Церковь казанской иконы божией матери Санкт-Петербург

История строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге.

История возникновения Казанского собора в Санкт-Петербурге уходит в первое десятилетие XVIII столетия, когда рядом с госпиталем построили часовню. Ее со временем заменила возведенная из дерева церковь, воздвигнутая в честь Казанской Божией Матери. В начале 30-х годов XVIII столетия величайшим повелением императрицы российского государства Анны Иоанновны был заложен новый каменный храм, ставший главным собором Петербурга. Однако к концу XVIII века он обветшал, поэтому возникла необходимость в постройке нового.

Это был период царствования Павла I, который пожелал, чтобы новое здание Казанского собора в Санкт-Петербурге имело сходство с римским собором Святого Петра. Был объявлен конкурс, на который свои работы представили многие знаменитые мастера зодчества того времени. Однако победа досталась российскому архитектору А.Н Воронихину, и в 1801 году стройка, длившаяся 10 лет, началась. Возведение Казанского собора в Санкт-Петербурге вели исключительно русские крепостные, используя местный строительный материал. После победы русской армии над войсками Наполеона собор Казанской Божией Матери стал символом воинской славы России.

Уникальность проекта Казанского собора состояла в том, что храм был построен вдоль Невского проспекта и был обращен к нему северной стороной. Каноны православного зодчества требовали, чтобы вход находился в западном приделе. Архитектор Воронихин нашел блестящее решение, построив полукруглую колоннаду, состоящую из 96 колонн, устремленных в небо на 13 метров. Вертикальные каннелюры, покрывающие колонны сверху донизу, придают им ощущение легкости и воздушности. Это грандиозное сооружение открывается на главную улицу города Санкт-Петербурга. К сожалению, нехватка денежных средств не позволила соорудить такую же колоннаду и у южного фасада Казанского собора.

Вплоть до Октябрьской революции 1917 года в Казанском соборе в Санкт-Петербурге шли регулярные богослужения. После прихода к власти большевиков крест на куполе собора сменили на позолоченный шар, украшенный шпилем, и организовали в соборе Казанской Божией Матери Музей истории религии, который просуществовал до 1991 года. Позже экспонаты перевезли в другое помещение, а храм вернули прихожанам. Сегодня купол храма вновь венчает крест, а звонница пополнилась новым колоколом, отлитым мастерами Балтийского судоремонтного завода.

Казанский Кафедральный собор – описание внешнего вида.

Казанский Собор в Санкт-Петербурге имеет три входа, каждый из них оформлен портиком, шесть колонн которого поддерживают фронтон треугольной формы с барельефами «Всевидящего ока». В нишах северного фасада прихожан и туристов встречают отлитые из бронзы статуи князя Владимира, великого Александра Невского, а также святых Иоанна Кронштадтского и Андрея Первозванного. Кроме этого, его стены, так же как и стены западного входа, украшены барельефами на библейские темы. Восхищение вызывают и отлитые из бронзы северные ворота, представляющие собой точную копию «Райских врат» флорентийского крестильного дома. Они созданы руками русского мастера Василия Екимова.

Еще одним образцом литейного искусства, поражающим зрителя тщательностью выполнения деталей, является чугунная решетка, полукольцом опоясывающая небольшую площадь напротив западного входа в Казанский собор в Санкт-Петербурге.

С 1837 года неотъемлемой частью архитектурного комплекса Казанского кафедрального собора и Невского проспекта являются отлитые из бронзы памятники великим русским полководцам М. И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли.

Для отделки фасадов Казанского собора в Санкт-Петербурге использовали пудостский камень, из которого построено большинство зданий и дворцов города. Для изготовления 56 колонн, поддерживающих своды храма, Воронихин выбрал розовый гранит Карельского перешейка. Иностранные специалисты, присутствовавшие при строительстве Казанского собора, были восхищены мастерством русских рабочих, которые выламывали огромные массивы гранита из скалы и с большой точностью обрабатывали колонны, практически не используя измерительные инструменты.

Казанский собор в Санкт-Петербурге внутри, фото и описание.

Несмотря на строгость и лаконичность, внутренняя обстановка храма имеет сходство с дворцовыми залами. А льющийся сквозь большие окна свет создает иллюзию легкости массивного купола, имеющего 16 метров в диаметре. Из первоначальных барельефов, украшавших интерьер Казанского собора в Санкт-Петербурге, сегодня сохранилось только два, остальные были утрачены.

Уникальные иконостасы всех пределов, облицованные трофейным французским серебром, в годы Советской власти были разграблены. Сегодня былое величие образов, выполненных академиками живописи О. А. Кипренским, В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, и Ф. П. Брюлловым, восстановлено.

Иконы Казанского собора в Санкт-Петербурге

Конечно же, главными реликвиями храма на протяжении более двух столетий является чудотворная икона Казанской Божией Матери и усыпальница великого полководца М. И. Кутузова. На выполненной по эскизам Воронихина решетке, окружающей его надгробие, развешаны знамена и штандарты, а также символические ключи от городских ворот и крепостей Европы, взятых в ходе Отечественной войны 1812 года.

