Вышенский успенский женский монастырь

Вышенский монастырь

Со дня основания до революции монастырь был мужским. В начале XX века тогдашняя власть монастырь закрыла, здания и всё имущество национализировала, а монахов выселила. В книге «Красный террор в России» на странице 103 есть абзац: «Найдём ли мы в жизни и в литературе описание, аналогичное тому, которое приводит Штейнберг о происшествии в Шацком уезде Тамбовской губернии. Есть там почитаемая народом Вышинская икона Божьей Матери. В деревне свирепствовала испанка. Устроили молебствие и крёстный ход, за что местной ЧК были арестованы священники и сама икона… Крестьяне узнали о глумлении, произведённом в ЧК над иконой: плевали, шаркали по полу, и пошли «стеной выручать Божью Матерь». Шли бабы, старики, ребятишки. По ним ЧК открыла огонь из пулемётов. Пулемёт косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым, лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: «Матушка, Заступница, спаси, помилуй, все за тебя ляжем… Страху уже в них не было никакого». Богослужения продолжались до 1938 года лишь в Христорождественском соборе. Территорию монастыря использовали под свиноферму, детский городок, а с 1938 года здесь обосновалась психиатрическая больница. В 60-х годах прошлого взорвали колокольню.

Задумались о судьбе заброшенного монастыря лишь после канонизации в 1988 году Феофана Затворника. В 1990 году часть зданий передали для женского монастыря. 29 июня 2002 года при участии патриарха Алексия II состоялось торжественное перенесение мощей Феофана в Вышенскую обитель. К 2009 году отреставрировали и Казанский собор. Христорождественский собор сегодня находится в процессе реставрации. С недавних пор с территории монастыря съехала и психиатрическая лечебница. Новые отстроенные корпусы Шацкой психиатрической больницы расположились на выезде из села Выша по дороге на Эммануиловку.

Вышенский затворник

Считается, что удивительно притягательной вышенская глухомань стала для епископа Феофана, который удалился сюда на покой в 1862 году. Сразу после молебна 28 июля Феофан отправился прямо на Вышу, поселившись в настоятельских покоях. Через пять лет он переселился в деревянный флигель, надстроенный над каменным просфорным корпусом специально для него архимандритом Аркадием. Ещё через год, ссылаясь на суетность должности настоятеля, нарушающей внутренний покой, Феофан стал подвижником — сам совершал литургии, в течение шести лет ходил по всем церковным службам. Но его не покидала мысль о полном затворе, ведь ради этого он и пришёл на Вышу. Об уединении Феофан говорил, что оно слаще мёда, а Вышу считал «жилищем Божиим, где Божий небесный воздух». Его самое известное в духовном мире высказывание о том, что «Вышу можно променять только на Царство Небесное». «Вы называете меня счастливым. Я и чувствую себя таковым, – писал он. – И Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество, если бы его восстановили у нас и меня назначили на него».

Феофан Затворник

2015 г. — празднование юбилея выдающегося церковно-государственного деятеля, великого подвижника и богослова святителя Феофана, Затворника Вышенского.

Отец Феофана затворника, Василий Тимофеевич Говоров, был священником и отличался истинным благочестием. Как выдающийся среди духовенства, он был назначен на ответственную должность благочинного и нес ее в течение 30 лет, заслужив одобрение начальства, а также любовь и уважение подчиненных. Отец Василий был человеком прямого и открытого характера, добросердечный и гостеприимный.

В прощальных словах владимирского духовенства звучала надежда на то, что Феофан Затворник, как и его великие предшественники, покинув многозаботливую святительскую кафедру, послужит Церкви своими писаниями и духовными трудами: «…как в древности св. Исаак Сирианин, а в недавнее время св. Тихон Задонский, – оба пребывая на безмолвии после трудов святительских, услаждали церковь Христову драгоценными для нее навеки писаниями и сими трудами своими обессмертили в христианстве свою святую память, которую прославил Сам дивный во святых Своих Бог, – так да процветет в летописях дней св. церкви и возлюбленное имя отшельника – иерарха нашего, дондеже облечется вечным бессмертием небесным от Отца Светов. Да сотворит Господь и да исполнит по сим желаниям нашим искренним, молитвами прославившихся зде угодников Своих, к которым благоговейно и всегда притекал с усердными мольбами о заступлении преосвященный Феофан Затворник» .

