Никольский монастырь в Москве

Содержание

Никольский единоверческий монастырь

У этого термина существуют и другие значения, см. Никольский монастырь.

Монастырь
Никольский единоверческий монастырь
Вид монастыря с северо-запада от Преображенского вала, 2007 год.
Страна Россия
Город Москва
Конфессия Православие
Тип Бывший мужской
Дата основания 1866 год
Дата упразднения 1923 год
Статус Объект культурного наследия РФ № 7710639000№ 7710639000
Сайт Официальный сайт
Никольский единоверческий монастырь на Викискладе

Координаты: 55°47′27.9″ с. ш. 37°42′58.6″ в. д. / 55.791083° с. ш. 37.716278° в. д. (G) (O) (Я)

Никольский единоверческий монастырь — бывший православный монастырь, устроенный по правилам единоверия. Снискал свою известность тем, что в нём подвизались несколько известных миссионеров, обративших тысячи русских старообрядцев из церковного раскола в лоно Русской Православной Церкви. Именно в этом монастыре проходили первые съезды епархиальных миссионеров. Монастырь стал официальным центром подготовки единоверческих священников, и многие послушники и трудники монастыря стали священниками на единоверческих приходах во множестве епархий РПЦ.

Бывший монастырь расположен в районе Преображенское, Восточного административного округа города Москвы, и сегодня его территория относится к Воскресенскому благочинию Московской епархии.

История открытия монастыря

Вид на Никольский монастырь со стороны главных ворот, 1895 год.

Монастырь открыт, по ходатайству Московского митрополита Филарета (Дроздова), с Высочайшего императорского соизволения, 16 мая 1866 года на мужском отделении беспоповщинского Преображенского Богаделенного Дома. По дореволюционному делению территории, монастырь относился ко 2-му участку Лефортовской части города Москвы, и носил гордое наименование — Московский Никольский мужской единоверческий монастырь, хотя находился на самой окраине Москвы, за Камер-Коллежским валом, близ Преображенской заставы.

Ныне бывший монастырь расположен в Москве, вблизи станции метро «Преображенская площадь». С восточной стороны монастыря находится Преображенское кладбище, с западной — Преображенский Вал (ранее Камер-Коллежский вал), с северной — женское беспоповщинское отделение (с 1866 года в нём помещались все беспоповщинские призренники обоих полов) Преображенского Богаделенного Дома, часть территории которого ныне занимает Преображенский рынок, а с южной — новая территория Преображенского кладбища и 4-й автобусный парк, ранее же здесь был Хапиловский пруд, на котором у Преображенских беспоповцев была устроена крестильня (в виде купальни) для перекрещивания православных, совращаемых в свою секту.

Поводом, к открытию монастыря послужили, некоторою частью притеснения, насмешки и надругательства устраиваемые раскольниками над находящимся с 1854 года, на территории мужского отделения беспоповщинского Преображенского Богаделенного Дома, Единоверческим храмом, в виде, например делаемых в темные ночи испражнений у стены алтаря этого храма, несмотря на то, что корпус занимаемый беспоповцами отстоял от алтаря сажень на 15 и в нём имелись уборные места. Но главную причину основания монастыря, составляли присоединившиеся в 1865 году из раскола к Единоверию бывшие члены, так называемого Австрийского или Белокриницкого священства: три епископа — Онуфрий (Парусов), Пафнутий (Овчинников) и Сергий, один иеромонах — Иоасаф, два архидиакона — Филарет (Захарович) и Кирилл Загадаев, и два иеродиакона — Мельхиседек и Феодосий, и другие из монашествующих лиц обратившиеся к Православию вслед за ними.

Никольский единоверческий приход

Основная статья: Храм святителя Николая на Преображенском кладбище (Москва)Никольский храм (западная сторона)

До открытия монастыря в этом мужском отделении Преображенского Богаделенного Дома уже существовала с 1854 года Единоверческая церковь, под именем Никольский единоверческий храм, что при Преображенском Богадельном Доме, с находящимся при ней приходом, не упраздненным и по открытии монастыря.

16 сентября 1856 года это место удостоил своим посещением, бывший Государь Цесаревич Николай Александрович (скончавшийся в 1865 году) и Великие князья Александр Александрович (будущий император) и Владимир Александрович. Монастырь по прошению всех московских единоверцев, с высочайшего императорского соизволения наименован Никольским в память скончавшегося Государя Цесаревича Николая Александровича, посетившего бывший до монастыря Никольский единоверческий храм.

Внутри монастыря находится каменный одноглавый храм с невысокою каменною же колокольнею, устроенная из бывшей беспоповской главной молельни, называвшейся беспоповцами соборною часовнею. В нём два престола: Успения Пресвятой Богородицы, освящён по единоверческому чину святителем Филаретом (Дроздовым) в 1857 году, и святителя Николая Чудотворца, освящённый тем же святителем ранее — в 1854 году.

Освящение храмов последовало по Высочайшей воле императора Николая I, вследствие присоединения к единоверию главных беспоповских прихожан Преображенского дома: Гучковых, Носовых, Гусаровых, Бавыкиных, Осиповых и др. Эти прихожане на свои средства устроили алтарные пристройки и другие приспособления. Отдельно стоящая колокольня построена в 1876—1879 годах на средства благотворителей — главным образом А. И. Хлудова и И. В. Носова.

Описание монастыря

Вид на мужскую обитель через Хапиловский пруд, 1888 год.

