана монастырская ограда, снесено кладбище, на месте которого планировалось разбить сквер.

Новейшая история

В 1993 году в монастыре было учреждено подворье храма Нерукотворного образа Спасителя Московского Андроникова монастыря, преобразованное в 1994 году в патриаршее подворье.

В 2000 году храмы и корпуса монастыря находились на балансе департамента по туризму и культуре Ярославской области и были переданы Патриаршему подворью в безвозмездное пользование.

В 1996 году началось восстановление братского корпуса и других зданий, монастырского хозяйства, кладбища, огородов и садов.

26 декабря 2003 года патриаршее подворье указом Св. Синода было преобразовано в женский монастырь.

Храмы

Богоявленский собор

Богоявленский собор Ростовского Авраамиевского монастыря, 17 мая 2008 года. Фотография Сидорова Григория с сайта sobory.ru

Храм, созданный, согласно описи начала XVII века, около 1554 — 1555 годов, может считаться одним из наиболее ранних памятников обетного строительства, предпринятого царем Иоанном Грозным после взятия Казани.

Является одним из первых многопрестольных храмов середины XVI века, в которых программа посвящений получает выражение в устройстве придельных церквей. К пятиглавому четырехстолпному собору, стоящему на высоком подклете, примыкают объемы приделов: у юго-восточного угла собора шатровый храм прп. Авраамия Ростовского; у юго-западного — церковь-колокольня ап. Иоанна Богослова (построена в 1828 году), у северо-западного — бесстолпный одноглавый храм во имя Иоанна Предтечи, небесного покровителя Иоанна Грозного.

Композиционное построение памятника связано с тенденциями, присущими столичному зодчеству, однако характер декора, особенности конструкции ставят его в ряд произведений ростовской школы середины XVI века. Высокие барабаны, горизонтальные пояса, разделяющие фасады на регистры, говорят о влиянии архитектурных черт Успенского собора в Ростове. Богоявленский собор связан также со строительством храмов над мощами «новых» чудотворцев, канонизированных на Соборах 1547 — 1549 годов.

В 1967 — 1988 годах здание собора занимал Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» (ГМЗРК).

В 1995 года трудами насельников подворья началось восстановление собора.

Введенский храм

Каменный храм был построен в 1650 году. В первой трети XIX века был перестроен.

В 1920-х годах был реквизирован для использования под детские ясли.

По инвентарной книге бюро технической инвентаризации, 2-й этаж Введенского храма в 1961 году занимал санаторий отдела здравоохранения Ростовского горисполкома. Согласно той же книге, в 1967 — 1988 годах здание храма занимал ГМЗРК .

Никольский надвратный храм

Святые врата с надвратной церковью свт. Николая Чудотворца были построены в 1655 году. В первой трети XIX века были перестроены.

16 декабря 1994 года состоялось малое освящение Никольского надвратного храма, в котором начались регулярные богослужения.

Часовня

С XVIII века в монастыре почиталась память Афанасия (Стахия), юродивого Ростовского, и старца Пимена Затворника, подвизавшихся в обители в XVII веке. В конце XVIII века над их могилами ростовским купцом Н. Хлебниковым была воздвигнута часовня, в которой с середины XIX века совершались ежедневные панихиды и находились иконные изображения подвижников. В этой часовне хранились и вериги старцев — железный камзол и две гири, современное местонахождение которых неизвестно. Часовня была разобрана к 1930 году.

Иоанно-Богословский храм в селе Богослов

В селе Богослов на р. Ишне, на месте чудесного явления ап. Иоанна Богослова прп. Авраамию, в 1689 году была выстроена деревянная церковь во имя ап. Иоанна Богослова, в которой служила монастырская братия.

Храм, а также иконы из его иконостаса, в 2000 году принадлежали ГМЗРК.

>Статистика

  • ок. 1907 — 13 монахов, 10 послушников .