Икона Казанской Божией Матери в Казанском соборе Санкт-Петербурга

Усыпальница Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга

Многие туристические маршруты по Санкт-Петербургу проложены с обязательным посещением собора Казанской Божией Матери, несмотря на то, что храм действующий. Поэтому во время экскурсии нужно соблюдать тишину и придерживаться определенных правил поведения. В частности, фото и видеосъемка внутри храма запрещены.

Здесь можно не только ознакомиться с внешним и внутренним убранством этого архитектурного и исторического памятника, но и приобрести различные сувениры, освященные в храме иконки и крестики, литературу и фотографии Казанского собора в Санкт-Петербурге, а также поставить свечи. Желающие могут набрать святой воды. Казанский Кафедральный собор ежегодно манит к себе тех, кто ценит альянс удивительной архитектуры, непередаваемой красоты строения и истинной веры.

Петербургский список Казанской иконы Божией Матери

Божией милостью, по предстательству Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге был построен собор и освящен в честь Казанской Ее иконы. Величественный храм во все времена имел особое значение для северной столицы и был тесно связан с историй дома Романовых и судьбой России.

Казанская икона Божией Матери является главной святыней кафедрального собора. Северная (Петербургская) Казанская стала одной из самых почитаемых икон во всем православном мире. В город святого Петра привезли еще при жизни Петра Великого список, принадлежавший царице Параскеве Федоровне. Этот прекрасный древний образ гораздо больше по размерам обретенной в Казани иконы, чудесный лик Царицы Небесной проникает в душу, взирая с нежностью и печалью…

В 1733-1737 гг. на Невском проспекте была построена церковь Рождества Богородицы по образцу Петропавловского собора, в котором хранилась икона Казанской Божией Матери. 3 июля 1739 года в храме было совершено «законное бракосочетание Ея Высочества благоверный государыни принцессы Анны с его светлостью принцем Антоном Ульрихом, герцогом Брауншвейг-Люксембургским». С этой церковью связано одно из драматических событий русской истории — приход к власти Екатерины II в результате дворцового переворота. Именно здесь 28 июня гвардия, Сенат и Синод присягнули новой императрице. Здесь был отслужен благодарственный молебен по случаю победы А.В. Суворова в Турецкой кампании. Здесь состоялось венчание императора Павла I с принцессой Гессен-Дармштадтской. Однако время идет и церковь Рождества Богородицы постепенно ветшает.

На Невском проспекте появляются роскошные дворцы петербургской знати. Необходимо было создать на главной улице города православный храм, достойный чтимого образа Покровительницы нового града. Интересно, что церковь Рождества Богородицы остается нетронутой до конца строительства Казанского собора, все годы строительства здесь служат молебны перед Северной Казанской иконой Божией Матери.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма. В нем участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, архитектор Жан Тома де Томон, живописец-декоратор, мастер паркостроения Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской.

14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н. Воронихиным — бывшим крепостным графа Строганова. Это был молодой творческий и очень одаренный человек, только в 1797 году получивший от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи, а в 1800 году — звание архитектора. После долгих творческих поисков Воронихин находит оригинальное решение. Проект его действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме, однако колоннады русского собора по замыслу архитектора органически связаны с массивом собора и включают храмовый комплекс в ансамбль Невского проспекта. У Казанского собора, представлявшего в плане вытянутый крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока, асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Павел I не успел до своей кончины произвести закладку здания. Начинать строительство пришлось Александру I. Царь отнесся к закладке как к первому важнейшему событию своего царствования. 27 августа 1801 года император, вдовствующая императрица Мария Феодоровна, великие князья в окружении виднейших вельмож присутствовали на закладке здания. Император положил первый кирпич с вензелем и серебряной лопаточкой плеснул на него раствор извести. Когда через две недели после этого события император отправился в Москву на коронацию, строительство собора уже шло полным ходом.

История строительства Казанского кафедрального собора — важнейшая веха в истории петербургского градостроительства. Возведенный за очень короткий срок величественный памятник русского зодчества поражает своим великолепием и красотой. Собор возводился по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина с 1801 по 1811 год на том месте Невского проспекта, где изначально находилась скромная церковь Рождества Богородицы. Но именно в этой церкви хранилась одна из главных петербургских святынь — чудотворная икона Казанской Божией Матери. Строился кафедральный собор Санкт-Петербурга по повелению императора Павла I именно для этой иконы. По желанию императора очертания храма напоминают собор Святого Петра в Риме.

Масштабы строительства поражали: для возведения собора были задействованы тысячи людей: каменщиков, гранильщиков, кузнецов. Материал выбирался самый лучший, но исключительно отечественного происхождения. Удивительны и сроки работ: в течение десяти лет возведен этот храм, который стал самым большим в Санкт-Петербурге — высотой 71,5 м, с уникальной колоннадой, высеченной из гранитных монолитов до 30 тонн весом.