Над воротами при входе из бывшей молельни устроена пятиглавая церковь Воздвижения. Смежно с церковью находится замечательная библиотека, завещанная монастырю Алексеем Ивановичем Хлудовым, открытая в 1883 году; в ней множество греческих и славянских харатейных (хартия — летопись) рукописей, богослужебных, догматических, поучительных старопечатных книг, книг новой печати богословского и исторического характера. В нижнем этаже — церковно-приходская школа, открытая в 1855 году на средства монастыря, до этого содержавшаяся на средства Преображенского дома. Келья настоятеля расположена в небольшом каменном флигеле с северной стороны Успенского храма. До открытия монастыря здесь жил смотритель, а ранее помещалась беспоповщинская контора. В ней заседали наставники и главари-попечители, обсуждали и решали все дела, утверждали и рассылали по всей Руси послания, наставления и т. п. Одним словом, здесь сосредоточивалась некогда главная сила Федосеевской секты. Братские кельи находятся на восточной стороне Успенского храма, в двухэтажном каменном корпусе, где прежде помещались призреваемые.

В 1907 году в монастыре был игумен, 22 монаха, 41 послушник.

Монастырь после 1917-го года

В 1917 года большая часть библиотеки собрания рукописей А. И. Хлудова поступила в Государственный Исторический музей.

К 1923 году монастырь был закрыт, и превращён в дом коммуны завода Радио. Главный соборный храм превращён в приходской. В 1930-х гг. стены и башни монастыря были разобраны, юго-восточную часть заняло расширившееся кладбище. В 1977—1980 гг. под руководством И. К. Русакомского отреставрированы колокольня и сохранившаяся часть монастырских стен.

А в 1923 году монастырь был окончательно закрыт и весь архив с остатками рукописей Никольского единоверческого монастыря оказался в ГИМ, где хранится и поныне. Большое количество древних икон — также были вывезены в Исторический музей, откуда потом часть из них попала в Третьяковскую галерею и небольшое количество в Музей Коломенское. В 1920-х гг. в здании бывшей монастырской школы и в кельях монастыря открыта трудовая школа, а после размещались различные учреждения, например общежитие завода Радио.

В первой половине 1920-х годов Советские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней — Успенской части храма. Храм был разделён на две части, так что главная часть храм с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой — трапезной части. В отделенной трапезной части, дополнительно к существовавшему с середины XIX века Никольскому (левому) приделу, сооружается новый Успенский (правый) придел.

К 1930-му году единоверческая община в передней — Успенской части храма практически перекратила существовать. И в 1930 году в связи с ликвидацией общины новопоморцев в Токмаковом переулке, единоверческая — Успенская часть храма была передана Советскими властями старообрядцам беспоповского новопоморского толка, занимающим её и поныне. Трапезная — Никольская часть храма с двумя приделами сегодня принадлежит православному приходу. В интерьере сохранились иконы XV—XVII веков.

Монастырские архитектурные сооружения

Храм святителя Николая Чудотворца

Основная статья: Храм святителя Николая на Преображенском кладбище (Москва)

В некоторых источниках именуется — Храм Успения Пресвятой Богородицы, так как центральный престол был посвящён именно Успению Богородицы.

Находится посреди монастырского двора.

«Построен в 1784 году» как старообрядческая часовня.

«Придел свт. Николая Чудотворца освящен свт. Филаретом, митрополитом Московским 3 апреля 1854 года».

Успенский (центральный) престол «освящен свт. Филаретом, митрополитом Московским 2 июня 1857 года».

«Всё внешнее и внутреннее устройство храма произведено И. Ф. Гучковым при содействии архитектора Вивьена».

Храм Воздвижения Креста Господня

Основная статья: Храм Воздвижения Креста Господня в Никольском единоверческом монастыреХрам Воздвижения Креста Господня
(над западными воротами)

Тёплый, над западными воротами храм построен в 1801 году, а освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским 19 декабря 1854 года.

Центральная часть всего здания двухэтажная, по краям к нему впритык пристроены одноэтажные флигеля.

После закрытия Никольского единоверческого монастыря, некоторое время храм продолжал быть действующим, но вскоре был закрыт. Храм и пристроенное к нему здание были превращены в общежитие и все пять глав были сломаны.

С середины 1990-х годов сильно перестроенное здание в котором был храм передано Церкви. В здании разместилась реставрационно-иконописная мастерская «Александрия», на средства которой был проведён капитальный ремонт, восстановлены все 5 куполов и вызолочены кресты на куполах.

Отдельно стоящая колокольня

Кроме небольшой колокольни в западной части главного монастырского храма Успения Пресвятой Богородицы ещё западнее выстроена отдельно стоящая колокольня «1876—1879 годы.» «готического стиля, на средства благотворителей, главным образом Алексея Ивановича Хлудова и Ивана Васильевича Носова», «архитектор Ф.И. Горностаев».

Отдельно стоящая колокольня в 1960-е годы находилась в жалком состоянии: крыша провалилась, вид был почерневший, темно-грязный (М. Л. Богоявленский). В конце 1970-х годов её отремонтировали, крест вызолотили. Колоколов на ней нет, и проход закрыт забором. Небольшие колокола сохранились на звоннице в западной части храма.

