Пенза музей одной картины

О музее

Мемориальная доска на здании музея

Уникальный, единственный в России и мире музей такого рода. Он не имеет постоянной экспозиции. Вниманию посетителей (зал рассчитан на 37 мест) представляется одно единственное живописное полотно, подробный рассказ о котором предваряет слайд-фильм о жизни и творчестве художника. Сеанс длится 45 минут. Он включает в себя слайд-фильм, рассказывающий о культуре той эпохи, когда жил и творил художник. По слайдам зрители знакомятся с творчеством мастера, его наиболее значительными произведениями. По завершении фильма открывается занавес и взору публики предстаёт картина, показ которой также сопровождается пояснительным текстом и музыкой.

Все литературно-музыкальные композиции поставлены по сценариям московского писателя В. И. Порудоминского режиссёром Л. Б. Веледницкой. Текст читали ведущие актёры столичных театров: Михаил Ульянов, Олег Ефремов, Олег Табаков, Ростислав Плятт и др. Режиссёр-постановщик слайд-фильмов В. П. Сазонов.

Музей расположен в здании, являющимся памятником архитектуры второй половины XIX века.

Автор идеи и инициатор создания музея — Георг Васильевич Мясников (1926—1996), второй секретарь Пензенского обкома КПСС. 6 марта 2002 музею было присвоено его имя, а на здании музея открыта мемориальная доска, посвященная Г. В. Мясникову. После открытия этого музея, по мнению академика Д. С. Лихачёва, начался «пензенский музейный ренессанс».

В январе 2013 г. был закрыт на переоснащение новыми мультимедийными технологиями и ремонт. В настоящее время музей работает в обычном режиме. Ежедневно, кроме четверга, в 13:00 в обязательном порядке проводится сеанс для одиночных посетителей.

По версии российского издания журнала «Forbes» (2011), музей входит в число шести примечательных музеев мира (под № 3), посвященных одной вещи, которые заслуживают внимания каждого.

Экспозиции музея

С 1983 года по настоящее время в музее всего выставлялись 20 картин и одна икона:

  • В. И. Суриков «Взятие снежного городка» (1983, из собрания Государственного Русского музея)
  • Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (1983, из собрания Государственного Русского музея)
  • П. А. Федотов «Сватовство майора» (1984, из собрания Государственного Русского музея)
  • А. А. Пластов «Весна» (1984, из собрания Государственной Третьяковской галереи),
  • В. Попков «Шинель отца» (1985, из собрания Государственной Третьяковской галереи)
  • И. Я. Репин «Вечорницы» (1985, из собрания Государственной Третьяковской галереи)
  • И. И. Шишкин «Корабельная роща» (1986, из собрания Государственного Русского музея)
  • Тициан «Портрет молодой женщины» (1987, из собрания Государственного Эрмитажа)
  • К. С. Петров-Водкин «После боя» (1987, из собрания Музея Вооружённых Сил)
  • В. Л. Боровиковский «Портрет князя Куракина» (1988, из собрания Государственного Русского музея)
  • А. К. Саврасов «Весенний день» (1989, из собрания Владимирского художественного музея)
  • Рембрандт и Ян Викторс «Авраам и три ангела» (1990, из собрания Государственного Эрмитажа)
  • В. М. Васнецов «Ковёр-самолет» (1991, из собрания Нижегородского художественного музея)
  • И. И. Левитан «Октябрь» (1992, из собрания Самарского художественного музея)
  • Б. М. Кустодиев «Портрет Ф. И. Шаляпина» (1994, из собрания Государственного Русского музея).
  • Икона Казанской Божией Матери (2005—2009, из собрания Пензенской епархии).
  • И. И. Шишкин «Лес-осинник» (2009—2013, из собрания Пензенской картинной галереи)
  • Денис Санталов (Пенза, современный художник) «Храм строится…» (2013—2015)
  • Франц Винтерхальтер «Портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой» (2015—2016, из собрания Пензенской картинной галереи)
  • К. Д. Флавицкий «Княжна Тараканова» (2016—2017, авторское повторение из собрания Пензенской картинной галереи)
  • И. К. Макаров «Девочки-сёстры (Портрет Лизы и Наташи Араповых)» (из собрания Пензенской картинной галереи)

Музей одной картины им. Г. В. Мясникова

В мире существует множество музеев, отличающихся от традиционных учреждений, созданных для хранения и показа каких-либо предметов. Они привлекают посетителей своими оригинальными экспозициями или необычными экспонатами. Пензенский музей одной картины — единственный в своем роде, представляющий всего одно полотно.