Казанский собор сразу же стал восприниматься как уникальный памятник русского зодчества, произведение искусства, созданное руками простых русских мастеров, которые сделали невозможное молитвами к Господу. Собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, стал первым в России храмом, построенным русским архитектором в европейском стиле. Архитектура, скульптура и живопись соединились в неповторимой гармонии и изяществе: храм построен в стиле ампир, в его архитектуре сочетаются формы базиликального (чисто римского) и крестово-купольного храма. Снаружи и внутри собор богато украшен скульптурными композициями, авторами которых стали лучшие российские скульпторы: Пименов, Мартос, Демут-Малиновский, Екимов и др. Северные двери собора отлиты из бронзы и являются точной копией дверей, выполненных скульптором Гиберти для крестильного дома во Флоренции в XV веке. Рельефные скульптурные работы снаружи и внутри созданы скульпторами Гордеевым, Рашеттом, Прокофьевым и другими. Неотъемлемой частью интерьера собора является храмовая живопись. Художники конца XVIII — начала XIX веков К. Брюллов, Бруни, Басин, Шебуев, Боровиковский, Угрюмов, Бессонов и другие — расписывали иконостас собора, его стены, подкупольные столбы. Прекрасные фрески выполнены в академическом стиле, в манере мастеров эпохи итальянского Возрождения. Наиболее замечательной живописной работой в храме является запрестольный образ «Взятие Богородицы на небо» кисти к Александро-Невской лавре. Собор стал одним из центров; благотворительности Санкт-Петербурга. Казанский собор — памятник русской воинской славы. В июне 1813 г. в Казанский собор из прусского города Бунцлау был доставлен гроб с телом М.И. Кутузова, герой был погребен в северо-восточной части храма. Над усыпальницей возведена бронзовая ограда, позднее сверху установлена картина Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве». После освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы в собор начали поступать ключи от французских крепостей: 97 ключей было размещено на стенах собора. Перед собором в 1837 году по проекту скульптора Орловского установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли.

Все эти годы настоятелями и священниками Казанского собора становились выдающиеся проповедники, писатели, ученые. Одним из таких духовных пастырей стал священномученик Философ Орнатский. По его инициативе в годы Первой мировой войны храм стал центром организации материальной помощи фронту, здесь был открыт лазарет для раненых. В самом храме ежедневно служили молебен о даровании победы над врагом. После Февральской и Октябрьской революций духовенство Казанского собора активно призывает верующих прекратить взаимные распри и объединиться против внешнего и внутреннего врагов. И в смутное время настоятель ведет активную проповедническую деятельность.

Одной из его последних благочестивых инициатив стало создание пещерного храма во имя священномученика Гермогена — образца стойкости и веры. В трудные дни мысли настоятеля Казанского собора не случайно обращаются к образу священномученика Патриарха Гермогена, написавшего тропарь «Заступнице Усердная», составившего службу в честь Казанской иконы Божией Матери, сплотившего Русь в Смутное время. Во время своего пребывания в Москве отец Философ посетил пещерный храм во имя Патриарха Гермогена в Чудовом монастыре, где молился митрополит Петроградский Вениамин во время большевистского штурма Кремля, комнату, из которой владыка вышел за несколько минут до начала обстрела.

В храме предполагалось поместить Казанский образ Пресвятой Богородицы и иконы святых, имена которых носили мученически погибшие митрополит Киевский Владимир и петроградские протоиереи Иоанн Кочуров и Петр Скипетров с соответствующими надписями в память об их кончине. Осколок снаряда, от которого чудом спасся митрополит Вениамин, должен был служить лампадой перед иконой Заступницы Усердной.

В августе 1918 года настоятель собора, ныне причисленный к лику святых, был со своими сыновьями расстрелян.

В начале двадцатых годов во время кампании по «изъятию церковных ценностей» погибает и уникальный серебряный иконостас Казанского собора, с 1929 года в храме прекращаются богослужения, а в начале 30-х годов здесь открывается музей атеизма.

4 ноября 1990 года войдет в историю Казанского собора как день его возрождения. В этот день — праздник Казанской иконы Божией Матери — священником Григорием Красноцветовым, клириком Князь-Владимирского собора, после более чем семидесятилетнего перерыва в здании храма была отслужена Божественная литургия. В соборе была создана община, которая начала восстанавливать церковную жизнь и сам храм.

С праздника Рождества Христова, с зимы 1991 года, в храме стала регулярно совершаться Божественная литургия. Однако… заканчивать службу следовало до 10 часов, поскольку к этому времени открывались двери музея, который продолжал работать в стенах собора. Такое странное соседство храма Божьего и музея атеизма продолжалось довольно долго, пока работники музея ждали переезда в новое здание. Впрочем, вскоре терпение служителей храма было вознаграждено сторицей. Промыслом Божиим именно при переезде музея были обретены мощи великих русских святых.

Вот как эти события описаны в книге «Казанский собор. Исторический очерк строительства и церковной жизни»: «В самом конце 90-х годов случилась неожиданная и дивная находка: в одном из помещений был обнаружен прямоугольный предмет приблизительно в рост человека, зашитый в холст. Когда холст вспороли, то под ним увидели деревянный постамент, на котором под марлей и ватой находились мощи. Сохранились борода, волосы, частицы мышечной ткани. На груди лежал медный крест. На руках — священнические поручи и атласные светлые рукавицы, на одной из них золотом вышито «Святой отче Серафиме», а на другой — «Моли Бога о нас». Директор музея сообщил о находке Патриарху Алексию. Для обследования мощей Патриарх направил епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения. Так были вторично обретены святые мощи преподобного Серафима Саровского».