Литература

  • Иустин (Охотин), архим. Описание ростовского Богоявленского Авраамиева мужского второклассного монастыря Ярославской епархии. Ярославль, 1862
  • Титов А. А. Ростовский Богоявленский Авраамиев мужской монастырь Ярославской епархии. Серг. П., 1894
  • Орешников А. В. Шитый покров на мощи св. Авраамия Ростовского, находящийся во Флоренции // Археологические известия и заметки ИМАО. М., 1894. Т. 2. С. 44-47
  • Баниге В. С., Милорадович А. Н. Памятник Казанской победы в Ростове (Богоявленский собор Авраамиева монастыря XVI века) // КСИА. Л., 1974. Вып. 139. С. 118-126
  • Баталов А. Л. Богоявленский собор ростовского Авраамиева монастыря и многопридельные храмы Северо-Восточной Руси второй половины XVI в. // История и культура Ростовской земли: Тез. докл. науч. конф. Ростов, 1991. С. 21-23
  • Баталов А. Л. Идея многопрестольности в московском каменном зодчестве середины — второй половины XVI в. // Русское искусство позднего средневековья: Образ и смысл: Сб. М., 1993. С. 103-141
  • Мельник А. Г. К вопросу о первоначальном облике Богоявленского собора ростовского Авраамиева монастыря // История и культура Ростовской земли. Ростов, 1992. С. 174-198
  • Мельник А. Г. Первоначальный интерьер Богоявленского собора ростовского Авраамиева монастыря // Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1992. Вып. 2. С. 71-79
  • Пуцко В. Г. Крест прп. Авраамия Ростовского // История и культура Ростовской земли, 1994. Ростов, 1995. С. 96-104
  • Вахрина А. П. Шитые надгробные покровы Авраамия Ростовского // Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1995. Вып. 8. С. 113-128
  • Третьякова А. Крест Авраамия Ростовского // Пластические искусства: Исслед. молодых: Сб. М., 1997. С. 153-163.

Использованные материалы

  • Баталов А. Л. Авраамиев Ростовский монастырь // Православная энциклопедия, М., 2000, сс. 163-165
  • Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и двух иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин, Москва, 1908, с. 925 — 926
  • Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви, СПб., 1877, сс. 339-341

РФ ГАЯО. Ф. Р-148. Оп. 1. № 41. Л. 2-4

РФ ГАЯО. Ф. Р-6. Оп. 1. № 53. Л. 63

Денисов Л.И. Указ. соч., с. 926

Уволен на покой

Из Углицкого Воскресенского монастыря, переведен в Спасо-Ярославский монастырь

Уволен на покой. Скончался 21 мая 1776 года

Переведен из Толгского монастыря, скончался 30 ноября 1799

У Строева — Антоний Рождоственский

Определение Священного Синода от 2004.03.26 // ЖМП, 2004, № 4

Авраамиевский Богоявленский монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Ярославская митрополия, Ярославская епархия, Ростовский благочиннический округ
Настоятельница — игумения Миропия (Юрченкова)

Святыни:
Мощи прп. Авраамия Ростовского. Находились до закрытия монастыря на севеврной стороне Авраамиевского придела, а на начало XXI века находятся в Спасо-Яковлевском Димитриевском мужском монастыре. Рядом с мощами хранилась древняя святыня обители — крест прп. Авраамия, который, как полагают, служил навершием трости, принадлежавшей преподобному.
иконы Спас на убрусе и Одигитрия, находились в монастыре со времен Ивана Грозного. Упоминаются в нач. XX века.

Храмы монастыря:
1. Собор Богоявления Господня
2. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
3. Церковь Николая Чудотворца

kancelyria@yareparhia.ru 8(48536)6-40-05 Адрес: Россия, Ярославская область, Ростов, Желябовская улица, 32Идет