Святые молившиеся в храмах Монастыря

  • Святитель Филарет митрополит Московский, (Дроздов) — 3 апреля 1854 года совершил освящение Никольского престола в Соборном храме Преображенского Богадельного дома, 19 декабря 1854 года совершил освящение престола и произнес проповедь в надвратном храме Воздвижения Креста Господня, 2 июня 1857 года совершил освящение престола Успения Божией Матери и произнес проповедь в Соборном храме;
  • Священномученик Владимир митрополит Киевский, (Богоявленский) — 2 июня 1905 года свщмч. Владимир, будучи митрополитом Московским и Коломенским участвовал в отпевании, по единоверческому чину, профессора Николая И. Субботина, затем погребенного билиз могилы архим. Павла (Леднева) в Никольском единоверческом монастыре;
  • Священномученик Тихон архиепископ Воронежский, (Никаноров) — 1 мая 1895 года свщмч. Тихон, будучи епископом Можайским, вик. Московской епархии служил заупокойную божественную литургию, у гроба почившего настоятеля архим. Павла (Леднева), а затем участвовал в отпевании, по единоверческому чину, архим. Павла (Леднева);
  • Преподобномученик Мина Рязанский, (Шелаев) архимандрит — с 23 августа 1910 года по 1913 год исполнял должность учителя церковно-приходской школы при Никольском единоверческом монастыре, фактором становления Ивана Власовича Шелаева как православного миссионера явилась его духовная близость с настоятелем Монастыря игуменом Миной (Шустовым);
  • Преподобномученик Иоасаф Московский, (Боев) архимандрит — c 1918 года по 1921 год был в братстве Никольского единоверческого Монастыря, в 1923—1924 годах жил в бывшем Монастыре и возможно служил без зачисления в штат храма свт. Николая на Преображенском кладбище;
  • Священномученик Сергий Московский, (Голощапов) протоиерей — в 1922—1925 годах служил без зачисления в штат храма свт. Николая на Преображенском кладбище.

Дополнительная литература

  1. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. М., 1963. Т. 1. С. 298—299; Т. 2. С. 159, 242, 306, 309—310, 335.
  2. В поисках Святой Руси: Из писем А. Н. Руднева к В. И. Леоновой // Надежда. Франкфурт-на-Майне, 1981. Вып. 6. С. 287—289, 348.
  3. Васьков М. Музей, баня или милосердие? // Моск. правда. 1989. 28 дек.
  4. Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. 1. С. 433 — училище; С. 840 — противораскольническое братство св. Петра митрополита моск.
  5. Вся Москва: Адресная книга на 1914 г.
  6. Гурьянов В. П. Лицевые святцы XVII в. Никольского единовер. монастыря в Москве. М., 1904. С. 30.
  7. Каталог архивов. Вып. 3. С. 578; Вып. 5. С. 310.
  8. Копылова Е. Преображенское: шаги навстречу // Веч. Москва. 1989. 14 июня.
  9. Корнеев В. Преображенское: возвращение к истокам // Известия. 1989. 5 дек.
  10. Москва в её прошлом и настоящем. М., 1912. Т. 12. С. 66 (фото монастыря).
  11. Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, зданий и др. примечательных сооружений. М., 1884 (вид монастыря).
  12. Москва. Памятники архитектуры XVII — 1-й трети XIX в. М., 1975. С. 345 (фото 156).
  13. Погодин М. П. Освящение церкви на Преображенском кладбище. (о церкви Успения Николы).
  14. Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2.
  15. Синицын П.В. Никольский единоверческий мужской монастырь в Москве, что в Преображенском. -М.: Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1896. -26 с.
  16. С-н А. Прогулка на Преображенском беспоповщинском федосеевском кладбище в Москве. М., 1879. (оттиск из «Душеполезного чтения» за июль — август 1879).
  17. Субботин Н. И., проф. МДА. Присоединение к православию раскольнических епископов и других членов так называемой Белокриницкой иерархии. -М.: Унив. тип. (Катков и К°), 1866. −60 с.
  18. То же. Приложение 1. М., 1888 (вид монастыря от Хапиловского пруда).
  19. Ухабы на дороге к храму. Преображенское и вокруг него // Веч. Москва. 1990. 23 марта.
  20. Филарет (Захарович), игум. Об открытии Никольского единоверческого монастыря в Москве : Ист. записка / Сост. игум. Филаретом. -М.: тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, 1897. −30 с.
  21. ЦИАМ. Фонд 1181: «Никольский единоверческий монастырь», 104 ед. хр., 1854—1921 гг.

Ссылки

  • Пётр Паламарчук. «Сорок сороков». Никольский единоверческий общежительный мужской монастырь
  • Статья на сайте Православие.ru: «Преображенское преобразится: на востоке столицы восстановят два монастыря»
  • Статья в энциклопедии «Москва»: «Никольский единоверческий монастырь»
  • Книга о Никольском единоверческом монастыре на сайте Издательства «Компания Спутник+»
  • Монастырь во имя свт. Николая Чудотворца единоверческий на Преображенском кладбище на Ortho-rus.ru
  • Никольский единоверческий монастырь на Russian-church.ru
  • Никольский единоверческий монастырь на Temples.ru
  • Никольский единоверческий монастырь на BestGuide.ru

Монастыри Москвы

Богородице-Рождественский монастырь | Высоко-Петровский монастырь | Данилов монастырь | Донской монастырь | Заиконоспасский монастырь | Зачатьевский монастырь | Ивановский монастырь | Марфо-Мариинская обитель | Новодевичий монастырь | Новоспасский монастырь | Покровский монастырь | Сретенский монастырь

Бывшие монастыри: Андреевский монастырь | Андроников монастырь | Алексеевский монастырь | Афанасьевский монастырь | Богоявленский монастырь | Варсонофьевский монастырь | Вознесенский монастырь | Всехсвятский единоверческий монастырь | Георгиевский монастырь | Златоустовский монастырь | Знаменский монастырь | Казанский Головинский монастырь | Крестовоздвиженский монастырь | Моисеевский монастырь | Никитский монастырь | Николаевский монастырь | Николо-Перервинский монастырь | Никольский единоверческий монастырь | Новинский монастырь | Ново-Алексеевский монастырь | Симонов монастырь | Скорбященский монастырь | Страстной монастырь | Фёдоровский монастырь | Чудов монастырь

Иноверческие монастыри: Монастырь Святого Франциска | Преображенская старообрядческая община

МОСКОВСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ЕДИНОВЕРЧЕСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Бывший Московский Никольский единоверческий мужской монастырь. Фото 17 июля 2014 г.