Гости музея имеют возможность не только услышать краткий рассказ о выставляемой картине, но и узнать об эпохе, в которой создавалось полотно, истории его написания, познакомиться с биографией автора, направлениями его творчества. Все действо проходит в небольшом зрительном зале, где демонстрируется документальное слайд-шоу, рассказывающее о единственной картине музея. Показ длится почти 40 минут. После просмотра открывается занавес, и тогда зрители могут видеть сам живописный шедевр. Рассказ о картине идет в сопровождении музыкальных произведений. А создаются подобные ленты известными сценаристами и режиссерами, которые приглашают для озвучивания текстов знаменитых российских актеров. Посетители музея могут услышать голоса О. Табакова, М. Ульянова, О. Ефремова, Н. Гундаревой и других.

Экспозиция музея периодически меняется. За годы существования здесь выставлялось почти двадцать картин, привозимых из знаменитых музеев России: Третьяковской галереи, Эрмитажа, Пензенской картинной галереи и других. Среди полотен были работы В. М. Васнецова, И. И. Левитана, А. К. Саврасова, Ф. Винтерхальтера и других маститых художников.

Придумал такой необычный музей Г. В. Мясников, уроженец Пензенской области, посвятивший всю свою жизнь родному краю. Работая на руководящих должностях в городской власти, Георг Васильевич прилагал много усилий для создания в крае различных культурных учреждений, открытия новых музеев, организации мест отдыха для жителей региона. Занимался Мясников и краеведческой работой, в результате которой было выпущено множество статей и две книги об истории и развитии Пензенской области. На здании музея имеется мемориальная доска в честь его идейного создателя Г. В. Мясникова.

Музей одной картины с 1983 года располагается в здании, памятнике архитектуры XIX века, и является отделением картинной галереи имени К. А. Савицкого. В 2013 году в помещении музея проходила реконструкция, а зал для показа был переоборудован новой современной техникой. Согласно журналу Forbes в 2011 году Пензенский музей вошел в список из шести самых интересных музеев мира, которые демонстрируют один-единственный экспонат.

Отзыв: Музей одной картины имени Г.В. Мясникова (Россия, Пенза) — Картины не должны быть слишком картинными… (Ральф Эмерсон)

Сегодня расскажу вам про уникальный музей, которые единственный не только в России, а единственный в мире — Музей одной картины им. Г. В. Мясникова.
Он стоит третьим в списке шести необычных музеев по версии «Forbes» после шведского музея «Васа» — Уникальный музей-корабль, пролежавший под водой ровно 333 года! , в котором я тоже была.
Небольшое и неприметное одноэтажное здание конца 19 века стоит на улице Кирова, от отеля «Гелиопарк», гдк мы жили идти по прямой, никуда не сворачивая, минут 15 неспешным шагом.
В феврале 1983 года было торжественное открытие этого музея. Идейным автором этого музея стал Георг Васильевич Мясников (чье имя и носит музей).
Его идею поддержал директор Пензенской картинной галереи В. П. Сазанов.
Кстати, Музей одной картины является филиалом Пензенской картинной галереи имени К. А. Савицкого.

Придя в музей мы увидели вот эту табличку, не знали мы, что нельзя просто так сюда пожаловать…
Времени было 12-20…

Вернемся в музей через пару абзацев, а пока расскажу какой интересный памятник стоит прямо рядом с музеем.
Вот такие рекламные щиты стоят по всему городу, мне очень понравился этот проект «Красная линия».
Посмотрите какая лаконичная и исчерпывающая информация дана памятнику Первопоселенца. Мне и добавить нечего.
Признаюсь была мысль просто перепечатать информацию, но все-таки не стала «крысятничать»…

Памятник стоит в очень удачном месте на высоком холме, позади него оборудована небольшая смотровая площадка, откуда вся Пенза, как на ладони.

Обойдя памятник с другой стороны, я с удивлением увидела, что передо мной только конь, а Первопоселенец куда-то ушел:)))

Купола Троицкого женского монастыря отсюда были хорошо видны, а ведь мы только полчаса назад гуляли по его территории, я потом постараюсь вам о нем рассказать и показать в каком-то другом отзыве, создать отдельную тему о нем не удалось, точнее, отзыв посчитали никому ненужным и отправили в категорию «синих», этот ресурс научил меня » с волками жить — по-волчьи выть», я стала меркантильной и перестала заниматься благотворительностью в виде написания «синих» отзывов…
Если присмотреться, то можно увидеть и Суру, реку, на которой стоит Пенза.