11 января 1991 года в центральном нефе собора был отслужен молебен Серафиму Саровскому, перед ракой со святыми его мощами Святейший Патриарх сказал: «То, что было достоянием всего нашего народа, то, что казалось безвозвратно утраченным, то, о чем долгие, тяжелые годы сожалели тысячи православных христиан, сегодня здесь перед нами: преподобный Серафим не только духом, но и останками своими с нами… Духовно радуясь, мы прекрасно понимаем, что промысел Божий действует в мире через конкретных людей, через определенные обстоятельства…». Милостью Божией вскоре в храме были обретены мощи еще одного святого, глубоко почитавшего при земной жизни Казанский образ Божией Матери — Иоасафа Белгородского. Мощи были сокрыты на чердаке собора и чудом не подверглись уничтожению.

Святейший Патриарх после службы в Казанском соборе над святыми мощами сказал: «Их обретение — еще одна милость Божия, которую Господь подает нам для укрепления в скорбях, которых так много в наше трудное для России время».

29 марта 1998 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский высокопреосвященный Владимир освятил главный престол и все здание собора. С этого времени в соборе стали совершаться все таинства, включая и таинство священства. С 31 декабря 1999 года по Указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Казанский собор стал кафедральным собором Санкт-Петербургской митрополии, с этого дня все помещения храма официально возвращены Русской Православной Церкви.

«Все в этом мире совершается по воле Божией. За грехи наших предков Господь наказал нас, отступил от земли Русской. Пришла темная сила, разрушая храмы и монастыри, уничтожая верующий народ, уводя его от Бога ложными посулами, создавая ложных богов, отрицая любовь и нравственность, вводя новые чуждые обряды — заменяя жизнь в Боге жизнью во вседозволенности и грехе. В период с 1932 по 1992 год собор был поруган и закрыт. Однако миновало время «вавилонского пленения», вновь открываются храмы, строятся монастыри. По милости Божией и предстательству Заступницы усердной возрождаются храмы духовные в душах людей. В 1998 г. Казанский собор был освящен вновь и ныне стал главным храмом молитвы православного народа Санкт-Петербурга. С большим трудом освобождается собор от вывески «Музей истории религии и атеизма» — атеизм уходит и из душ людей, возвращается уважительное отношение к вере и почитанию Бога. Но пришло время, которого долго ждали верующие люди — вновь звучит молитва под сводами собора. Кончилось царство зла и воссияло солнце добра. Храм возрождается на средства благотворителей, верных чад Русской Православной Церкви. По милости Божией мы вновь имеем возможность ежедневно совершать богослужения и возносить молитвы о здравии и спасении всех православных христиан».

(Из обращения настоятеля Казанского кафедрального собора, протоиерея Павла Красноцветова).

Теги: Казанская икона Божией Матери Санкт-Петербург

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Полное собрание и описание: казанский собор в санкт петербурге молитва для духовной жизни верующего человека.

Казанский собор в санкт петербурге молитва

Икона Казанской Богоматери

Икона Казанской Богоматери – одна из самых распространённых православных икон в России. В самом центре Москвы стоит Казанский собор, где с частичкой мощей Пресвятой девы Марии находится список с оригинальной иконы Казанской Божьей Матери XVI века, написанной для Иоанна Грозного. В Санкт-Петербурге на Невском проспекте находится Казанский собор, построенный в начале XIX века для перенесения в него ещё одного чудотворного списка иконы Казанской Богоматери. Бесчисленное количество раз икона Казанской Богоматери выступала заступницей в тяжкие для России годы смуты, в войне с французами 1812 года и в Великой Отечественной войне.

Иконографически икона Казанской Богоматери относится к типу Одигитрии (Путеводительницы), но небольшой особенностью является оплечный образ Пречистой, и опущенная левая рука Младенца Христа. Правая рука Иисуса благословляет тех, кто обращается к иконе за Божьей помощью и благословением.

Первое упоминание иконы Казанской Богоматери датируется 1579 годом. В тот год сильный пожар уничтожил часть Казанского кремля и половину деревянных строений города. Мусульмане, после взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году отселённые за пределы города, после пожара начали стали говорить о том, что русский Бог отвернулся от своих людей. И вот тут и случилось чудесное явление иконы Казанской Богоматери. вернувшей православным людям веру в Господа Бога. Девятилетняя Матрёна, дочь стрельца, во сне увидела Богородицу, которая указала девочке место, где под пепелищем хранится “чудный образ”, и велела ей идти за помощью к архиепископу и воеводам. Но девочке никто не поверил, и тогда мать Матрёны сама взяла заступ и отправилась на указанное Богородицей место. 8 июля, на глубине порядка метра, и была найдена сияющая чистым светом, завёрнутая в истлевший рукав мужской одежды, икона Казанской Богоматери. На месте чудесной находки был основан Казанский Богородицкий женский монастырь. Первыми монахинями, принявшими в нём постриг, стали Матрёна, принявшая после крещения имя Мавра и её мать.