Московский единоверческий монастырь во имя святителя Николая Чудотворца (недейств., ныне при б. монастырском Успенском (Никольском) храме одновременно действуют Никольский приход Московской епархии Русской Православной Церкви и старообрядческая поморская община)

  • Адрес: Россия, 107061, г. Москва, Преображенский вал, 25
  • Официальные сайты:
    • православный Никольский приход:
    • иконописная мастерская «Александрия»:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Московское Преображенское кладбище. Иллюстрация 1-й пол. XIX в.

Старообрадческое кладбище и обитель

Монастырь возник на месте старообрадческой обители, началом которой стало Преображенское кладбище. Кладбище возникло во время чумы в 1771 году. Одним из главных его организаторов был дворовый человек князей Голицыных Илья Алексеевич Ковылин, перешедший в старообрядческий раскол и записавшийся в московском купечестве. Вместе с другими организаторами он явился к губернатору с просьбой разрешить устроить на свой счет чумной карантин у Преображенской заставы. У Преображенского кладбища стали после того селиться старообрядцы, ставить жилые дома и молельни.

В дальнейшем Ковылин получил Высочайшее разрешение на устройство Преображенского богаделенного дома. Обитель обнесли каменной оградой с башнями по углам. Здесь расположилась Федосеевекая беспоповская контора — центр федосеевского толка старообрядчества — в которой производили суд и расправу, избирали и утверждали духовных отцов, рассылая их по стране. При Преображенском кладбище под началом архитектора Фёдора Кирилловича Соколова был возведён целый ансамбль построек: соборная часовня (впоследствии храм) в честь Успения Пресвятой Богородицы (1784-1790) ; богаделенный корпус с моленной (1798-1801); надвратная часовня, впоследствии Крестовоздвиженский храм (1805-1808).

В 1806 году была построена женская обитель, также обнесённая каменной оградой с башнями по углам, а на старом месте осталась мужская.

Возникновение единоверческой общины

В 1854 году община старообрядцев-федосеевцев распалась и часть её была принята в Православную Церковь, перейдя в единоверие. В Православие в то время перешли главные беспоповские прихожане Преображенского дома: Гучковы, Носовы, Гусаровы, Бавыкины, Осиповы и другие, образовавшие новый приход. В этой связи, для ограничения своеволия раскольников, император Николай Павлович повелел основать на Преображенском кладбище православную церковь, передав новообразованному Никольскому единоверческому приходу Успенскую часовню. В трапезной части часовни был создан придел во имя святителя Николая Чудотворца, освящённый 3 апреля 1854 года. 19 декабря того же года надвратная часовня была освящена как Крестовоздвиженский зимний храм, также отошедший к единоверцам. В 1855 году на приходе была открыта церковно-приходская школа. Вскоре, после пристройки алтарной апсиды к главной части храма, 2 июня 1857 года святитель Филарет Московский освятил главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы. Алтарные пристройки и другие приспособления прихожане устроили на свои средства.

После перехода в православие из белокриницкого согласия троих епископов — Онуфрия, Пафнутия, Сергия, а также иеромонаха Иоасафа, архидиакона Филарета и двух иеродиаконов, на месте мужского отделения беспоповского Преображенского богаделенного дома было решено создать единоверческий монастырь. Все беспоповцы ранее призреваемые на мужском дворе были переселены на женский двор. Никольский единоверческий мужской монастырь был открыт 16 мая 1866 года, по соизволению императора Александра Николаевича и по представлению митрополита Московского святителя Филарета.

Успенский храм стал собором для вновь учреждённого монастыря, но при этом прежний причт церкви не был упразднён и продолжал служить совместно с монастырским. Кроме соборной церкви над воротами при входе из бывшей молельни была устроена церковь Воздвижения Креста Господня. Под ней разместились помещения библиотеки и церковно-приходской школы на 100 человек. Келья настоятеля была в небольшом каменном флигеле с северной стороны Успенского храма, а братские кельи (в бывшем богаделенном корпусе) — с его восточной стороны, в 2-х этажном каменном корпусе. В 1876-1879 годах архитектором Ф. И. Горностаевым на средства благотворителей — преимущественно Алексея Ивановича Хлудова и Ивана Васильевича Носова — была построена отдельно стоящая колокольня. В келейном корпусе планировалось устроить тёплую монастырскую церковь в помещении моленной, но осуществлено это не было.

Московский Никольский единоверческий монастырь. Фото 1890-х гг. (ГИМ).

Расцвет монастыря

Монастырь вскоре приобрёл особую значимость как центр подготовки единоверческих священников для всей Русской Церкви. В монастыре проходили съезды противораскольничьих миссионеров: 1-й с 29 июня по 13 июля 1887 года и 2-й в те же дни в 1891 году. Обитель также выделялась своим уникальным собранием книг и образов.

Одним из важнейших благотворителей новой обители стал Алексей Иванович Хлудов, который завещал монастырю свою богатейшую библиотеку. Собрание книг открылась в обители в 1883 году, в особо устроенном для него помещении смежно с надвратной Крестовоздвиженской церковью. Библиотека Хлудова содержала множество греческих и славянских рукописей, старопечатных богослужебных книг, догматических, поучительных, новой печати богословского и исторического характера. Первое начало этой библиотеки было положено любителем книжной старины А. И. Озерским; по переходе ко Хлудову собрание росло и умножалось особенно памятниками полемики и истории раскола (так, в неё вошло собрание рукописей А. Ф. Гильфердинга, А. И. Лобкова). После перехода к монастырю к 361 рукописи собрания Хлудова была добавлена ещё 171 рукопись. В итоге обитель оказалась обладательницей богатейшего в мире собрания полемических сочинений о расколе (более 200 рукописей). Имелись тут и такие важные памятники для истории славяно-русской литературы как творения преподобного Иоанна Дамаскина в переводе князя А. М. Курбского с собственноручными заметками. Также, в Никольском монастыре разместился склад изданий противораскольнического братства святого Петра митрополита, куда иногородние обращались за книгами.