От отца же святитель Феофан затворник унаследовал сильный и глубокий ум. Отец-священник часто брал с собою сына в храм Божий, где он становился на клиросе или прислуживал в алтаре. При этом развивался в отроке дух церковности.

Так под мудрым руководством отца и нежной, любовной попечительностью матери при благочестивой настроенности всего семейства протекали первые годы детства: у родителей кроме Георгия было еще три дочери и три сына.

Учеба Святителя Феофана Затворника в училище и семинарии

Надо сказать, что первоначальное образование отрок Георгий получил в родительском доме: на седьмом году его начали учить грамоте. Отец Василий руководил обучением и прослушивал заданные уроки, а учила детей мать. «Еще в детстве Георгий обнаруживал ум весьма светлый, пытливый, доискивающийся первопричины явлений, быстроту соображения, живую наблюдательность и другие качества, приводившие нередко в удивление окружающих. Еще более возвысился, дисциплинировался и укрепился ум его школьным образованием», – пишет один из биографов святителя Феофана затворника И. Н. Корсунский.

Давая наставления о чтении духовной литературы, Феофан Затворник уточнял у своих адресатов, есть ли в их библиотеке творения святителя Тихона: «Читать для знания – одно дело, а читать для назидания – другое. При первом много читается, а при втором не надо много читать, а как только из читаемого что-либо падет на сердце, останавливайтесь и думайте, стараясь и разъяснить, а более углубить в сердце сию мысль. Это то же, что превратить сие в предмет богомыслия. Так питать будете душу и растить, а не насыпать ее, как мешок. … Св. Тихона читаете? – Добре? Никакая книга не может сравниться с его книгами» . А о. архимандрита просил в письме: «Поклонитесь св. мощам свт. Тихона, и приложитесь к ним, и скажите, что это за меня, чтоб помогал мне святитель Божий» .

Святитель Феофан Затворник участвовал в торжествах прославления святителя Тихона, которые прошли в 1861 году. В это время святитель Феофан Затворник находился на Тамбовской кафедре и его участие в торжестве открытия мощей новоявленного чудотворца-святителя «послужило как бы особым благодатным освящением его собственного святительского служения» .

Первые упоминания о монастыре приходят — на 1625 год

Основан монастырь был примерно в 16-17 веке, в письменных источниках впервые упомянут в 1625 году в одной из грамот матери царя Михаила Федоровича — Марфы.

Марфа Ивановна дала Вышенской обители грамоту, в которой было определено новое место — вблизи судоходной реки Цны.

Эманул Нарышкин — обер-комергер, крупный землевладелец и благотворитель. Ему принадлежало место монастыря

А старое место принадлежало монастырю до 1897 года, пока не произошел обмен участками с помещиком Эмануилом Дмитриевичем Нарышкиным.

После начиная с 1625 года и последующие 36 лет, строитель пустыни был иеромонах Тихон и его приемник игумен Герасим. Постепенно увеличивалось количество земель пустыни.

Чернеевский Никольский монастырь — мужской монастырь Скопинской епархии Русской Православной церкви

В то время Вышенская пустынь не была богатой и знаменитой, поэтому в 1724 году ее как малоимущую отнесли к Чернеевскому Никольскому монастырю. На тот момент в ней числилось примерно 4 насельника – строитель иеромонах Авраамий и 3 монаха.

Но вскоре пустынь была восстановлена, но так и осталась приписной.

В 1739 году в монастыре проживали иеромонах Иосиф и 4 насельника. А в 1744 году – 3 монаха и 1 псаломщик.

В 1740 году настоятелем обители становится иеромонах Филарет. А после него в 1743 году – иеромонах Пахомий.

В 1753 году из Троицкого монастыря был переведен иеромонах Авраамий. А через год настоятелем стал игумен Досифей.

Досифей был настоятелем до 1761 года, в то время успенская церковь горела и началась постройка каменной. Освятил ее игумен Василий в 1762 году.

1764 с этого года монастырь стал самостоятельным, заштатным

Во время страшных беспорядков в 1774 году Свято-успенский монастырь был ограблен, но к счастью монахов, находившейся в обители — не тронули.

С 1780 года настоятелем был иеромонах Леонтий, при нем произошло межевание земельных участков, и была составлена опись имущества.