С момента обретения иконы Казанской Божией Матери православная вера начала своё завоевание народов Сибири и Дальнего Востока. В благодарность за это правители России постоянно выказывали своё уважение и почтение к иконе, украшая её оклад золотом, жемчугом и драгоценными камнями. Екатерина II в 1768 году пожаловала иконе Казанской Богоматери новую ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона императрицы.

Первым задокументированным доказательством силы иконы Казанской Богоматери стало взятие польского гарнизона в Китай-городе в Смутное время. Князь Пожарский, держа в руках список с образа Казанской Богоматери, переданный ему казанским ополчением, поклялся построить храм в честь этой долгожданной победы. Через четыре дня польское воинство было выбито и из Московского Кремля. В честь иконы Казанской Божией Матери и был на Красной площади Москвы был построен Казанский собор.

Ещё одним свидетельством чудотворности иконы Казанской Богоматери стала победа русских войск над французскими в Отечественной войне 1812 года. Доподлинно известно, что генерал-фельдмаршал М.И.Кутузов перед отправлением в армию на фронт молился в Казанском соборе Санкт-Петербурга именно этому образу, являвшемумся списком с оригинальной иконы, хранящейся в Казани. После своей смерти генерал-фельдмаршал был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга, а перед самим собором были установлены бронзовые памятники самому М.И. Кутузову и М.Б. Барклай-де-Толли.

С помощью иконы Казанской Богоматери СССР смог одолеть фашистских захватчиков – в 1941 году митрополиту Ливанскому Илие Салибу было видение, в котором предписывалось эту икону обнести вокруг осаждённых немецкими войсками городов Ленинграда, Москвы и Сталинграда. С Божьей помощью распространение фашистской заразы удалось остановить, а позднее и уничтожить её в 1945 году.

Настолько сильно почитание и крепка вера в силу иконы Казанской Богоматери, что ею родители благословляют молодых к венцу, её вешают рядом с детскими кроватками для покровительственной защитой младенцев, к ней обращаются за помощью в период жизненных невзгод.

На этой странице Вы можете заказать икону Казанской Богоматери

Святой источник

Казанская икона Божией Матери Казанского собора Санкт-Петербурга.

Эта икона относится к числу старейших святынь Санкт-Петербурга. Об ее чудотворении стало широко известно, когда икона находилась еще в скромной церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Петербургской стороне. Бывший настоятель этой церкви священник Тимофей Симеонов в сане протоиерея в 1740-1745 годах настоятельствовал в мазанковом Успенском соборе – при нем началось строительство нынешнего Князь-Владимирского собора. Икона странствовала по Санкт-Петербургу и в первой половине XVIII, и в XX веках. В 1932-1940 годах она побывала в Спасо-Успенском соборе (на Сенной площади), Андреевском соборе на Васильевском острове и в Смоленско – кладбищенской церкви. После закрытия Смоленской церкви в августе 1940 года чудотворная икона была доставлена в Князь-Владимирский собор и пробыла в нем до 2001 года. В июле 2001 года святыня вернулась под родные своды Казанского собора.

Главной святыней Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга является Казанская икона Божией Матери, во имя которой собор был построен. Эта икона, чудесным образом явленная в г. Казани в 1579 г. является одной из самых почитаемых икон во всем православном мире.

В самых общих чертах история иконы сводится к следующему. Летом 1579 г. страшный пожар уничтожил большую часть Казани. Две недели спустя девочке по имени Матрона Онучина трижды являлась во сне Пресвятая Дева, настоятельно требуя, чтобы она сообщила Казанскому архиепископу о Ее святом образе, который находится в подвале сгоревшего дома Онучиных. Сначала девочке не поверили, но после новых явлений Богородицы решили все же копать в указанном Богородицей месте. На метровой глубине был найден образ Пресвятой Богородицы.

День чудесного явления образа (8/21 июля) стал ежегодно отмечаться как большой праздник вначале в Казани, а затем и по всей России. В том же 1579 г. царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы, в который и была помещена обретенная икона. С нее сделали несколько копий, некоторые из которых, как и сама изначальная икона, были признаны чудотворными.

В Смутное время, примерно через 33 года после чудесного явления Казанской иконы Богородицы, Россия подверглась нападению поляков, Москва была ими захвачена. Патриарх Гермоген, который в бытность свою священником в Казани первым описал Казанскую икону и чудеса, ей творимые, был заключен в тюрьму.

Но в 1612 г. ополчение под руководством князя Д.И. Пожарского и К. Минина с образом Казанской Божией Матери во главе разгромило польские войска и 22 октября чудотворный образ Пресвятой Богородицы был крестным ходом внесен в Москву. Позднее стараниями князя Д.И. Пожарского в Москве на Красной площади был возведен первый Казанский собор.

Со времен царя Алексея Михайловича икона стала рассматриваться как Покровительница дома Романовых и праздники во имя иконы (8/21 июля и 22 октября/4 ноября) из местных – московских и казанских – стали общероссийскими.