К началу XX века обитель называли богатейшей в России в отношении старой иконописи. Все образа обители относились к XIV-XVII векам. В храмах монастыря было много древних, замечательных по письму икон, перешедших из прежде бывших здесь федосеевских молелен (в приделе святителя Николая иконы происходили из иконостаса бывшей домашней моленной предков семьи Гучковых) и ранее похищенных федосеевцами из московских церквей во время чумы 1771 года и занятия Москвы французами в 1812 году. Так, среди икон в Успенском храме были редчайшие образцы греческих, строгановских, новгородских, московских и других школ иконописи; имелись образа, писанные преподобным Андреем Рублёвым и Прокопием Чириным, писанные по заказу царей, принадлежавшие памятным по истории храмам. В монастыре находилась особо чтимая древняя икона святого Иоанна Предтечи, которая участвовала в московских крестных ходах вместе с другими высокочтимыми святынями города.

До конца синодального периода к монастырю прилегали тихие луга и сады, сама обитель имела уединённый вид. Крестные ходы вокруг монастыря совершались 9 мая и 15 августа. На братском кладбище монастыря были погребены немало видных деятелей единоверия, в частности — бывшие настоятели обители отцы Онуфрий (Парусов) и Павел (Леднев).

Бывший Никольский единоверческий монастырь. Вид с северо-запада, фото 1979 г.

Приходская жизнь в закрытой обители

В 1922 или 1923 году по распоряжению советской власти монастырь был закрыт. Большая часть библиотеки собрания рукописей А. И. Хлудова была изъята уже в 1917 году и поступила в Государственный исторический музей (ГИМ), а в 1923 году и весь архив с остатками рукописей Никольского монастыря в Москве оказался в ГИМ, где оставался на начало XXI века. Иконы монастрыря были переданы в Государственный Исторический музей. Такая же судьба постигла собрание Егора Егоровича Егорова, подаренное им в начале XX века Преображенскому богаделенному дому. В бывшей обители был устроен дом коммуны завода радио. Бывшие братские кельи были заняты советской трудовой школой Н. И. Якушева.

После закрытия монастыря, соборную церковь передали обновленцам, но единоверческая община осталась существовать в главной, Успенской части храма. Храм был разделён на две части, так что главная часть с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой — трапезной части, в которой был сооружаён новый правый Успенский придел. К 1930 году единоверческая община практически перестала существовать, и власти, в связи с ликвидацией общины новопоморцев в Токмаковом переулке, передали Успенскую часть храма старообрядцам беспоповского новопоморского толка.

В 1930-х годах стены и башни монастыря были разобраны, юго-восточную часть бывшей обители заняло расширившееся кладбище. После исчезновения обновленческого прихода, занимаемая ими Никольская часть храма перешла к православным.

В 1977-1980 годах под руководством И. К. Русакомского были отреставрированы колокольня и сохранившаяся часть монастырских стен. В последующее десятилетие постепенно шёл процесс реставрации строений бывшей обители. К 1990 году весь комплекс сохранившихся построек монастыря состоял под государственной охраной (охранный № 169А).

В конце 1989 года прошла встреча руководителей Куйбышевского райкома с тремя авторскими коллективами, представившими свои планы по Преображенской слободе: предлагалось устроить центр старообрядческой культуры или странноприимный комплекс. Однако, на деле по окончании советского периода старообрядцы-поморцы и православные продолжали делить главный Успенский (Никольский) храм как и прежде. Надвратный Крестовоздвиженский храм был передан Русской Православной Церкви, после чего были восстановлены его снесённые главы, а внутри обосновалась иконописная мастерская «Александрия». Бывший богаделенный (келейный) корпус отошёл к старообрядцам, и в нём была восстановлена моленная во имя Пресвятой Троицы и апостола Иоанна Богослова.

Статистика

  • 1907 — 1 игумен, 22 монаха, 41 послушник
  • 1917 — 2 храма (с 3 престолами)
  • 1990 — 1 храм (с 2 престолами) действует; 1 храм (с 1 престолом) закрыт

Успенский (Никольский) храм бывшего Московского Никольского единоверческого монастыря. Фото 17 июля 2014 г.

Храмы, архитектура

Сохранившийся ансамбль бывшего монастыря включает Успенский (Никольский) соборный храм; братский корпус (больничную палату, в восточной части монастыря); надвратный корпус с Крестовоздвиженским храмом; служебный корпус (два одноэтажных здания с севера-запада и с юго-запада от келейного корпуса, по архитектурной обработке сходны с настоятельской кельей); колокольню; фрагмент западной стены (к северу от надвратной Крестовоздвиженской церкви). Две одноэтажных каменных кельи к северу от Успенской церкви были отремонтированы и обращены в церковные сторожки к 1990 году. В восточном углу — ещё один двухэтажный корпус (1-й этаж каменный, 2-й — деревянный). К югу от Успенской церкви — три новых двухэтажных сараеобразных строения. В северо-западном углу — одноэтажное строение (корпус № 4). В юго-западном углу — огороженный забором хозяйственно-строительный участок.

Успенский (Никольский) соборный храм

Кирпичный храм темно-красного цвета с желтыми украшениями был воздвигнут в 1784-1790 годах как соборная часовня в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1854 году часовня перешла к православным единоверцам в качестве приходской церкви, в связи с чем для служения Литургии понадобился алтарь и в трапезной части был сооружён придел во имя святителя Николая Чудотворца. Затем была сооружена апсида для главного алтаря и в 1857 году был освящен центральный Успенский престол. В 1920-х годах Успенская (основная) и Никольская (трапезная) части были разделены глухой кирпичной стеной, в связи с совместным пользованием храма двумя общинами; тогда же в Никольской части был сооружен новый Успенский придел.