Иеромонах Леонтий был настоятелем ровно 9 лет, после него пришел иеромонах Иоанн. А уже его иеромонах Лаврентий.

Рассвет монастыря приходится на переход — в Тамбовскую епархию

Рассвет монастыря приходится на 19 век, в ведение Тамбовской епархии, которой на тот момент управлял архиепископ Феофил.

Епископ Русской православной церкви, епископ Тамбовский и Шацкий

Именно он из Саровского монастыря перевел иеромонаха Тихона, который под своим чутким руководством отстроил Вешенский монастырь заново.

7 марта 1872 в этот день в храм был отдан список чудотворной Казанской иконы Божией Матери

Были возведены каменная 4-х ярусная колокольня с Троицким храмом, а также кельи и каменная ограда с башнями.

В тот момент в храм, а именно 7 марта 1827 года был отдан список чудотворной Казанской иконы Божией Матери — главная святыня Вышенского.

Икона Казанской Божией Матери помогала людям от множества болезней, помогала в борьбе с недругами. День памяти — 21 июля

С 1866 по 1894 год в монастыре начинает жить епископ Феофан Затворник.

Феофан Затворник — епископ православной российской церкви, богослов, публицист-проповедник. Прославлен в лике святителей

С 1872 года он проводил свое время в затворе — полном уединении. Он собственными руками построил небольшой домовый храм Богоявления Господня для молитв.

6 января 1894 в этот день Феофан Затворник построивший домовой храм Богоявления Господня отошел к Господу

Это время для Феофана Затворника было наилучшее — он читает много книг, занимается иконописью, резьбой по дереву, шитьем одежды для самого себя.

Последние годы в затворничестве он много молился. 6 января 1894 года он отошел ко Господу. Тело его погребли в Вышенской пустыни, в Казанском соборе.

После он оставил очень много своих работ. Мощи Святителя Феофана находятся там, по сей день.

Некоторое время мощи находились в Троице-Сергиевой Лавре, но после возращены в отреставрированный Казанский собор монастыря

В 1920 х годах – монастырь закрывают, а монахов выселяют из обители

В 1920 годах монастырь закрывают, имущество всей обители национализировано, монахов выселяют.

1938 с этого года в строениях монастыря разместили областную психиатрическую больницу

Территория обители после стала использоваться как лесное хозяйство, а также совхоз по свиноводству. А с 1938 года в строениях монастыря обосновали областную психиатрическую больницу.

В 1960 х годах колокольня была взорвана.

Однажды летом в 1972 году иерей Георгий Глазунов и игумен Марк вместе с еще двумя студентами духовной академии, проникли в закрытый тогда монастырь, где был погребен почитаемый епископ Святитель Феофан.

Они увидели, в каком ужасном запустении находится сам монастырь и мощи святого. Они все вместе потихоньку забрали мощи с собой.

Новое возрождение монастыря началось в 1990 году, тогда часть здания была передана церкви для организации в нем женского монастыря.

29 июня 2002 года при поддержке и участии патриарха Алексея II было проведено торжественное мероприятие мощей Святого Феофана Затворника в Вышенскую обитель.

В настоящее время на территории обители – 4 церкви

В настоящее время на территории находится Успенская церковь. После возрождения монастыря церковь была первой, где начались реставрационные работы.

Храм был освящён 21 июня 1998 года архиепископом Симоном.

Отреставрированный храм Успения сейчас выглядит именно так

Казанский собор — начали строить в 1831 году и окончили около 1844 года. Собор имеет пять крестообразных куполов, со всех четырех сторон имел красивые колонны с фронтонами.

В храме 3 престола: средний — казанский, правый — в честь Владимирской иконы Божией Матери, а левый — в честь Рождества Иоанна Крестителя

Именно здесь в главном пределе находится икона Казанской иконы Божией Матери.

1875 в этом году были расписаны стены храма

С 1875 года стены храма были расписаны, на иконостасе находилось несколько икон, которых сам написал Феофан Затворник. Здесь он сам и погребен.

Христорождественский собор — строился в 1874 по 1890 год. Он имел 5 купольный, и был двухпрестольный: главный престол — в честь Рождества Христова, а боковой — в честь мучеников Адриана и Натальи.

В этот собор была перенесена почитаемая икона девяти мучеников Кизических

Также на территории обители находится та самая церковь Богоявления Господня, который строил Феофан Затворник.