Погода была не ясная и солнечная, но зато без дождя, и мы уже за это были ей благодарны.

Наши «умные» смартфоны, конечно, считали QR-код и персональный гид по городу уже был у нас в кармане))

А вот краткая информация и о Музее одной картины.

Так вот времени было 12-20, ждать до 13-00 было непозволительной роскошью, планов у нас было много и каждая минута на счету.

Мы позвонили в звоночек, к нам вышла милейшая женщина, мы объяснили ситуацию, что туристы из Москвы, времени в обрез, но хотим в музей, она пригласила другую милую женщину, которая сказала, что так как сейчас в музее нет группы, то она сделает для нас исключение и даст нам возможность ознакомиться с музеем, но в 13-00 когда придут посетители по времени, то наш визит будет окончен.
Конечно, мы согласились.

Никакой кассы в музее нет, просто нам озвучили цену: взрослые — 100 рублей, школьники — 60 рублей.
Мне вообще очень нравятся цены в Пензе))

Войдя в музей мы попали в небольшой холл.

На стенах много афиш картин, которые здесь выставлялись, смена картины происходит примерно 2 раза в год, все зависит от того, на какой срок музей по договору получает картину в пользование.

А это портреты инициаторов музея: Г. В. Мясников и В. П. Сазанов.
(на портрете, который отражается в зеркале — К. А. Савицкий).

В этом году в честь юбилея в Музее одной картины выставляются произведения искусства из Пензенской картинной галереи им. К. А. Савицкого.

Музей состоит из одного-единственного зала, по которому и ходить-то не надо. Он небольшой, с камерной атмосферой, 5 рядов по 7 мягких кресел.

Перед нами экран, то есть мы попали в своеобразный кинотеатр.
Уникальность этого музея в его формате. Сначала в фильме, который смонтирован из нарезки интересных кадров о художнике, о том, с чего начинался замысел написания картины, непосредственного о работе над ней и дальнейший рассказ идет уже о судьбе произведения искусства до наших дней.
Фильм, как нам рассказали, специально заказывается под определенную картину, примерно полгода уходит на его создание, так как огромное количество информации нужно скомпановать в фильм, который должен быть не более сорока минут.
В фильме обязательно присутствует рассказчик, это, конечно, не человек с улицы, а кто-то хорошо разбирающийся в живописи.
Ненавязчивое музыкальное сопровождение очень располагает к восприятию.

История начинается издалека. С событий предшествующих написанию картины. Нам показывают и старый Питер и старую Москву, плавно подходя к личности художника.

А вот появляется и наш рассказчик…

Знаете, у него очень приятный голос, он неспешно и так завораживающе вел рассказ, что мы сидели, как околдованные, дети просто онемели, не многим дано так владеть аудиторией с экрана.
Мне очень стыдно, но я не запомнила имя этого человека.

Вот и наш сегодняшний герой — художник Константин Флавицкий, которого прославила одна картина, за которую он получил звание профессора исторической живописи.
Флавинский пытался продать свое творение за границей, запросил за нее баснословную сумму в 18000 рублей, но покупателя не нашлось.
Его картина была выкуплена уже после его смерти Павлом Третьяковым для своей галереи за 4000 рублей.

Для наглядности и лучшего погружения в информацию нам представили живой образ картинного персонажа.
Так кто же это? А это госпожа Тараканова, которая выдавала себя за незаконнорожденную дочь Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского, за что и была по приказу императрицы заточена в Петропавловскую крепость. В очень некрасивой истории принимал участие граф Орлов, он уверил девушку в своей любви и даже предлагал венчаться, но все было подстроено, что не делает ему чести.

Вся история с ее рождением и подлинным именем покрыта тайной, даже перед смертью она не сказала священнику своего настоящего имени.
Ее фамилия Тараканова как бы нарицательная, потому что так называли всех незаконнорожденных детей императрицы Елизаветы Петровны.

До сих пор неизвестно точно на самом деле была ли она дочерью царской особы и наследницей престола, в любом случае ее туда не допустили.
Летом я была в Новоспасском монастыре, где экскурсовод нам поведал немного другую историю о жизни княжны Таракановой.

И вот интереснейший рассказ окончен, все затаив дыхание ждали, а что же дальше. Я была уверена, что нам предложат пройти в другой зал, где выставлена картина.

Но ту происходит практически чудо — экран поднимается, раздвигаются шторы и перед нами картина Константина Флавинского «Княжна Тараканова». Все так и ахнули!