На звоннице в западной части Никольского храма сохранились старые колокола.

Надвратная Крестовоздвиженская церковь

Была возведена как надвратная часовня в 1805-1808 годах. В 1854 году в ней был освящён престол в честь Воздвижения Креста Господня. Храм увенчан луковичным пятиглавием.

Больничные палаты (Братские кельи) с Троицкой и Иоанно-Богословской моленной

Кирпичный двухэтажный корпус мужской богадельни с домовой старообрядческой моленной был построен в 1801 году. По обеим боковым сторонам моленной находились каменные палаты и двухэтажные круглые «ретирады» с каменными переходами к ним.

Колокольня бывшего Московского Никольского единоверческого монастыря. Фото 17 июля 2014 г.

Колокольня

Отдельно стоящая колокольня из красного кирпича была выстроена в 1876-1879 годы в готическом стиле. К 1960-м годам крыша колокольни провалилась, всё здание сильно почернело. В конце 1970-х годов колокольню отремонтировали, крест вызолотили. По состоянию на 1990-е годы колоколов на колокольне не было, а проход был закрыт забором.

Святыни

В интерьере Никольской части Успенского (Никольского) храма по ныне сохраняются иконы XV-XVII веков. На 1913 год главным образом в алтаре храма была икона Божией Матери называемая «Голубицей»: на Её руках восседал Младенец Христос в белой одежде, держащий на руках белого голубя.

Ныне несколько икон прежде бывших в Никольском единоверческом монастыре находятся в Третьяковской галерее. Среди них:

  • Деисусный чин, сер. XV в. («Рублёвская легенда», московская школа), по фону называемый «Облачным чином». Изображены Спас Вседержитель, Богоматерь, Иоанн Предтеча, Архангел Гавриил, Архангел Михаил, апостол Петр, апостол Павел. Иконы были приобретены в конце XVIII века основателем Преображенского кладбища И. А. Ковылиным у причта Московской церкви Анастасии Узорешительницы, что в Охотном ряду. Затем перешли в Успенский собор Никольского единоверческого монастыря. Раскрыты в Центральных государственных реставрационных мастерских в 1927-1928 годах И. И. Сусловым для Госторга; забраны из Антиквариата (занимавшегося продажей художественных ценностей за границу) в галерею в 1933 году
  • Феодор Сикеот и Георгий с житием Феодора Сикеота, кон. XVI — нач. XVII в. (годуновская школа), раскрыта частично, поступила в 1934 году из Центральных государственных реставрационных мастерских
  • Рождество святителя Николая Чудотворца, с житием, 1601 г., мастер Семейко Бороздин (на обороте иконы выжжено клеймо Никольского единоверческого монастыря), поступила в 1930 году из Государственного исторического музея
  • Принесение убруса Нерукотворного образа, 1-й четверти XVII в., мастер Первуша (под верхней шпонкой выжжено клеймо Никольского единоверческого монастыря), поступила через Центральные государственные реставрационные мастерские в 1934 году
  • Список Владимирской иконы Божией Матери, кон. XVI — нач. XVII в., Прокопий Чирин (?, на обороте выжжено клеймо Никольского единоверческого монастыря), поступила в 1930 году из Государственного исторического музея

Использованные материалы

  • «№ 23. Никольский единоверческий общежительный мужской монастырь», Паламарчук П. Г., Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских церквей. В 4 тт., т. 1: «Кремль и монастыри»:
  • «Москва. Никольский единоверческий мужской монастырь», Народный каталог православной архитектуры Соборы.ру:
  • Страница приходского сайта Московского Никольского храма на Преображенском кладбище, сеть православных сайтов Приход.Ру:
  • «МОСКОВСКОЕ ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ. 8 МАЯ 2015», Живой журнал «hramy_msk» (взято у пользователя «rostovetz»), 12 мая 2015:

Авторство часовни некоторые приписывают не Ф. К. Соколову, а В. И. Баженову.

Миролюбов Иоанн, свящ., Саранча Евгений, свящ., «Единоверие», Православная энциклопедия, т. 18, с. 42-50,

Известен тем, что в нём служили несколько известных миссионеров. Именно в этом монастыре проходили первые съезды епархиальных миссионеров. Монастырь стал официальным центром подготовки единоверческих священников, и многие послушники и трудники монастыря стали священниками на единоверческих приходах во множестве епархий РПЦ.

Вид монастыря с северо-запада от Преображенского вала, 2007 год.NVO, GNU 1.2

Бывший монастырь расположен в районе Преображенское, Восточного административного округа города Москвы, и сегодня его территория относится к Воскресенскому благочинию Московской епархии.

У этого термина существуют и другие значения, см. Никольский монастырь.

Монастырь
Никольский единоверческий монастырь

Ансамбль Никольского Единоверческого монастыря.
Объект культурного наследия России федерального значения
рег. №№: 771420968400006 и другие: (ЕГРОКН)
55°47′27″ с. ш. 37°42′58″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Местоположение Москва
Конфессия Православие
Епархия московская
Тип мужской
Дата основания 1866 год
Дата упразднения 1923 год
Статус Охраняется государством
Сайт pavel-prusskiy.ru
Никольский единоверческий монастырь на Викискладе

Никольский единоверческий монастырь — бывший мужской единоверческий монастырь Русской православной церкви, расположенный в Москве.

Монастырь знаменит тем, что в нём служили несколько известных миссионеров. Именно в этом монастыре проходили первые съезды епархиальных миссионеров. Монастырь стал официальным центром подготовки единоверческих священников, и многие послушники и трудники монастыря стали священниками на единоверческих приходах во множестве епархий РПЦ.