В настоящее время много святынь находится на территории Вышенской обители – ковчежец со святынями

Сейчас в обители находится не только мощи Феофана Затворника, но и ковчежец со святыми, в котором собраны частицы мощей древних святых, которые жили на Востоке, а также святых России.

В ковчежце находятся святыни со Святой Земли, где прошла почти вся жизнь Иисуса Христа — от рождества до распятия и вознесения

Святыни, которые находятся в ковчежце:

  • Свт. Феодосия Черниговского;
  • Свт. Иоанна Суздальского;
  • Частица Мамрийского дуба;
  • Частица гроба Господня;
  • Камень св. горы Афон из Иверской часовни;
  • Свт. Филарета, митрополита Московского;
  • Свт. Иоанна Новгородского;
  • Свт. Иннокентия, митрополита Московского;
  • Неизвестного святого;
  • Свт. Филарета, митрополита Киевского;
  • Свт. Игнатия Ростовского;
  • Прп. Шио Мгвимского Грузинского;
  • Прп. Евагрия Грузинского;
  • Прмч. Хозевитского Иерусалимского;
  • Прпп. отцев иже на Синае;
  • Прп. Серафима Саровского;
  • Прмч. Иоасафа Снетогорского Псковского;
  • Прп. Амвросия Оптинского;
  • Прп. Анатолия Оптинского младшего;
  • Новомучеников Киевских;
  • Прп. Киево-Печерских святых;
  • Прмч. Евстратия Печерского;
  • Прп. Макария Калязинского;
  • Прп. Саввы Звенигородского;
  • Прп. Феодосия Тотемского;
  • Блж. Василия Московского;
  • Прп. Германа, архимандрита Святогорского;
  • Блгв. кн. Михаила Тверского;
  • Блгв. кнн. Константина, Михаила и Феодора Муромских;
  • Блгв. кнн. Петра и Февронии Муромских;
  • Частица крови сщмч. Владимира, митрополита Киевского;
  • Частица мантии прп. Серафима Саровского;
  • Частица рясы св. прав. Иоанна Кронштадтского;
  • Частица схимы прп. Иова Почаевского;
  • Частица одежды от мощей свт. Иоанна Тобольского;
  • Частица гроба прп. Ионы Киевского;
  • Прп. Антония, наместника Троице-Сергиевой Лавры;
  • Задонских подвижников: архиеп. Антония, схиигумена Евсевия, иеросхим. Нафанаила, иеросхим. Авраамия, иеросхим. Агапита, иеромонаха Павла-Иринея, затворника Георгия, схимон. Митрофана, старицы Евфимии, блж. Антония;
  • Частица гроба прп. Кукши Одесского;
  • Лист неопалимой купины.

Также находятся мощи четырех рязанских святителей. В ковчежце находятся мощи святителя Феодорита Рязанского, священномученика Мисаила Рязанского, святителя Гавриила (Городкова) и святителя Мелетия (Якимова).

Мощи в Вышенскую обитель были переданы в дар, и привезла их монахиня Мелетия

У Вышенской обители есть свой — официальный сайт

Не многие знают, что у обители в настоящее время есть — официальный сайт.

На нем можно узнать об истории монастыря, его наместниках, игуменьях. Всех кто хочет, может посмотреть когда, в какие дни и во сколько проходят богослужения в храмах.

А также даже можно посмотреть, сколько будут стоять требы.

Как добраться до обители также указано на сайте. Адрес проезда: 391574, Рязанская область, Шацкий район, п. Выша, ул. Заречная, д. 20.

В монастырь можно добраться на автобусе и на личном транспорте.

В монастырь можно добраться из Рязани — на автобусе, с автовокзала «Центральный» до города Шацка. Оттуда возможно поездка на частной маршрутке, она доставит вас до Выши.

На личном автомобиле следует ехать из Рязани по автодороге М-5 в направлении города Шацка, а проехав Шацк, двигаться по указателям на Конобеево. У Конобеево поворачивайте направо, на первой развилке — снова направо, на Быкову Гору; далее — прямо к Выше.

Заранее, чтобы приехать на службу, можно уточнить информацию по телефону: 8 (49147) 2-73-73.

Или написать на электронную почту обители:

Оставьте комментарий