При Петре I в Санкт-Петербург привозят Казанскую икону, принадлежавшую царице Прасковии Федоровне, родственнице Петра. Согласно последним исследованиям она была списком (копией) с изначального казанского прототипа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, она была помещена в новом Казанском кафедральном, который был возведен для нее архитектором А.Н. Воронихиным. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.

Ее благодатная сила открылась петербуржцам еще в Петровское время, а в 1801-1811 годах для хранения иконы был воздвигнут Казанский собор. С 1923 по 1940 год икона находилась в руках обновленцев. Прибытие чтимой святыни в кафедральный Князь-Владимирский собор Ленинграда предвозвещало конец открытого антирелигиозного террора и скорую ликвидацию церковных расколов. В начале 1941 года митрополит Алексий перенес свою резиденцию из Князь-Владимирского собора в Николо-Богоявленский, который и стал кафедральным на последующие 60 лет. В день, когда началась Великая Отечественная война, митрополит Ленинградский Алексий служил литургию в Князь- Владимирском соборе: 22 июня 1941 года отмечался праздник Всех святых, в земле Российской просиявших. Все 900 дней блокады собор с хранившейся в нем чудотворной Казанской иконой Божией Матери составлял одну из главных духовных твердынь города-фронта. Благодаря неиссякаемому блокадному паломничеству к святыням храма его посещаемость даже в первую блокадную зиму, вопреки опасениям, нисколько не упала, а возросла. По свидетельству очевидцев “стали трамваи, прекратилась подача электрического света, керосина не было. В предутренней тьме, озаряемой вспышками орудийных выстрелов, чрез глубокие сугробы неубранного снега спешили священники, певчие, служащие и прихожане собора со всех концов города… Певчие пели в пальто с поднятыми воротниками, закутанные в платки, в валенках, а мужчины даже в скуфьях. Так же стояли и молились прихожане”.

Голодная смерть косила людей повсюду – на улице, дома, на работе. 14 марта 1942 года список жертв блокады пополнил бессменный с 1933 года председатель двадцатки (староста) Князь-Владимирского собора Иван Моисеевич Куракин. Но утренние и вечерние богослужения в храме не прерывались ни на один день: было много причастников и исповедников, целые горы записок о здравии и за упокой, нескончаемые общие молебны и панихиды. По благословению церковного священноначалия за каждой литургией читалась особая молитва о помощи Божией и даровании победы.

Казанский собор в Санкт-Петербурге – православный кафедральный храм, расположенный в самом центре города. Фасады храма выходят на Невский проспект и канал Грибоедова. Это одно из самых больших сооружений в Северной столице. Его высота достигает 71,5 метра. По его имени названы остров в дельте Невы. мост на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова и улица, которая отходит храма.

История Казанского собора в Санкт-Петербурге

В 1710 году на Невском проспекте рядом с деревянным зданием госпиталя была построена часовня, а позже – деревянная церковь Казанской Божьей Матери. Новый каменный храм по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен в сентябре 1733 года, строился по проекту М. Земцова и был назван Родественским. Значительным украшением построенной церкви была многоярусная колокольня высотой 58 метров.

2 июля из Троицкого собора сюда была перенесена Казанская икона Божьей Матери. И Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени этой иконы. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице.

К концу 18 века здание обветшало и было принято решение построить новый храм. Павел I хотел, чтобы новый храм был похож на собор Святого Петра в Риме и в 1799 году был объявлен конкурс на его проект.

Граф А.С. Строганов, резиденция которого находилась вблизи храма, предложил проект молодого архитектора А.Н. Воронихина, бывшего своего крепостного. Проект Андрея Никифоровича Воронихина был одобрен. В присутствии Александра I закладывается новый храм. Граф Строганов стал ответственным за строительство, которое было завершено к 1811 году. А автор проекта А.Н. Воронихин был награжден орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.

В строительстве храма участвовали только русские мастера. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов. Большинство строителей были крепостными крестьянами, отдававшие все свои заработки хозяевам. Жили они сначала в землянках за городом, а потом в бараках на Конюшенной площади. Для отделки храма использовались отечественные материалы: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк. В наружной облицовке стен — пудожский камень, который привозили из Гатчины .

Колоннада Казанского собора в Санкт-Петербурге

А.Н. Воронихин решил главную задачу. Поскольку на западе храма должен быть вход, на востоке – алтарь, то храм оказывался боком к Невскому проспекту. По решению архитектора перед северным фасадом была возведена грандиозная колоннада из 96-ти колонн высотой 13 метров, выполненная в виде полукруга. И северная часть храма, обращенная к Невскому проспекту, стала парадной, украсив главную магистраль города – Невский проспект. Проект храма не был полностью осуществлён. По плану колоннада должна была быть с обеих сторон: и с южной и с северной. Но построена была только северная колоннада. Перед западным, главным входом в собор, боковые портики обеих колоннад должны были соединиться оградой, окружающей сквер.