Уже скоро, в ноябре эта картина вернется в Третьяковскую Государственную галерею — вот эта картина в Третьяковке , а ее место займет полотно Ивана Кузьмича Макарова «Две сестры: портрет Лизы и Наташи Араповых», написанное в 1879 году, которое находится в Пензенской картинной галерее.

А это фотографии из Новоспасского монастыря, где и покоятся останки княжны Таракановой, другую версию ее жизни можно прочитать в отзыве — Подворье Патриарха Московского и Всея Руси в Спасской слободе (Россия, Москва) — Не выбирает Бог среди людей. И ждёт смиренно одного, — Когда же люди выберут его…

Дети, которые перед посещением музея были настроены скептически, вышли оттуда под большим впечатлением. И моя сестрица с задумчивым видом изрекла, на мой взгляд, просто гениальные слова: а ведь такой фильм можно снять про любую картину…
Совершенно верно, у каждого произведения искусства своя история и своя судьба, и каждое достойно своей минуты славы…
Когда мы приходим в любой художественный музей, мы ходим и смотрим на ряды картин, не задумываясь о том, что каждая картина — это частица жизни художника, что с ней что-то связано, был мотив к написанию, да и вообще картину можно сравнить с человеком с момента рождения, только картины живут дольше, намного дольше…
Несомненно, уникальный музей! Будете в Пензе — Музей одной картины должен стоять в списке первым к посещению!

Музей одной картины в Пензе

Музей одной картины в Пензе (Пенза, Россия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт. Предыдущая фотография Музей одной картины имени Г. В. Мясникова, Пенза

Музей одной картины в Пензе можно назвать одной из самых известных и посещаемых достопримечательностей города. Аналогов нет ни в России, ни в мире. В Музей одной картины приходят для того, чтобы сосредоточить свое внимание на одном-единственном предмете искусства. Здесь нет масштабных экспозиций и большого числа экспонатов, а выставляется всего лишь одна картина. Разумеется, далеко не каждое произведение искусства может попасть в стены музея, а лишь самое достойное.

Своим появлением Музей одной картины обязан второму секретарю Пензенского обкома КПСС Георгу Васильевичу Мясникову. Именно он придумал идею выставлять одну картину и затем всячески способствовал открытию музея.

Музей был открыт 12 февраля 1983 г. Стоит отметить камерность помещения — зал рассчитан всего лишь на 40 человек. Сеанс одного посещения музея длится 45 минут. За это время посетители успевают посмотреть слайд-фильм, в котором рассказывается об авторе произведения, его работах и эпохе, в которую он жил. К слову, фильм всегда записывается на московских студиях, и озвучивают его лучшие российские (а раньше — советские) артисты. Затем открывается занавес, и перед зрителями предстает шедевр живописи.

Музей одной картины — это филиал Пензенской картинной галереи им. Савицкого.

Своим появлением Музей одной картины обязан второму секретарю Пензенского обкома КПСС Георгу Васильевичу Мясникову. Именно он придумал идею выставлять одну картину и затем всячески способствовал открытию музея. Интересно, что известный академик Лихачев был очень рад открытию этого уникального места: «После этого в Пензе начался музейный ренессанс», — отмечал Дмитрий Сергеевич.

Обратите внимание на здание музея одной картины — это памятник архитектуры второй половины 19 века. Дом строился для пензенского полицмейстера.

В разные годы здесь можно было увидеть полотна Левитана, Кустодиева, Петрова-Водкина, Саврасова, Репина, Шишкина, Сурикова и многих других всемирно известных художников. В 2011 г. журнал «Форбс» отметил музей одной картины как достойный внимания и поместил его на третье место в списке других шести аналогичных музеев, расположенных по всему миру. Стоит отметить, что на сегодняшний день музей посетили уже около 500 000 человек.

В 2013 г. музей оснастили новыми мультимедийными технологиями.

В мире есть несколько музеев одной вещи. Например, Музей туринской плащаницы в Милане, Музей колокола свободы в Америке, Музей корабля в Швеции.

Практическая информация

Время работы: понедельник, среда, пятница — воскресенье: 11:00 — 18:00, вторник, четверг: выходные. Сеансы каждый час по предварительным заявкам. Кроме того, в 13:00 проходит льготный показ для одиночных посетителей. Вход: 120 RUB, пенсионеры, студенты: 80-90 RUB, дети: 80 RUB, студенты профильных учебных заведений, художники, ветераны войны и труда, воспитанники детских домов и интернатов: бесплатно.

Цены на странице указаны на август 2018 г.

Как добраться

На общественном транспорте до остановки «Лермонтовская библиотека».

Адрес: ул. Кирова, 11.

Оставьте комментарий