История:
Авраамиев монастырь считается одним из древнейших в Северо-Восточной Руси и начало свое берет с 990 года. Его основатель, преподобный Авраамий. Из жизнеописания преподобного известно, что когда он поселился близ Ростова, на чудском конце города находился бездушный истукан Велеса, почитавшимся местными язычниками за покровителя торговли и богатства, и преподобный Авраамий просил Бога дать силу и благодать Святого Духа разорить злокозненного идола. Получил откровение, что для его свержения требуется идти в Царьград, в дом Иоанна Богослова, преподобный Авраамий отправился в путь, который был чудесно сокращен, поскольку сам апостол явился Авраамию на берегу реки Ишни. Св. Иоанн вручил ему трость и велел без боязни вооружиться на идола Велеса. Вернувшись, преподобный Авраамий одним ударом камышовой трости сокрушил истукана, «и абие идол Белее в прах бысть». На месте разрушенного идола преподобный построил храм во имя Святого Богоявления Господня и «келий устроил и монахи собрав, бысть им наставник и сотвори обитель свою общею».
Пожив богоугодно и «быв образ всем в добродетелех», преп. Авраамий преставился 29 октября / 11 ноября 1010 года. Святые мощи преподобного были обретены и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III (1176-1212).
Обитель прославилась и другими подвижниками из сонма святых Русской Церкви. В годину монголо-татарского ига из ее стен вышел на святительское служение епископ Игнатий, Ростовский чудотворец. Из жития преподобного Иринарха Ростовского известно, что он провел несколько лет в Авраамиевом монастыре в конце XVI века. В те же годы в обители подвизался преподобный Пимен Затворник Жития его не сохранилось.
Слово «старец» относилось в то время к особо почтенным монахам, много лет прожившим в монастыре. Подвигом преподобного стал затвор и ношение вериг. Преподобный Пимен, Затворник Ростовский почитается в лике собора Ростово-Ярославских святых.
Обитель посещали Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский и святитель Тихон, будущий Патриарх Всероссийский. В Авраамиево-Богоявленском монастыре три храма. Первый и главный храм монастыря в честь Богоявления был построен еще преп. Авраамием. Первоначально он был деревянным. Каменным же стал со времен царя Ивана Грозного, который в 1553 году, отправляясь на покорение Казани, взял с собой трость Иоанна Богослова, хранившуюся при святых мощах чудотворца Авраамия, «да тако и бысть взята Казань». После победы архимандрит Иоаким повелением царя Иоанна Васильевича заложил в монастыре на месте деревянного Богоявленского храма «церковь каменну с четырьма приделама». В посвящении приделов Богоявленского собора отразилась история чудотворной трости. Один из пределов посвящен преподобному Авраамию Ростовскому, другой — апостолу Иоанну Богослову, чей жезл забрал с собой царь, а третий покровителю самого царя — св. пророку Иоанну Предтече. Монастырский собор Богоявления Господня вобрал в себя все лучшее в русском зодчестве. Главный объем храма имеет форму куба и завершается традиционным для Руси пятиглавием. Придел преподобного Авраамия украшен стройным шатром, характерным для XVI века. Придел Усекновения главы св. Иоанна Предтечи увенчан горкой кокошников московского зодчества. А над приделом св. Иоанна Богослова в XIX веке ростовские каменщики, подражая древним мастерам, пристроили звонничную башню.
Второй монастырский храм в честь праздника Введения во храм Божией Матери связан с именем архимандрита Ионы Сысоевича, впоследствии Ростовского митрополита, местоблюстителя Патриаршего престола и строителя Ростовского кремля. Им был построен обычный русский храм-трапезная с покрытием на два ската и главкой посередине. В том же XVII веке был выстроен вкладом ростовских помещиков, государевых стольников Мещериновых и третий надвратный храм монастыря в честь святителя Николая чудотворца, в котором сейчас и проходят богослужения.
В XVII веке в связи с канонизацией митрополита Димитрия Ростовского и возвышением Спасо-Яковлевского монастыря, Богоявленский монастырь остался в тени, так что в XIX веке один из его настоятелей писал: «Недоумевал я, с чего начать дело, и за что прежде взяться, так как все, что я ни видел, требовало устроения и обновления». В таком положении оказался монастырь после длинного ряда номинальных настоятелей с продолжительными периодами междунастоятельств. Впрочем, обитель была восстановлена, и в ней особое внимание паломников привлекали мощи преподобного Авраамия. Ростовские матери молились угоднику Божию о здравии своих младенцев.
В 1915 году братия обители была переведена из Авраамиева монастыря в Яковлевский. На их место приехали сестры Полоцкого монастыря с мощами основательницы этой обители, преподобной Евфросинии.
С 1917 года наступили трудные времена для всей Русской Церкви и Авраамиевской обители, в частности. А именно, в 1918 году была проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение обители.
26 апреля 1920 года в числе прочих были осквернены мощи преп. Авраамия Ростовского, а затем переданы в музей. В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей. За волной государственного грабежа пошли волны местных грабежей монастырских могил и самих храмов. Положение ухудшалось, собор требовал починки, во многих монастырских кельях жили рабочие. Все же монастырь продолжал существовать, прикрываясь наименованием «Авраамиево-Богоявленское религиозное общество». В 1929 году по распоряжению советских властей прекратились богослужения в монастырских храмах.
Часть монастырской общины и служителей ненадолго перешла к общине ростовского Успенского собора, и многие из монастырской братии впоследствии арестованы. В 1930 году начали разрушать стены монастыря. В Богоявленском соборе сделали зерносклад, в Введенском храме последовательно-детский сад, санаторий, потом медвытрезвитель, о котором сняли сюжет для сатирического киножурнала «Фитиль». В Никольском храме размещались воинская часть, квартиры. И хотя храмы подвергались время от времени реставрации и присмотру, все же к нашему времени постройки обители оказались разорены и требуют значительного ремонта. Особенно тяжелое состояние у Богоявленского собора, где стены и арки требуют большого капитального ремонта.
В 1991 году мощи преп. Авраамия были возвращены Церкви и почивают сейчас в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре.
В 1994 году в бывшем монастыре было учреждено Подворье Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В том же году освящен Никольский храм и возобновлена его жизнь в качестве прихода Русской Православной Церкви.

В 2004 году по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии.

Оставьте комментарий