Убранство Казанского собора в Санкт-Петербурге

У северного фасада храма можно видеть четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В.И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И.П. Мартос) и Александр Невский (С. Пименов). Бронзовые двери входа с северной стороны здания являются копией дверей крестильного дома во Флоренции. Их отливку и чеканку осуществил Василий Екимов. Замыслы архитектора по внешнему скульптурному оформлению также не были полностью осуществлены. На каменных пьедесталах по обеим сторонам колоннады должны были стоять скульптуры архангелов Михаила и Гавриила.

Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн объединяют пространство зала. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.

Иконы для храма были написаны В. Боровиковским, О. Кипренским, А. Ивановым и другими известными художниками. В 1899–1900 годах перед храмом был устроен сквер.

Памятники М.Б. Барклаю де Толли и М.И. Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге

Все важные события в истории России были связаны с храмом. Отсюда после торжественного молебна уехал в действующую армию фельдмаршал М.И. Кутузов. И сюда же в июне 1813 года был доставлен прах великого полководца. Тело Кутузова было погребено в склепе, сооруженном в северном приделе храма. Рядом разместили трофейные знамена и ключи от городов, сдавшихся русской армии.

Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли органично вписались в архитектурно-скульптурный ансамбль храма. Фигуры полководцев были отлиты из бронзы по моделям скульптора Б. И. Орловского. Памятники идентичны: полководцы изображены во весь рост, на их плечи наброшены плащи. Но если фигура Барклая изображена в ожидании, то Кутузов как бы дает сигнал своим войскам к наступлению.

Службы в Казанском соборе в Санкт-Петербурге

После революции 1917 года с купола был снят крест, на его месте установили позолоченный шар со шпилем, а затем здесь открылся музей истории религии. Икону Казанской Божией Матери перенесли в Князь-Владимирский собор .

Во время блокады Ленинграда в здание попало несколько снарядов. По окончанию войны был проведён капитальный ремонт, а затем и реставрация интерьеров храма.

С 1991 года Казанский собор снова открыт для богослужений. В храм возвращается Казанская икона Божией Матери, а позже на куполе вновь появился золотой крест. К 300-летию Санкт-Петербурга, в 2003 году мастера Балтийского завода отлили самый крупный колокол для храма весом в четыре тонны и высотой более двух метров. В соборе часто проходят церковные службы с участием высших чинов православной иерархии.

Каждый год 12 сентября от храма по Невскому проспекту до Александро-Невской Лавры проходят крестные ходы в честь князя, святого покровителя города Александра Невского.

Казанский собор был построен по проекту А.Воронихина для иконы Казанской Божьей Матери. Эта икона являлась святыней дома Романовых, ее привез на берега Невы еще Петр I. В 1730-е годы была построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы, по проекту М.Г.Земцова, которая находилась примерно на месте нынешнего Казанского собора.

В конце XVIII века церковь вместе с соседними зданиями была снесена, в результате чего образовалась свободная площадь. В центре ее 27 августа 1801 года состоялась торжественная закладка нового собора. Постройка длилась 10 лет, храм был освещен 15 сентября 1811 года.

Главная святыня храма-чудотворная икона Казанской Божьей Матери, явившаяся в Казани в конце XVI века. В 1612-1613 годах, в период борьбы с польскими и шведскими интервентами, икона сопровождала Народное Ополчение князя Д.Пожарского. Затем она находилась в Москве, в Теремном Казанском соборе.

В 1710 году, по повелению Петра I, в Петербург было доставлено старинное повторение (список) с чудотворного образа.

По воле императора Павла I А.Воронихин при строительстве Казанского собора в качестве архитектурного прототипа использовал собор Св. Петра в Риме, но о знаменитом прообразе напоминает лишь мотив полукруглой колоннады перед зданием собора.

В остальном Воронихин создал самостоятельное архитектурное сооружение, гармонично вошедшее в застройку Невского проспекта.

Полукруглая колоннада, украсившая северный фасад храма, обращенный в сторону проспекта, очерчивает небольшую площадь. Колоннаду образуют 95 колонн, а справа и слева она завершается монументальными порталами. У колоннады есть и особое назначение, она закрывает основное тело храма.

По православным канонам собор ориентирован с Запада на Восток, но такое, же направление имеет Невский проспект, таким образом, главный вход в Казанский собор находится не со стороны проспекта, а со стороны Казанской улицы.

Полукружие колоннады отмечено в центре парадным портиком, у зрителя создается впечатление, что главный вход в храм именно здесь. Проект А.Воронихина предусматривал создание подобной колоннады и со стороны южного фасада, но эта идея не была реализована.

В плане собор имеет форму латинского креста, над средокрестием возносится грандиозный купол на высоком барабане.

Наружные колонны, капители, антаблемент, барельефы и облицовка выполнены из пудостского камня. Этот мягкий известняк желтоватого оттенка добывали вблизи Петербурга.

Во внешнем украшении собора огромное значение отведено скульптуре. Над боковыми проездами (на аттиках порталов), помещены барельефы: с восточной стороны-И.П. Мартоса «Источение воды Моисеем в пустыне», а с западной И.П.Прокофьева «Воздвижение медного змия». Над алтарной апсидой барельеф Ж.-Д.Рашетта «Вход Господень в Иерусалим».