Бывший монастырь расположен в районе Преображенское, Восточного административного округа города Москвы, и сегодня его территория относится к Воскресенскому благочинию Московской епархии.

Основная статья: Храм святителя Николая на Преображенском кладбище (Москва)

В 19 веке на месте монастыря существовала Преображенская община старообрядцев-беспоповцев (до сих пор существует на части своей прежней территории).

В 1854 году Преображенская соборная часовня беспоповцев, считавшихся нелояльными государству, была у них отнята и передана единоверцам как Никольский единоверческий храм.

В конце 1865 года митрополит Филарет (Дроздов) обратился к императору с ходатайством учредить мужской единоверческий монастырь на московском Преображенском кладбище, на месте мужской половины Преображенской общины беспоповцев, и получил положительный ответ через обер-прокурора.

Игумен Филарет (Захарович) в своей «Исторической записке об основании Никольского монастыря» по этому поводу пишет:

«В решении этом между прочим сказано, чтобы призреваемые в зданиях мужского отделения Преображенского богаделенного дома до 25 беспоповцев переведены были в свободные здания женского отделения Преображенского богаделенного дома с предоставлением занимаемого ими помещения и вновь воздвигаемого флигеля единоверческому монастырю, но с тем, чтобы за эти здания, согласно мнению Министра внутренних дел и министра финансов, было назначено беспоповцам соответственное денежное вознаграждение, за строящийся флигель единоверцами, а за занимаемые призреваемыми беспоповцами помещения, если сами единоверцы не признают возможности приобрести оные покупкою на собственные средства, из сумм государственного казначейства, по предварительной оценке, и в размере, не превышающем 25 тысяч рублей. Там же сказано, что для скорейшего окончания дела, обращающего на себя особенное внимание Государя Императора, комитет министров положил, чтобы „ныне же, и не ожидая оценки, передать единоверцам для устройства монастыря здания, занимаемые беспоповцами на мужском отделении Преображенского богаделенного дома в Москве, с переводом призреваемых в тех зданиях в помещения женского отделения означенного богаделенного дома“. Его Императорское Величество 12 ноября Высочайше изволил положить на журнале комитета министров собственноручную резолюцию: „Исполнить“».

Торжественное открытие состоялось 16 мая 1866 года, но сам святитель Филарет по болезни присутствовать на открытии не смог и послал своего викария Леонида, епископа Дмитровского.

Вид на Никольский монастырь со стороны главных ворот, 1895 год.

Поводом к открытию монастыря послужила политика российского правительства, направленная на притеснение старообрядцев и подталкивание их к переходу в единоверие. Непосредственной причиной основания монастыря, был переход в единоверие нескольких представителей старообрядческого духовенства Белокриницкого согласия. Это были три епископа — Онуфрий (Парусов), Пафнутий (Овчинников) и Сергий, один иеромонах — Иоасаф, два архидиакона — Филарет (Захарович) и Кирилл Загадаев, и два иеродиакона — Мельхиседек и Феодосий, а также некоторое количество простых монахов.

Вскоре к единоверию также присоединился ряд видных прихожан Преображенской беспоповской общины: Гучковы, Носовы, Гусаровы, Бавыкины, Осиповы и др. Эти прихожане на свои средства благоустроили монастырский храм.

Монастырь, по прошению всех московских единоверцев, с императорского разрешения был назван Никольским в память о скончавшемся до вступления на престол Цесаревиче Николае Александровиче (сыне Александра II), который посещал это место в 1856 году вместе с братьями Александром (будущим императором) и Владимиром.

Отдельно стоящая колокольня монастыря, знаменитая «Преображенская свеча», построена в 1876—1879 годах по проекту архитектора М. К. Геппенера на средства благотворителей — главным образом А. И. Хлудова и И. В. Носова.

Ныне бывший монастырь расположен вблизи станции метро «Преображенская площадь». С восточной стороны монастыря находится Преображенское кладбище, с западной — Преображенский Вал (ранее Камер-Коллежский вал), с северной — Преображенская старообрядческая община и Преображенский рынок, а с южной — новая территория Преображенского кладбища и 4-й автобусный парк. Ранее с южной стороны от монастыря находился Хапиловский пруд, на котором у Преображенских беспоповцев была устроена крестильня (в виде купальни).

Вид на мужскую обитель через Хапиловский пруд, 1888 год.

По дореволюционному делению территории, монастырь относился ко 2-му участку Лефортовской части города Москвы, и находился на самой окраине Москвы, за Камер-Коллежским валом, вблизи Преображенской заставы.

Над воротами при входе из бывшей молельни была устроена пятиглавая церковь Воздвижения. Смежно с церковью находилась замечательная библиотека, завещанная монастырю Алексеем Ивановичем Хлудовым, открытая в 1883 году; в ней было множество греческих и славянских харатейных (хартия — летопись) рукописей, богослужебных, догматических, поучительных старопечатных книг, книг новой печати богословского и исторического характера. В нижнем этаже находилась церковно-приходская школа, открытая в 1855 году на средства монастыря, до этого содержавшаяся на средства Преображенского дома. Келья настоятеля была расположена в небольшом каменном флигеле с северной стороны Успенского храма. До открытия монастыря здесь жил смотритель, а ранее у беспоповцев размещалась контора. В ней заседали наставники и попечители, обсуждали и решали все дела, утверждали и рассылали по всей Руси послания, наставления и так далее. Братские кельи находились на восточной стороне Успенского храма, в двухэтажном каменном корпусе, где прежде помещалась богадельня.

В 1907 году в монастыре был игумен, 22 монаха, 41 послушник.