Монументальные двери северного входа (со стороны Невского пр.) являются бронзовой копией «Райских врат» Флорентийского Баптистерия, исполненных итальянским скульптором XV века Лоренцо Гиберти.

В нишах по сторонам дверей стоят бронзовые фигуры Святых Иоанна Крестителя (скульптор И.П. Мартос), Андрея Первозванного (скульптор И.П.Прокофьев), Владимир Равноапостольный и Александр Невский (скульптор С.С.Пименов).

В северном портике размещены барельефы «Благовещение», «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет»-работы скульптора Ф.Г.Гордеева.

Особой торжественностью и богатством отличался интерьер храма. Иконостас первоначально сооружался по рисунку А.Воронихина.

В 1836 году его заменил новый, вычеканенный по проекту архитектора К.А.Тона из серебра, отбитого донскими казаками у французов в 1812 году. Большая часть икон иконостаса была написана лучшими художниками первой половины XIX века: В.Л. Боровиковским, О.А.Кипренским, Г.И.Угрюмовым, В.К.Шебуевым,К.П.Брюлловым, П.В.Басина, Ф.А.Бруни.

Казанский собор был освещен в 1811 году, а спустя год из стен храма, отслужив торжественный молебен, войска отправлялись на Отечественную войну.

Из этих стен отправился командовать войсками М.И. Кутузов, в 1813 году тело великого полководца было погребено под сводами Казанского собора в склепе, устроенном в северном пределе храма.

Собор стал местом хранения многочисленных трофеев Отечественной войны-знамен штандартов, ключей от захваченных крепостей и городов.

Мемориальный характер храма был подчеркнут в 1837 году, когда перед боковыми порталами на площади установили памятники М.И.Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли, отлитых по моделям скульптора Б.И.Орловского.

В 1929 году Казанский собор был закрыт, а спустя три года в здании разместился Музей истории религии и атеизма. Находившиеся прежде в храме иконы, частично были переданы Государственному Русскому музею.

Икона Казанской Божьей Матери, главная святыня храма была перенесена в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне. Интерьер был разграблен и серьезно пострадал в результате переделок.

В конце XX века Казанский собор вернули Епархии, а так же храму вернули статус, сегодня это главный Кафедральный собор Санкт–Петербурга. В начале XXI века на свое место вернулась икона Казанской Божьей Матери.

Особую художественную ценность представляет чугунная ограда Казанского собора, со стороны Казанской улицы. Она была создана так же по проекту А.Воронихина.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пилявский В.И.,Тиц А.А.,Ушаков Ю.С.История русской архитектуры-Архитектура_С.,М.,2004, Павлов А.П.Храмы Санкт-Петербурга.Лениздат.,СПб.,2007

Чудотворные иконы в Санкт-Петербурге

В православном христианстве икона издревле рассматривалась как свидетельство Боговоплощения, некий зримый образ Богопочитания. Не зря ведь и название раньше было – не иконы – а образа, лики.

По значимости иконы делятся на чудотворные – чье появление или действие связано с необычайными и значимыми событиями, и чтимые – те, которым верующие оказывают особые знаки внимания.

В Санкт-Петербурге одной из главных святынь является копия, или чудотворный список, с Казанской иконы Божией матери.

Она появилась в северной столице еще во времена царствования Петра I. Позже, императрица Анна Иоанновна, велела построить для нее церковь, названную Рождество Богородицы. А в 1811 году икону поместили в Казанский собор. Говорят, что именно этот чудотворный список во время Великой Отечественной войны в 1944 году вывезли на фронт и пронесли по всем частям армии, готовившейся к прорыву блокады. И верующие утверждают, что именно появление на фронте иконы Казанской Божией Матери способствовало прорыву блокады Ленинграда. С 2002 года и по настоящее время чудотворная икона находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга, где каждую средк перед ней совершают молебен с чтением акафиста.

Другая святыня – чудотворная икона»Всех скорбящих Радость» с грошиками – одна из наиболее любимых петербуржцами, находится в храме Святой Троицы, называемом еще «Кулич и Пасха».

Как принято считать в иконографии, это вариант московской иконы «Всех скорбящих». Но если на московской иконе богородица явлена в царских ризах, то в питерском варианте – она в обыденных одеждах. Видимо, именно этот вариант чудотворного лика ближе сердцам православных горожан.

И третий чудотворный образ – святителя Николая Чудотворца – находится в Николо-Богоявленском Морском соборе. Николай Чудотворец издревле почитался всеми путешественниками и мореплавателями, и не только.

Страждущие молили святого о чуде – и получали желаемое. В этом же храме находятся списки одних из самых чтимых икон в Санкт-Петербурге: Иконы Божией Матери «Троеручницы», «Тихвинской», «Казанской» и «Неопалимой Купины».

Во время великого поста, и не только, многие верующие идут прикоснуться к чудотворным святыням. И дело не только в почитании: именно вера в то, что они помогут страждущим, искренняя, подкрепленная молитвой – творит самые настоящие чудеса!

Оставьте комментарий