Святые, связанные с монастырём

  1. Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский — 3 апреля 1854 года совершил освящение Никольского престола в Соборном храме Преображенского Богадельного дома, 19 декабря 1854 года совершил освящение престола и произнес проповедь в надвратном храме Воздвижения Креста Господня, 2 июня 1857 года совершил освящение престола Успения Божией Матери и произнес проповедь в Соборном храме;
  2. Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский — 2 июня 1905 года свщмч. Владимир, будучи митрополитом Московским и Коломенским участвовал в отпевании, по единоверческому чину, проф. Николая Субботина, затем погребённого близ могилы архим. Павла (Леднева) в Никольском единоверческом монастыре;
  3. Священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский — в мае 1916 года свщмч. Серафим, будучи епископом Бельским, викарием Холмской епархии проживал в монастыре и участвовал в монастырских богослужениях посвящённых пятидесятилетию открытия Никольского монастыря;
  4. Священномученик Тихон (Никаноров), архиепископ Воронежский — 1 мая 1895 года свщмч. Тихон, будучи епископом Можайским, викарием Московской епархии служил заупокойную божественную литургию, у гроба почившего настоятеля архим. Павла (Леднева), а затем участвовал в его отпевании, по единоверческому чину;
  5. Священномученик Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский — будучи ещё семинаристом, приезжал в монастырь и беседовал с архим. Павлом (Ледневым) в 1894 году, и эти беседы повлияли на решение принять монашество и стать епархиальным миссионером;
  6. Преподобномученик Варлаам (Коноплёв), архимандрит — его беседы в монастыре с архим. Павлом (Ледневым) повлияли на решение присоединиться из раскола к Православной Церкви и в дальнейшем принять монашество;
  7. Преподобномученик Иоасаф (Боев), архимандрит — в 1918—1921 годах был в братстве Никольского единоверческого монастыря, в 1923—1924 годах жил в бывшем Монастыре и, возможно, служил без зачисления в штат храма свт. Николая на Преображенском кладбище;
  8. Преподобномученик Мина (Шелаев), архимандрит — в 1910—1913 годах исполнял должность учителя церковно-приходской школы при Никольском единоверческом монастыре, фактором становления Ивана Власовича Шелаева как православного миссионера явилась его духовная близость с настоятелем Монастыря игуменом Миной (Шустовым);
  9. Преподобномученик Серафим (Булашов), игумен — в 1899—1915 годах был в братстве Никольского единоверческого монастыря, пройдя все степени от послушника до иеромонаха, а с 1911 года исполнял должность благочинного Монастыря;
  10. Священномученик Сергий Голощапов, протоиерей — в 1922—1925 годах служил без зачисления в штат храма святителя Николая на Преображенском кладбище.
  1. Филарет (Захарович), игум. Об открытии Никольского единоверческого монастыря в Москве Архивная копия от 5 ноября 2013 на Wayback Machine : Ист. записка / Сост. игум. Филаретом. -М.: тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, 1897. −30 с.
  2. Синицын П. В. Никольский единоверческий мужской монастырь в Москве, что в Преображенском. —М.: Типо-лит. Т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1896. −26 с.
  3. 1 2 С-н. А. Сведения о Московском Никольском мужском единоверческом монастыре. -М.:, 1883. −16 с.
  4. 1 2 Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. — М., 1908. — С. 427—429 библиогр..
  5. Собрание рукописей А. И. Хлудова на сайте Исторического музея Архивировано 19 декабря 2007 года..
  6. Из жития преподобномученика Иоасаф (Боев) Архивная копия от 18 июля 2014 на Wayback Machine, бывшего насельника Никольского Единоверческого монастыря
  7. Единоверческое собрание рукописей на сайте Исторического музея (недоступная ссылка). Проверено 5 июля 2009. Архивировано 19 декабря 2009 года.
  8. Русакомский И. К. Ансамбль за Преображенской заставой // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1985. Вып. 2. С. 148—170, ил.
  9. 1 2 3 Александровский. № 291 — церковь Успения Николы, № 303 — Крестовоздвиженская.
  10. Сведения о единоверческих церквах, в особенности же об устроении их в Москве. М., 1858. Л. 25 — 32, 48 — 60 (на церк.-сл. языке, с ил.).
  11. Сайт Реставрационно-иконописной мастерской «Александрия»
  12. Московские церковные ведомости. 1902. № 2.
  13. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 50.
  14. В храме святителя Николая на Преображенском кладбище освятили колокола (недоступная ссылка). // Официальный сайт Восточного викариатства города Москвы.
  15. Преподобномученик Серафим (Булашов), игумен. // «Азбука веры».
  • Паламарчук П. Г. Никольский единоверческий общежительный мужской монастырь // Сорок сороков. Кремль и монастыри. — М.: АО «Книга и бизнес», АО «Кром», 1992. — Т. 1. — 416 с. — 30 000 экз. — ISBN 5-212-00501-9.
  • Статья на сайте Православие.ru: «Преображенское преобразится: на востоке столицы восстановят два монастыря»
  • Никольский единоверческий монастырь // Москва: Энциклопедия / Глав. ред. С. О. Шмидт; Сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
  • Книга о Никольском единоверческом монастыре на сайте Издательства «Компания Спутник+»
  • Монастырь во имя свт. Николая Чудотворца единоверческий на Преображенском кладбище на Ortho-rus.ru
  • Никольский единоверческий монастырь на Russian-church.ru
  • Никольский единоверческий монастырь на Temples.ru
  • Никольский единоверческий монастырь на BestGuide.ru (недоступная ссылка)

Действующие
мужские женские

  • Андроников
  • Крутицкое
  • Никольский (единоверческий)

Недействующие
сохранившиеся частично
сохранившиеся
Несохранившиеся

Инославные
католические старообряческие

Оставьте комментарий